|
Коммунальные сети для ловли денег россиян16.03.2011 — Аналитика Прошедшая зима стала для коммунальных сетей Уральского региона ударом наотмашь. Только в Екатеринбурге за первые несколько месяцев 2011 года зафиксировано около сотни повреждений сетей. Коммунальщики во всем винят резкие перепады температуры и низкие тарифы, которые не позволяют своевременно привести трубы в порядок. Муниципальные власти со своей стороны требуют от них увеличить инвестиции. Корреспондент "РусБизнесНьюс" разбирался, почему коммунальные сети трещат по швам. Коммунальные реки Лопнувшие трубы, реки горячей и холодной воды на дорогах, замороженные дома этой зимой стали печальной нормой для многих российских городов. Екатеринбург - не исключение. Объяснение лежит на поверхности, точнее в земле: к началу 2011 года уровень износа городских коммунальных сетей достиг 60% - это средний показатель по России. Как сообщил "РусБизнесНьюс" эксперт Института экономики города Владлен Прокофьев, ежегодно в России необходимо менять 4% тепло- и водопроводов, то есть срок службы трубы - четверть века. Реально темпы замены ниже в два раза, а в 90-е они достигали в лучшем случае 1,5%. "Многочисленные аварии - результат нерасторопности владельцев инфраструктуры. Раньше ими были муниципалитеты, а теперь - частные компании. Он вполне закономерен и предсказуем", - уверен В.Прокофьев. Собственники сетей в свое оправдание указывают на дефицит инвестиционных средств. Основная часть денег на замену и ремонт труб закладывается в тариф для потребителя, но он приносит лишь половину необходимых средств. "Для борьбы со старением инфраструктуры в ремонтную кампанию нам нужно ежегодно вкладывать не менее 1,2 миллиарда рублей. Существующие тарифы позволяют инвестировать максимум 600 миллионов", - заявили в пресс-службе ОАО "Свердловская теплоснабжающая компания" (СТК). В 2010 году СТК потратила на ремонт и замену в Екатеринбурге 8 километров магистральных коммуникаций 595 миллионов рублей. А с наступлением первых заморозков трубы начали рваться одна за другой. Мэрия города, напуганная угрозой коммунального коллапса, потребовала увеличить финансирование в 2-2,5 раза, но энергетики парировали отсутствием финансов. "Холодная война" закончилась после перехода компании на RAB-регулирование, когда платежи потребителей формируются как минимум на три года вперед. Новая методика тарифообразования позволит СТК в 2011 году привлечь дополнительные средства, в том числе кредитные. В ООО "УК "Росводоканал", которое управляет предприятиями в семи регионах России, также видят причину масштабного износа сетей в хроническом денежном "голодании". Ограничение роста платежей населения усилило финансовые страдания ресурсоснабжающих организаций. "Тарифы на воду в России экономически необоснованы, а инвестиционная надбавка либо очень низкая (не более 4%), либо вообще отсутствует. Поэтому у поставщиков нет возможности вкладывать серьезные средства в ремонт и модернизацию сетей и сооружений", - отметили в компании. По информации "Росводоканала", в европейских странах инвестнадбавка к тарифу доходит до 50-70%. Население Германии платит за воду 3,1% от общей стоимости коммунальных услуг, Англии - 5%, Швеции - 6,2%. Впрочем, тарифная "диета" не мешает некоторым поставщикам сорить деньгами потребителей. Так, руководство екатеринбургского "Водоканала", завышая стоимость ремонтных работ, тратило миллионы рублей на строительство частных коттеджей. "Тарифная" трясина Отсутствие прозрачных механизмов формирования коммунальных платежей и расходования средств - главная беда российского ЖКХ. В Региональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области согласились пролить свет лишь на общую структуру тарифа. Он состоит из текущих (топливо, электроэнергия, заработная плата, текущий ремонт) и капитальных (инвестиционных) затрат поставщика коммунальных услуг. Инвестиционные затраты включают в себя модернизацию и строительство сетей и оборудования и формируются за счет прибыли. Инвестиционная составляющая в тарифе вызывает больше всего вопросов. Ежегодно поставщики предоставляют в РЭК свои пожелания, которые анализируются с калькулятором в руках. "Мы вынуждены плясать от установленного на федеральном уровне максимума роста платежей потребителей. Если компания не укладывается в эти рамки, то никаких инвестиций в сети у нее не будет", - подчеркнули в РЭК. Между тем эксперты напоминают, что тарифные ограничения государство практикует лишь с 2010 года. А за десять предшествующих лет стоимость коммунальных услуг в России возросла в семь раз! В качестве иллюстрации, в 2009 году депутаты Екатеринбургской городской думы внесли поправки в инвестиционную программу МУП "Водоканал", согласно которым тарифы на водоснабжение в мегаполисе к 2020 году должны были увеличиться на 43%. За счет кошелька потребителей объем инвестиций компании должен выл возрасти более чем в 20 раз! К счастью, этим планам не суждено было сбыться - государство поставило барьер перед инвестиционными аппетитами коммунальных монополистов. По мнению Владлена Прокофьева, связь между уровнем тарифов и модернизацией сетей и оборудования, к которой апеллируют поставщики, туманна. "Никто не знает, достаточен ли установленный тариф для достижения инвестиционных целей предприятия. Причина - его виртуальность. Тарифы складываются не из фактических расходов организаций, а из нормативов", - отмечает эксперт. Такая практика делает невыгодными долгосрочные вложения в инфраструктуру. Каждый сезон, латая одну и ту же трубу, компании банально "проедают" средства. Каждому россиянину по котельной Чтобы сделать шаг в светлое коммунальное будущее, необходимо разработать критерии оценки качества жилищно-коммунальных услуг и ужесточить ответственность инвесторов. В мире разработаны около 20 понятных населению критериев оценки, в России - ни одного. По словам В.Прокофьева, потребитель должен видеть реальный результат каждого повышения тарифов. "К примеру, если плата за тепло выросла, то качество теплоснабжения должно улучшиться. Оценивать его можно по количеству аварий на километр сетей либо продолжительности отключений тепла в течение отопительного сезона", - говорит он. Стимулом для инвестиций в модернизацию инфраструктуры может стать конкуренция. Правда, Владлен Прокофьев вкладывает в нее свой смысл. "Трубу, по которой поставляются ресурсы, потребитель выбрать не может. Но жители Финляндии, к примеру, вправе отказаться от централизованного тепло- и водоснабжения в пользу автономного. Конкуренция подстегивает владельцев сетей оптимизировать свои затраты и снижать тарифы", - отмечает эксперт. Заместитель гендиректора Института экономики ЖКХ Светлана Беседина считает, что первым делом нужно четко обозначить ответственность за обеспечение потребителей коммунальными услугами: "Сегодня обязанность снабжать население водой и теплом по-прежнему лежит на муниципалитетах. В то же время у них нет реальных рычагов влияния на частные компании - поставщиков". При этом, подчеркивает она, радивый инвестор может на собственные или заемные средства привести в порядок коммунальную инфраструктуру, а затем постепенно возвращать вложения через тариф. Вот тогда рост платежей будет обоснован и понятен потребителю. У поставщиков свои рецепты коммунального благополучия россиян. Самый простой - изменить методику формирования тарифов. "Необходимо установить долгосрочный двухставочный тариф, состоящий из платы за ресурс и платы за содержание мощностей. Последняя будет включать в себя эксплуатационные расходы, зарплату, различные обязательные платежи предприятия. Уровень роста финансовой нагрузки на потребителей в каждом регионе будет зависеть от степени изношенности основных фондов и потребности в инвестициях", - размышляют в ООО "УК "Росводоканал". В ОАО "Свердловская теплоснабжающая компания", наоборот, предлагают увеличить денежную нагрузку не на потребителей, а на государство. "Невозможно поднимать тарифы для населения без соответствующих компенсаций. Поэтому государство должно найти иную возможность возместить затраты на восстановление сетей: оказать прямую финансовую поддержку или предоставить налоговые льготы. Одним из способов увеличить инвестиции в обновление инфраструктуры вполне может стать отмена налога на прибыль", - полагают в компании. Экспертов такие рассуждения поставщиков, мягко говоря, удивляют. В том, чтобы государство участвовало в модернизации сетей, нет ничего плохого. Но только по доброй воле. "Частные компании в отрасль на веревке никто не тащил. В убыток себе они тоже вряд ли бы стали работать. Раз они взялись за дело, то должны без отговорок выполнять свои обязательства. У государства без них забот хватает", - говорит Владлен Прокофьев. О том, что рынок ЖКХ по-прежнему интересен инвесторам, свидетельствует тот факт, что СТК не прочь забрать себе контроль за теплоснабжением Екатеринбурга. Компания намерена занять место "единого поставщика", который будет следить за деятельностью всех завязанных в сети поставщиков и, разумеется, единолично собирать платежи с горожан. Вот тут то и кроется сермяжная правда. Так что же нужно "коммунальным" бизнесменам в России - доступ к кошелькам граждан или работающая, как часы, система водотеплоснабжения? Пока что на этот вопрос можно ответить - деньги. Марина Сирина |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |