|
Призрак бродит по "Титановой долине"21.02.2011 — Аналитика В марте 2011 года Свердловская область приступает к созданию особой экономической зоны "Титановая долина". Власти рассчитывают с ее помощью привлечь в регион инвестиции крупнейших промышленных корпораций уровня Boeing. При этом бизнесмены сомневаются, что планы удастся реализовать: до сих пор не найдены деньги на создание инфраструктуры, не определены перспективы развития промышленной площадки и даже не известны направления деятельности будущих резидентов "долины". Эксперты уверили обозревателя "РусБизнесНьюс" в том, что особая зона, скорее всего, превратится в обычный оффшор, который позволит бизнесу беспошлинно ввозить в Россию импортные товары. Решение о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) в Свердловской области было принято правительством России в декабре 2010 года. Разместится она на площади в 750 гектаров между городами Нижний Тагил и Верхняя Салда. Необходимая инфраструктура будет создаваться в два этапа. Первоначально в 2011-2013 годах будет потрачено 10 миллиардов рублей на обеспечение площадки энергоресурсами. В дальнейшем предполагается возведение объектов социальной инфраструктуры. По словам свердловских чиновников, предусмотрено строительство жилого городка из 30 домов, спортивных и культурных объектов, четырехполосной автомобильной дороги и скоростной железнодорожной линии между Тагилом и Салдой. Намечена также реконструкция бывшего военного аэродрома Салка, который планируется задействовать в логистической цепочке по доставке в "Титановую долину" грузов из-за рубежа. Своим названием особая экономическая зона обязана ОАО "ВСМПО-Ависма" - поставщику титановых изделий для ведущих авиастроительных корпораций мира. Предполагается, что партнеры предприятия и станут первыми резидентами "долины". По словам заместителя министра экономики Свердловской области Виктора Долженко, подписаны четыре соглашения о намерениях с компаниями, которые занимаются обработкой титана и производством металлообрабатывающего оборудования. Имеются также 12 писем-заявок от других партнеров "ВСМПО-Ависмы", которые задействованы в работе СП "Урал Боинг Мануфактуринг". Всем им предстоит защитить бизнес-планы в Минэкономразвития России, после чего они получат статус резидентов ОЭЗ. Участники "Титановой долины" получат серьезные налоговые и таможенные льготы: предприятия, которые предложат проекты стоимостью более 3 миллионов долларов США и потратят в первый год работы 1 миллион долларов США, будут освобождены от имущественного, земельного и транспортного налога. Кроме того, им снизят на 4,5% налог на прибыль и не будут взимать налог на добавленную стоимость и облагать таможенной пошлиной ввозимые иностранные товары. Представители правительства Свердловской области утверждают, что через два месяца будет создана управляющая компания и закончена экономическая концепция ОЭЗ, а уже в марте будет заложен первый камень на грандиозной стройплощадке. Правда, как сообщил В.Долженко, на разработку проекта планировки и продвижение "Титановой долины" нужны средства, а они в региональном бюджете 2011 года не заложены. Федеральное финансирование в этом году также не предусмотрено. Предприниматели считают, что начать создавать инфраструктуру можно и без государственного финансирования, но для этого нужна ясность относительно планов будущей администрации ОЭЗ. Такой ясности бизнес пока не имеет. Члены Свердловского союза промышленников и предпринимателей, обсудившие перспективы строительства "Титановой долины", не получили ответа ни на один свой вопрос. Руководитель ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" Давид Гайдт, в частности, спросил, придется ли резидентам зоны платить за подключение к сетям, и вообще, не лучше ли построить энергетические мощности на месте, чтобы не тратиться на передачу электричества? По его мнению, при потребности в 150 МВт проще поставить электростанцию в самой "долине", чем развивать всю энергосистему Свердловской области и вести затем отводы непосредственно в ОЭЗ. Возведение новых мощностей интересно бизнесу и позволит обойтись без бюджетных средств. Те же вопросы возникают и при газоснабжении особой зоны, но ответов на них у властей пока нет. По словам В.Долженко, министерство экономики делало оценку необходимой мощности, но оно не готово назвать конкретные цифры. Чиновникам для составления целостной картины по нагрузкам необходима детальная информация от резидентов. Председателя совета директоров ОАО "Трубная металлургическая компания" Дмитрия Пумпянского интересовало, окупятся ли инвестиции в инфраструктуру при нынешнем довольно-таки скромном количестве заявок потенциальных резидентов. По его данным, в особую зону в Липецкой области было вложено довольно много средств, а отдача пока очень скромная: построен стекольный завод и ряд комплектующих производств. Ответа на свой вопрос Д.Пумпянский также не получил: чиновники лишь посоветовали ему предлагать идеи и проекты, чтобы оперативно защитить бизнес-планы в Минэкономразвития. Весьма призрачной пока выглядит и реконструкция транспортной инфраструктуры. По словам Виктора Долженко, с аэродромом в Салке пока ничего не ясно. Не проработан и вопрос увеличения пропускной способности автодороги между Нижним Тагилом и Верхней Салдой. Эксперты полагают, что "четырехполосное" шоссе станет разорительным для налогоплательщиков: один километр дороги с твердым покрытием россияне строили в 2010 году в среднем за 17,6 миллиона долларов, в то время как в Евросоюзе - за 6,9 миллиона, а в Китае - за 2,2 миллиона долларов. Очевидно, что часть средств, якобы идущих на дороги, присваивается лицами, располагающими административным ресурсом. В связи с этим эксперты предрекают крах любым экономическим проектам в России ровно до тех пор, пока заинтересованность в присвоении ренты будет преобладать над желанием построить качественную инфраструктуру по разумным ценам. Бизнесмены в связи с этим резонно поинтересовались: если перспективы неясны, инфраструктура не готова, а главное, непонятно, где брать деньги на ее создание, то в основание чего мы будем закладывать первый камень? Дмитрий Пумпянский пояснил коллегам, что проект долгоиграющий и при разумном подходе он даст сильный толчок развитию горнозаводской части Свердловской области. Он по достоинству оценил предоставленные экономические льготы - особенно отсутствие НДС и таможенных пошлин при ввозе импортных товаров. Власти Свердловской области заявили, что компании, которые до июня 2011 года представят бизнес-план и зарегистрируются до конца будущего года резидентом ОЭЗ "Титановая долина", получат возможность реализовывать свою продукцию на территории стран Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) без ввозных таможенных пошлин и налогов. Эти льготы будут действовать до 1 января 2017 года. Эксперты полагают, что до этой даты "Титановая долина" и будет интересна бизнесу, который получит возможность закупать в Китае комплектующие, собирать из них готовые изделия и продавать беспошлинно на постсоветском пространстве импортные товары. Велика вероятность, что именно этим в течение ближайших пяти лет резиденты "долины" и будут заниматься. Что будет потом - никто прогнозировать не берется. Условия для выпуска продукции высоких переделов с длительным циклом изготовления в России пока не созрели. Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |