Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Как застраховать Россию от лекарственной коррупции?
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Как застраховать Россию от лекарственной коррупции?

Как застраховать Россию от лекарственной коррупции?

11.03.2011 — Аналитика


Свердловская область столкнулась с дефицитом лекарств, выдаваемых по льготным рецептам. Государство, по сути, оказалось не в состоянии реализовать продекларированную социальную политику. И причина тут не в отсутствии бюджетных средств, а в их банальном растаскивании. Этому не мешает даже закупка лекарств по конкурсу: как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", чиновники прекрасно научились использовать аукционы в своих интересах. Эксперты убеждены, что вместо обеспечения льготников бесплатными лекарствами надо переходить к лекарственному страхованию. Мешает этому неготовность общества и государства.

В Свердловской области произошел сбой в обеспечении необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан. Под эту федеральную программу правительство России выделяет немалые средства. На 2011 год региону было перечислено из федерального бюджета 1,3 миллиарда рублей. Воспользоваться ими должны были 134 тысячи свердловчан, но многие их них почему-то оказались за бортом программы: к марту несколько сотен больных не смогли обменять в аптеках выписанные рецепты на нужное лекарство. Разбирательство выявило интересные подробности.

Бесплатные лекарства для граждан, имеющих льготы, поставляют частные компании. Отбираются они на аукционах, которые проводит министерство здравоохранения. В Свердловской области с начала 2011 года не прошел ни один конкурс. Ближайший должен был состояться 4 марта, но он был отменен региональным Управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС). Причина, как всегда, банальна: чиновники от здравоохранения ущемляют конкуренцию. Делают они это довольно изощренно: например, выставляют на аукцион лот на поставку продуктов питания вкупе с сильнодействующими и наркотическими препаратами. Как известно, работать с наркотиками может далеко не всякая компания. В Свердловской области, как утверждает министр здравоохранения Аркадий Белявский, необходимой лицензией обладают всего две организации - между ними и разыгрывается лот. Привязав к сильнодействующим препаратам продукты питания, для поставки которых лицензия не нужна, чиновники тем самым отсекли массу поставщиков. Можно лишь догадываться, как их за это отблагодарили владельцы "наркотических" лицензий.

Предприниматели указывают и на более интересные факты. В объявленных Министерством здравоохранения аукционах указываются совершенно разные тарифы на оказание услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами. Причем они постоянно растут: по словам директора фирмы "Медфармсервис" Дмитрия Тихонова, в 2010 году тарифы составляли от 72 до 98 рублей за услугу, а в отменённых аукционах обеспечение одного льготника оценивалось уже в 523-812 рублей! Из условий конкурса совершенно непонятно, из чего складываются эти тарифы. Предприниматели в связи с этим попросили УФАС обратиться в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области, чтобы проверить механизм ценообразования, но антимонопольный орган предложил им действовать самостоятельно.

Между тем, обращаться в РЭК совершенно бесполезно. Как сообщила "РусБизнесНьюс" специалист Региональной энергетической комиссии Ольга Пинягина, производителей лекарств, которые реализуются в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения, контролирует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). На долю Региональной энергетической комиссии остаются лишь торговые надбавки оптовых поставщиков, которые ограничивает федеральный закон о государственных закупках. Но, к несчастью малоимущих россиян, в 2009 году ФСТ разъяснил региональным комиссиям, что при обеспечении лекарствами льготных категорий граждан через государственные закупки регулирование надбавок не допускается.

Позиция государства развязала поставщикам руки. Дмитрий Тихонов утверждает, что "накрутить" стоимость не так уж и сложно: например, можно "повозить" воздух, списав затраты на логистику либо возврат товара, а можно "поиграть" с названиями препаратов, отчего разница в ценах составит несколько раз. Предприниматель утверждает, что контроль за закупками лекарств осуществляется очень слабый: многие препараты, которые закупаются в рамках государственной программы лекарственного обеспечения, никому не нужны и в муниципалитетах соглашаются их брать лишь потому, что они "бесплатные". С другой стороны, за некоторыми препаратами выстраивается очередь.

В начале 2011 года вообще сложилась уникальная ситуация: льготников в Свердловской области стало меньше, а "бесплатных" рецептов было выписано на четверть больше, чем в начале 2010-го. Ситуация для министра Аркадия Белявского более чем неприятная, поскольку негласно чиновники ратуют за сокращение расходов на лекарственное обеспечение. По словам предпринимателей, врачам дана команда не присваивать инвалидность, сокращать льготы, замещать импортные лекарства отечественными аналогами и т.д. Делается это ради сокращения нагрузки на бюджет. Реально же в Свердловской области получилось увеличение расходов в расчете на каждого льготника.

У чиновников пока нет объяснения подобного феномена, но во что они точно не верят, так это в резкое увеличение числа осложнений у хронических больных. Возможно, имеет место недобросовестность со стороны врачей. Поставщики лекарств утверждают, что некоторые препараты, поступающие в рамках программы, оказываются затем не у льготников, а в свободной продаже.

Правительство России пытается бороться с коррупцией путем изменения закона о государственных закупках. Эксперты полагают, что это не поможет: существующие программы по обеспечению льготных категорий граждан препаратами надо заменять так называемым лекарственным страхованием. Но в стране пока не сформировалось единого взгляда на то, как оно должно функционировать.

Президент ассоциации региональных медицинских страховщиков "Территория" Максим Стародубцев полагает, что пациент должен оплачивать часть медицинских услуг. Допустим, государство гарантирует гражданам бесплатное лечение в стационаре с помощью стандартного набора препаратов (например, отечественного производства), а пациент, если желает воспользоваться более качественными препаратами, должен застраховаться или оплатить разницу в их стоимости.

Он, впрочем, сомневается, что страховые схемы приживутся в России: рынок в стране развит слабо, судебная система не выполняет своих функций, люди склонны к мошенничеству и т.д. Соответственно, страховые компании не выполняют возложенные на них функции: вместо того, чтобы проверять обоснованность выписки рецептов и контролировать качество медицинской помощи, российские страховщики нередко вступают в сговор с больницами - деньги-то бюджетные, чего их экономить?

"И потом не надо забывать, что россияне ментально не готовы платить за свое здоровье: мол, государство мне обязано, вот пусть оно и платит. Поэтому не приживется у нас лекарственное страхование на данном этапе развития страховых институтов, общества и государства. Но пробовать надо", - прогнозирует Максим Стародубцев.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта