|
Синица в руке России дороже журавля в небе20.05.2011 — Аналитика В России создается Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Правительство рассчитывает, что этот шаг, наряду с льготным кредитованием зарубежных заказчиков, поможет отечественным машиностроителям нарастить экспорт своей продукции. Эксперты между тем утверждают, что страхование рисков - десятая по важности проблема для промышленников и обернется лишь увеличением их затрат. Как пояснили обозревателю "РусБизнесНьюс" производственники, выпуску конкурентоспособной машиностроительной продукции в России препятствует коррупция и отсутствие политической воли у первых лиц государства. Премьер-министр России Владимир Путин сообщил на съезде Союза машиностроителей России, что Агентство по страхованию экспортных кредитов и вкладов "будет брать на себя часть финансовых рисков, помогать нашим экспортёрам наращивать свою конкурентоспособность". В этом году объем страхования не превысит 1 миллиарда долларов США, но уже к 2013 году планируется обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств на общую сумму более 14 миллиардов долларов США. Промышленники отнеслись к инициативе главы правительства индифферентно. Заместитель директора по продажам ЗАО "Уральский турбинный завод" Михаил Баринберг рассказал "РусБизнесНьюс", что единственным зарубежным потребителем продукции предприятия является Казахстан, с поставками в который проблем нет. Раньше екатеринбургское предприятие продавало турбины в Китай, но за короткое время там было построено девять собственных производств, и сотрудничество прервалось. Попасть на рынки Евросоюза и других развитых стран россиянам можно лишь с качественно иной продукцией. Уральские турбостроители такую задачу перед собой поставили, но решить ее не удастся без массированных инвестиций и поддержки смежных отраслей. В советское время на реализацию серийного выпуска новой машины промышленников мобилизовывало государство. Сегодня с этой функцией мог бы справиться грамотно выстроенный кластер, но с построением сложных систем и организацией инвестиционных потоков в России проблемы, а потому привлечь большие деньги в машиностроение не получается. Директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов говорит, что из хорошо известной триады "цена-срок-качество", определяющей, по сути, долю компании на рынке, российские заводы способны конкурировать только по одному показателю: по цене. Поднять качество сложной продукции без выделения предприятиям беспроцентных кредитов, улучшения инвестиционного климата в стране и без участия государства в строительстве инфраструктуры не удастся. Управляющий ЗАО "Научно-производственное предприятие "Машпром" Александр Котельников убежден, что говорить о конкуренции с ведущими машиностроительными компаниями россиянам невозможно без овладения существующими в мире технологиями. Вопреки распространенному мнению, зарубежные фирмы готовы создавать совместные предприятия с российскими компаниями. Например, лидеры в сфере производства металлургического оборудования для победы в тендере по перевооружению Уралмашзавода предлагают локализовать выпуск необходимых компонентов на Урале. Как посчитали специалисты "Машпрома", их предприятие готово изготовить треть узлов и деталей, а без учета систем автоматизации и ряда других комплектующих, закупаемых всеми производителями у одних и тех же компаний, локализация могла бы достигнуть 90%. Сотрудничество с мировыми брендами, полагает А.Котельников, позволило бы российским инжиниринговым фирмам создать оборудование на качественно ином уровне и начать конкурировать с ними на равных. Так, в частности, поступил Китай, который через создание совместных предприятий сумел продвинуться технологически очень далеко и начал получать заказы от ведущих компаний. В России, однако, реализовать подобный сценарий чрезвычайно сложно. Выяснилось, к примеру, что поставлять локализованную продукцию внутри страны элементарно невыгодно, поскольку продажи облагаются налогом на добавленную стоимость, отчего конкурентоспособность российских производителей резко падает по сравнению с теми же китайцами. Других же рынков для ослабленного машиностроения сегодня нет. Очевидно, российских инженеров налоговые и технологические проблемы волнуют значительно больше, чем страхование экспортных кредитов. По словам Александра Котельникова, вопросов по коммерческим и финансовым рискам не возникает: их полностью покрывает банковская гарантия, проблем с получением которой у предприятий с хорошей кредитной историей и ликвидной продукцией не бывает. Соответственно, не требуется и страхование кредитов, которое возлагает дополнительную нагрузку на импортеров и экспортеров. Выигрывают от этого лишь страховые компании, а на деле машиностроителей простимулировала бы корректировка таможенного законодательства и изменение порядка уплаты НДС. Производственники, намекая на неактуальность инициативы правительства, тем не менее признают, что кредитование иностранных заказчиков помогает россиянам проникать на зарубежные рынки. Директор по маркетингу Уральского турбинного завода Елена Венедиктова полагает, что предприятие с помощью данного инструмента могло бы приобрести новых покупателей на Украине и в Белоруссии, где ощутимы проблемы с деньгами. Продукцией китайцев, которые активно продвигаются в страны СНГ за счет кредитов, белорусы не очень довольны. Заведующий отделом Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Андрей Коржубаев считает кредитование заказчика важной формой поддержки экспорта машиностроения, но многое будет зависеть от того, как удастся реализовать задумку на практике. Российские чиновники умудряются дискредитировать самые выигрышные инициативы первых лиц государства своей неактивностью и бесконтрольностью. Механизм связанного кредитования приносит свои плоды, когда руководство страны проявляет политическую волю и берет управление экспортно-импортными банками в свои руки. В том же Китае "Эксимбанк", руководимый премьером страны, профинансировал сделку по продаже российским нефтяным компаниям установок, уступающим по ряду параметров уральским буровым вышкам. В России есть свой "Эксимбанк", но эксперты не слышали, чтобы он сделал что-то полезное для своей страны. Более того, государственные структуры и чиновники часто откровенно работают на иностранные государства. По мнению А.Коржубаева, российские генералы открыто выступают агентами влияния иностранных производителей военной техники, громко ругая отечественную продукцию и заказывая промышленности вместо новой техники модернизацию устаревшей. Проблемы российского машиностроения всем хорошо известны: слабая мотивация инновационной научно-технической деятельности, незащищенность интеллектуальной собственности, устаревший менеджмент, отсутствие специализации по выпуску комплектующих для разного рода производств, плохой маркетинг и т.д. Нужно время и огромные инвестиции, чтобы решить эти застарелые задачи. Правящий класс современной России, однако, не готов поступиться ни тем, ни другим, предпочитая журавлю в небе синицу в руке. Зарабатывать свою небольшую маржу, но сегодня, элита предпочитает двумя способами: одна часть лоббирует интересы иностранных производителей, другая - пытается вести свой немудреный бизнес с помощью государственных вливаний и финансовых схем. Об экспорте в подобной экономике можно говорить лишь применительно к сырьевым ресурсам. Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |