|
Власть сожгла лицо попутным газом27.07.2011 — Аналитика Прокуратура Югры начала планомерно штрафовать добывающие компании за сжигание попутного нефтяного газа в факелах. Государство таким образом выражает недовольство работой нефтяников, которые сорвали выполнение программы по утилизации газа. Эксперты между тем говорят, что значительная часть вины лежит на органах власти, которые не смогли консолидировать усилия государства и частного бизнеса для разработки рентабельных технологий переработки газа. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", чиновники не заинтересованы в жестком контроле за разработкой недр, поскольку всецело зависят от нефтяных доходов. Природоохранная прокуратура Югры обвинила ОАО "НАК "АКИ-ОТЫР" в незаконном сжигании в факелах 18 миллионов кубометров попутного нефтяного газа. Компания утилизирует лишь 57% газа - в то время как лицензия на право пользования недрами предписывает перерабатывать 95%. Не лучше обстоят дела и у других нефтяных компаний, работающих в Югре. Ранее суды автономного округа оштрафовали на 1,2 миллиона рублей ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", СТ ЗАО "Голойл", РФК "КанБайкал Резорсез Инк", ОАО "Томскнефть-ВНК", которые за несколько месяцев 2011 года сожгли более 60 миллионов кубометров газа. Всех их суд обязал организовать утилизацию в соответствие с существующими нормативами. Разговоры о переработке попутного нефтяного газа идут не первый год. В 2004 году власти Югры заявили, что к 2008 году утилизация попутного газа будет доведена до 95%. Порукой тому были соответствующие программы, разработанные нефтяными компаниями. Однако в 2009 году Департамент инвестиций, науки и технологий правительства Югры сообщил, что в 2008-м лишь пятая часть попутного газа была сожжена в факелах. Эксперты не особенно верят этим цифрам: учет попутного нефтяного газа в России до сих пор не налажен, а нефтяные компании реальную картину не раскрывают. Очевидно одно: программа по утилизации 95% попутного газа была провалена. В 2009 году губернатор Югры Александр Филипенко предложил построить в регионе нефтегазохимический кластер, что позволило бы нефтедобытчикам не только довести переработку газа до установленных нормативов, но и организовать производство аммиака, полиэтилена, пропилена, азотных удобрений, пленок и труб. Проект к настоящему времени реализовался лишь в виде красивых буклетов, которые кочуют с выставки на выставку. В утилизации попутного газа нефтяники далеко не продвинулись: по данным Министерства природных ресурсов России, "ЛУКОЙЛ" до сих пор сжигает 23% попутного газа, ТНК-ВР - 14%, "Роснефть" - 47%, "Газпромнефть" - 44%. В 2011 году новый губернатор Югры Наталья Комарова представила инвестиционный проект по организации глубокой переработки попутного нефтяного газа на месторождениях, который, по ее словам, позволит сократить выбросы в атмосферу парниковых газов, создать новые рабочие места и внедрить современные технологии утилизации, а также транспортировки продуктов переработки попутного газа. В реалистичность этих планов не верит даже министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев, который сообщил не так давно, что большинство участников топливного рынка не готовы к 2012 году утилизировать 95% газа, хотя уровень переработки вполне достижим. Очевидно, что нефтяные компании саботируют постановление правительства, а региональные власти, обязанные контролировать выполнение лицензионных соглашений, им потакают. Это становится понятно после знакомства с опытом Татарстана, где уже достаточно давно утилизируется львиная доля попутного газа. Правительство региона добилось этого с помощью "кнута и пряника": с одной стороны, власти установили нефтяникам задания по поставкам предприятиям нефтехимии этана, пропана-бутана, изобутана, а с другой - устранили противоречия между собственниками газа и газопереработчиками, обеспечили транспортировку сухого газа по сетям "Газпрома" и устранили проблемы для работы малых газогенераторных станций, потребляющих попутный газ. Эксперты в 2008 году заявили, что если другие регионы России возьмут на вооружение опыт Татарстана, то страна в целом сможет утилизировать до 95% попутного нефтяного газа не к 2012 году, а даже раньше. Этого не случилось. Ученые объясняют данный феномен тем, что в Югре условия нефтедобычи значительно сложнее, а инфраструктура - хуже, чем в Татарстане и, тем более, в Северной Америке. Заместитель директора Института нефтехимического синтеза РАН Антон Максимов говорит, что в Югре очень много месторождений, к которым тянуть газотранспортную сеть невыгодно. Поэтому нет никакого смысла и в разделении на сухой и жирный газ. Инвестор, которому Наталья Комарова предлагает организовать глубокую переработку на месторождении, очень быстро поймет, что примерно 30% газа можно сжечь и получить электроэнергию, какую-то часть закачать в пласт для повышения давления, а вот остальное повиснет балластом на компании. Жирную фракцию можно переработать на небольших установках в прямогонный бензин, но возникнет вопрос с его транспортировкой. Ученые предлагают закачивать его в нефтепровод, но бензин может испортить сырую нефть. Соответственно, нужны оригинальные технологии переработки жирного газа, которые бы обеспечили совместимость двух продуктов в одной трубе. Над ними Институт нефтехимического синтеза сейчас и работает. Профессор кафедры газохимии Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Владимир Арутюнов полагает, что подобные технологии не появились до сих пор исключительно по вине чиновников: "Причина срыва программы по утилизации попутного нефтяного газа кроется в экономической незаинтересованности крупных компаний в решении этой проблемы (это понятно и естественно), в отсутствии экономического потенциала у малых компаний для самостоятельного создания соответствующих новых технологий (это очевидно и тоже естественно) и нежелании чиновников взять на себя ведущую роль в организации и финансировании консолидированных усилий государства и добывающих компаний по созданию соответствующих инновационных технологий (что непонятно и неестественно). А без этого все законодательные усилия в этой области бесполезны и бессмысленны". Начальник технологического отдела ОАО "НижневартовскНИПИнефть" Владимир Кольцов отмечает, что власти Югры для решения проблемы даже не пытаются использовать такой рычаг, как лицензия на право пользования недрами. Объясняют они это тем, что отзыв лицензии приведет лишь к потере налоговых поступлений в бюджет. Эксперту кажется такая позиция странной. Нефтяники и при 150 долларах США за баррель будут говорить, что рентабельность не позволяет заниматься утилизацией попутного газа. Между тем, утверждает В.Кольцов, они осилят дополнительные расходы и при куда меньшей стоимости барреля, чем существует сегодня. Это приведет к увеличению себестоимости нефти, но бюджет от этого пострадать не может: при "низкой" рентабельности менеджеры нефтяных компаний получают миллиардные бонусы, а в швейцарских банках уже не хватает хранилищ, чтобы складировать нефтедоллары. Поэтому необходимо при выдаче лицензии договариваться "на берегу", что все затраты на утилизацию попутного нефтяного газа будут включены в проект разработки месторождения. Тех, кто будет игнорировать нормативный акт, нужно предавать суду. Свои предложения эксперты уже не раз излагали чиновникам, но вопрос не решается. Догадаться, почему - несложно. По словам В.Арутюнова, цифра 95% вообще взята с потолка, то есть экономически никак не обоснована. Необходимо провести расчеты отдельно по каждому месторождению, учитывая конкретные условия и имеющиеся технологии, и заложить их в проект разработки. Очевидно, власти не хотят быть организаторами этой работы, поскольку в ходе экономических обоснований может выясниться, что планка в 95% при нынешнем налогообложении не достижима. Эксперты в связи с этим не сомневаются, что правительство России обязательно отсрочит выполнение своего постановления об утилизации попутного нефтяного газа на более позднее время. Возможно, и вообще забудет о нем. Все говорит за то, что в итоге утилизация попутного газа будет доведена крупными компаниями до экономически обоснованного уровня в 70-80% (соответствующего реальным условиям каждой отдельной компании), и этим все закончится. Банкротить их государство, естественно, не будет, поскольку оно живет на ренту от продажи сырьевых ресурсов. Мелким компаниям (их в России более сотни) будет сложнее справиться с реальными санкциями, но и их закрывать нецелесообразно с государственной точки зрения. Единственной пострадавшей стороной в истории с утилизацией попутного газа будет лишь власть. Но ей не привыкать к потере лица. |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |