Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Инновации не приживаются в суровых уральских условиях
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Инновации не приживаются в суровых уральских условиях

Инновации не приживаются в суровых уральских условиях

05.10.2011 — Аналитика


В Екатеринбурге прошел первый Уральский инновационный форум. Он показал, что российская наука работает сама на себя и почти не востребована крупным бизнесом. Правительство Свердловской области пытается поправить ситуацию, объединяя исследователей и производственников в кластеры. Эксперты, однако, говорят, что мода на них пройдет, едва в стране закончатся деньги. Как убедился обозреватель "РусБизнесНьюс", под кластеры очень часто маскируются традиционные холдинги, которые не способны изменить инновационную картину.

Председатель правления Инфраструктурного хаба малого и среднего предпринимательства Свердловской области Максим Годовых сообщил, что до 70% продукции инновационных предприятий потребляет сам малый бизнес. Крупные фирмы, которые могли бы стать заказчиками научной продукции, новые технологии предпочитают закупать за рубежом. Причин тому множество: отсутствие гарантий, высокие накладные расходы, слабый маркетинг, негибкое законодательство и т.д. Но главное, утверждает исполнительный директор Инновационного центра малого и среднего предпринимательства Свердловской области Анна Колодкина, инженеры изобретают не то, что нужно производству, а что нужно, они не знают, потому что пребывают в информационном вакууме.

Участники форума фактически подтвердили, что созданная на Среднем Урале научно-производственная инфраструктура не работает. Недавно министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров сообщил, что регион является одним из лидеров по темпам создания новых институтов в России: "В настоящий момент в Свердловской области действуют 10 технопарков, 5 бизнес-инкубаторов, 2 венчурных фонда для поддержки инновационных проектов, 2 центра трансфера технологий". Сейчас становится совершенно ясно, что власти подошли к копированию зарубежного опыта сугубо формально, что совершенно обессмысливает дальнейшее создание инновационных предприятий.

Несколько скрашивает безрадостную картину IT кластер, в который объединились около 140 компаний, делающих софт и, как выражаются программисты, различные "железяки". Его никто сверху не создавал: по словам руководителя кластера Дмитрия Калаева, просто были проблемы, которые в одиночку решить не удавалось. В процессе их обсуждения предприниматели приняли решение взаимодействовать теснее, объединившись в некоммерческое партнерство. Сегодня оно создает всего полпроцента валового регионального продукта, но к 2015 году планирует увеличить обороты в пять раз, доведя объемы своей продукции до 25 миллиардов рублей.

Перспективный кластер, впрочем, практически не влияет на технологический уклад Свердловской области. Причина, возможно, кроется в том, что остальные подобные структуры создаются либо не там, либо не так. Правительство региона объявило о формировании электротехнического, химического, аэрокосмического, лесного, металлургического, фармацевтического и других кластеров. Процесс длится уже несколько лет, а потому можно подвести предварительные итоги. Исполнительный директор медицинской компании ЮНИКС Павел Неверов утверждает, что появляющиеся структуры к кластерам имеют весьма отдаленное отношение. Например, холдинг "Юнона", чтобы привлечь государственные деньги, переименовал себя в фармацевтический кластер. Между тем система управления кластером - принципиально иная, чем в холдинге: это сообщество свободных людей, объединившихся ради расширения клиентской базы и снижения затрат. Никакой вертикали власти, как в "Юноне", кластер не предполагает. Его эксперты сравнивают с грибницей для выращивания молодняка, которому очень комфортно работать.

Власть, полагает П.Неверов, может лишь заложить основы для кластера: построить инфраструктуру, переориентировать вузы на подготовку нужных специалистов, ограничить внеплановые проверки, защитить от криминала и т.д. Свердловская область в этом направлении далеко не продвинулась - да и Россия в целом тоже. Дальше других регионов ушла Калужская область, которая создала неплохую логистику и научилась хорошо себя продавать, но и этот регион столкнулся с кадровым голодом.

Развитие кластеров напрямую зависит от концентрации предприятий, генерирующих добавленную стоимость высоких переделов и технологически дополняющих друг друга. В Свердловской области с высокими переделами беда, а потому эксперты не особенно верят в светлое будущее тех образований, которые пытаются создать в разных отраслях региональные чиновники.

По мнению финансового директора транспортно-экспедиционной компании "Лорри" Александра Трахтенберга, только каким-то недоразумением можно объяснить стремление свердловских властей создать металлургический и туристический кластеры. Проблема как раз и состоит в том, что область чрезмерно зависит от металлургии, а потому для устойчивости должна диверсифицировать свою экономику. Но сделать туризм сколько-нибудь серьезным источником доходов Средний Урал вряд ли сможет: места для паломничества в России можно пересчитать по пальцам, и все они находятся за пределами Свердловской области.

А.Трахтенберг полагает, что инновационный бизнес должен убедить власти поддерживать прежде всего высокотехнологичные отрасли, способные изменить специализацию региона. Предпринимателям эта затея не кажется продуктивной: по словам IT продюсера ЗАО "Лазерные информационные телекоммуникации" Евгения Шароварина, он не хочет доказывать властям прописные истины типа "солнце всходит на востоке".

Е.Шароварин, безусловно, прав: чтобы изменить специализацию Свердловской области, нужна огромная политическая воля, которой пока нет. Губернатор Александр Мишарин в большей мере сейчас озабочен сохранением старых рабочих мест, нежели созданием новых. По большому счету, он искусственно тормозит естественные рыночные процессы, определяющие судьбу конкретных предприятий. В частности, падение цен на никель вынудило собственника ЗАО "ПО "Режникель" объявить о сокращении персонала. Глава области, однако, убедил хозяев отказаться от данного шага, пообещав взамен различные экономические преференции.

Подход, который демонстрируют свердловские власти, вряд ли поможет диверсифицировать экономику старопромышленного региона. Соответственно, и кампания по строительству так называемых кластеров скоро сойдет на нет. Павел Неверов полагает, что кластеры занимают столько много места в умах бюрократов потому, что сегодня это модная тема наравне с модернизацией. Свою главную задачу чиновники видят в том, чтобы создать и отчитаться, а принесут ли новые структуры ожидаемую пользу - это уже, как говорится, дело второе. Поэтому, уверен эксперт, строительство кластеров закончится сразу после президентских выборов в 2012 году либо с началом нового витка экономического кризиса, когда в бюджете России не станет денег.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта