Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Алгоритм сытой России определен на Южном Урале
Выбрать: Русский язык English language Deutsch

Алгоритм сытой России определен на Южном Урале

Алгоритм сытой России определен на Южном Урале

31.10.2011 — Аналитика


Россию без устали трясет от финансовых, погодных, социальных катаклизмов. При этом некогда могучая аграрная держава умудряется нервно пересчитывать съестные припасы, сидя на полных зерна мешках. В январе-августе 2011 года физический объем поставок продовольствия из стран дальнего зарубежья увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 20,6%. Аналогичный рост наблюдался годом ранее, когда импортная "прибавка" составила 15,5%. Впрочем, зависима Россия и от ближних соседей, которые в последние месяцы в полтора раза нарастили поставки мяса, вдвое - растительного масла, впятеро - кукурузы. Найти корень аграрных проблем России корреспондент "РусБизнесНьюс" попытался вместе с министром сельского хозяйства Челябинской области Иваном Феклиным.

- Главной бедой 2011 года, как ни странно, оказался богатый урожай. Аграрии недоумевают, что делать со свалившимся на их голову зерновым изобилием. Сельхозпроизводители в один голос кричат о нехватке железнодорожных вагонов и терминалов. Элеваторы в зерновых регионах переполнены - зерно попросту пропадает под открытым небом. В Челябинской области цены на зерно упали до 3500 рублей за тонну при себестоимости в 4500. Как аграрная отрасль выходит из создавшегося положения?

- В текущем году урожай в Челябинской области превысил 2 миллиона тонн зерна. Цены пока снижаются, тем не менее аграрии вынуждены продавать часть зерна сегодня, чтобы производить текущие платежи - по зарплате, за электроэнергию, по кредитам. Ситуация непростая, но она была бы вовсе катастрофической, если бы не помощь государства. В 2011 году объём господдержки южноуральских селян (региональные плюс федеральные средства) превышает 3 миллиарда рублей. В основном помощь идёт в качестве субсидий - на погашение кредитов, на приобретение техники, на производство молока и мяса. Учитывая, что производство зерна всё-таки имеет более высокую рентабельность (я имею ввиду предыдущие годы), чем, например, молочное животноводство, помощь в основном оказывается организационная: в работе с элеваторами, в организации переброски техники и т.д.

На закупку техники областные субсидии хозяйствам и фермерам в этом году составят 170 миллионов рублей. Кроме этого, по отрасли растениеводства выплачены субсидии в объёме 22 миллиона рублей из федерального бюджета на приобретение элитных семян и 60,2 миллиона рублей - на приобретение средств защиты растений. На эти же цели из областного бюджета выплачено 37,5 миллиона и 29,5 миллиона рублей.

Хочу отметить, что мощность наших элеваторов позволяет сохранить всё собранное зерно. Потребность Челябинской области в зерне сегодня превышает 2 миллиона тонн, поэтому весь нынешний урожай будет востребован внутри региона.

- Экстренной мерой реагирования должны были стать зерновые интервенции. Об их необходимости власти субъектов РФ заговорили уже давно, южноуральский губернатор Михаил Юревич даже был готов организовать региональные закупки. Однако неожиданно федеральные власти вообще решили отказаться от этого механизма, обрисовав туманную перспективу введения залоговой схемы. Она предполагает, что аграрии сдают зерно государству по себестоимости и при повышении рыночных цен могут выкупить обратно, оплатив хранение. Какова Ваша оценка происходящего?

- Вопрос по сбыту зерна пока стоит остро. Учитывая, что Челябинская область расположена далеко от южных портов России, торговать зерном на экспорт нам не выгодно. К тому же, как я уже сказал, внутренние потребности региона достаточно большие - более 1 миллиона тонн зерна, чтобы обеспечить переработку, 760 тысяч тонн фуражного зерна для животноводства и 300 тысяч тонн семян ежегодно. Поэтому в основном зерно реализуется внутри области. Сейчас активная работа идёт на элеваторах, которые принимают зерно любой влажности и досушивают его. Задача - не только убрать урожай, но и не потерять его качество.

Механизм залоговых интервенций, на наш взгляд, станет ещё одним эффективным инструментом регулирования рынка сельскохозяйственной продукции в России. Но есть надежда, что до конца 2011 года федеральные власти всё-таки объявят закупочные зерновые интервенции.

- Субсидии аграриям в странах ЕС достигают 45-50% стоимости произведённой ими товарной продукции, в Японии и Финляндии - 70%, в России - лишь 3,5%. Какова сумма расходов бюджета Челябинской области на развитие сельского хозяйства?

- Государственная поддержка сельского хозяйства составляет 4,7% от общего объёма производства сельскохозяйственной продукции региона в стоимостном выражении. Эта доля областного бюджета сравнима с долей расходов на сельское хозяйство в России: в 2010 году она составила 3,5%.

- Прошлогодний печальный опыт, когда засуха уничтожила треть зерна, подтолкнул федеральные власти к стимулированию страхования посевов. Минсельхоз РФ замахнулся довести уровень страхования до 80%. Сколько предприятий в Челябинской области в 2011 году вышли в поля со страховым щитом?

- Пока не так много предприятий, несмотря на проведённую организационную работу, приняли участие в программе страхования. Это объясняется просто: три предыдущие засухи, даже при условии наличия господдержки, истощили кошельки, а схема поддержки предполагает выплату субсидий только после заключения договоров страхования. То есть в период посевной кампании аграриям нужно отвлечь значительные средства, чтобы застраховать урожай. Поэтому мы предложили областному правительству значительно увеличить объём субсидирования - фактически он доведён до 90% расходов на страхование (это в случае если страхуются зерновые посевы).

Другая проблема - до нынешнего года практика работы со страховыми компаниями показала, что хозяйства в редких случаях получают страховое возмещение потерь. Как правило, страховщики используют любую лазейку, чтобы не заплатить пострадавшим ущерб. Достаточно сказать, что в 2010 году, когда в России была сильнейшая засуха, выплаты в целом составили только 9% от общей суммы страховых взносов.

Тем не менее, в этом году 10 предприятий Челябинской области заключили договоры страхования на общую сумму 495 миллионов рублей. В качестве покрытия расходов на страхование предприятия получили от государства 29,1 миллиона рублей субсидий, в том числе 17,3 миллиона рублей - из областного бюджета. Достаточно сказать, что предыдущие три года южноуральские земледельцы вовсе не пользовались страховкой.

- Одна из мер по подъёму российского села - возврат в оборот сельхозземель. Насколько активно этот процесс идет в Челябинской области?

- Для проведения этой работы по распоряжению губернатора создана рабочая группа, в которую вошли представители всех заинтересованных ведомств. Была собрана вся информация о неиспользуемых землях сельхозназначения, и выяснилось, что таких у нас 20%. Часть из них была подтоплена, поросла лесом и уже не подлежит возврату, но есть 250-300 тысяч гектаров пахотных земель.

С 2005 года, кстати, сельхозпредприятия вернули в оборот 338 тысяч гектаров брошенных земель. В этом году ещё 10 тысяч. Сегодня мы ведём работу в двух направлениях. Во-первых, налаживаем взаимодействие с муниципальными и федеральными органами власти, которые наделены большей частью полномочий по контролю в этой сфере. Теперь наша задача активизировать работу контрольных служб, чтобы создать источник раздражения для нерадивых собственников, подвигнуть их либо вести сельскохозяйственную деятельность, либо продать участки тем, кто желает этим заниматься. Если ни того, ни другого не происходит, то тогда, конечно, нужно принимать меры воздействия - штрафы и изъятие земли.

Второе направление работы - добиваться внесения поправок в законодательство. В декабре 2010 года в закон об обороте земель сельхозназначения были внесены изменения и, в частности, теперь право обращения в суд с требованием об изъятии участков делегировано субъекту Российской Федерации (раньше это могли сделать только муниципальные или федеральные органы). Но по-прежнему в законе нет критериев, какие земли считать неиспользуемыми. Чтобы устранить эту нестыковку, по поручению губернатора Михаила Юревича в правительство РФ направлено письмо с просьбой ускорить процедуру определения признаков "нулевого использования" сельхозземель. Отмечу, что, даже если суд примет решение об изъятии того или иного земельного участка, речь не идёт об экспроприации. Участок переходит в муниципальную собственность, выставляется на торги, а из выручки выплачивается компенсация прежнему владельцу.

- На подходе к реализации ещё одна инициатива федеральных властей - программа по утилизации старой техники. 70-80% сельхозмашин старше 10 лет. Эти цифры актуальны для Челябинской области ?

- Сроки и условия программы по утилизации сельхозтехники пока не утверждены, хотя её очень ждут аграрии. В Челябинской области 62% парка тракторов старше 10 лет, комбайнов - 74%. Свои предложения по участию в государственной программе мы сформировали ещё в мае. По нашему прогнозу в 2012 году на новые можно было бы заменить 2077 единиц техники, в том числе 1322 трактора различной мощности, 685 зерноуборочных и 70 кормоуборочных комбайнов, в 2013 году - 2138, в 2014-м - 2199 единиц.

В этом году, по нашим данным, аграрии благодаря областным субсидиям обновили технику на общую сумму около 900 миллионов рублей. В хозяйства пришли 53 новых комбайна и 84 трактора. В засушливый 2010 год техники приобреталось в разы меньше.

Последние массовые закупки комбайнов осуществлялись в 1999-2002 годах. В небольших хозяйствах встречаются трактора, которые отслужили двойной и тройной срок. Приоритет в приобретении, конечно, остаётся за отечественной техникой, так как она более доступна по цене, да и наличие сервисных центров облегчает её эксплуатацию. В прошлые годы работа с "Росагролизингом" практически замерла на мёртвой точке: мешали долги, накопленные за произведенные поставки. Но с приходом губернатора Михаила Юревича эту проблему удалось решить, долги были погашены, и в этом году работа с компанией возобновилась. Планируется, что в качестве субсидий на приобретение техники аграрии получат в этом году 170 миллионов рублей из областного бюджета.

- По заявлению губернатора Челябинская область намерена выйти на второе место в России после Белгородской области по птицеводству. Какие шаги позволят "наступить на пятки" лидеру?

- По краткосрочным прогнозам в 2011 году на птицефабриках региона будет произведено 185 тысяч тонн мяса птицы - плюс 10 тысяч тонн к прошлому году. А в 2017 году, учитывая планы по реализации инвестиционных проектов, мы планируем выйти на производство 330 тысяч тонн. Это позволит занять второе место в России по этому виду продукции.

Сейчас ведётся строительство двух новых птицефабрик производственной мощностью по 50 тысяч тон мяса в год каждая. Строительство птицеводческого комплекса в Нагайбакском районе осуществляет компания "Ситно", инициатором второго проекта выступает холдинг "Уралбройлер". Последний также ведёт крупномасштабную реконструкцию имеющейся Аргаяшской птицефабрики и других своих птицеводческих площадок. Общая стоимость этих инвестиционных проектов составляет 12,2 миллиарда рублей. Из областного бюджета для оформления инвестиционных кредитов предоставлена государственная гарантия в 5,5 миллиарда рублей. Кроме того, областной бюджет возмещает затраты предприятий на производственную инфраструктуру, если речь идёт о создании новых производств. На эти цели инвесторам выделено 610 миллионов рублей.

- Ещё одно стратегическое направление - животноводство. По данным Федеральной таможенной службы в январе-июле физический объём импорта свежемороженого мяса из стран дальнего зарубежья вырос на 10,8%, мяса птицы - на 13,7%. По ближнему зарубежью поставки свежего и замороженного мяса по сравнению с январём-июлем 2010 года увеличились на 51%. По говядине зависимость России от импорта достигает 40%, по свинине - 25%. Квоты на импорт свинины, которые в этом году уже исчерпаны, в следующем будут урезаны на треть от нынешнего объёма. Мясопереработчики намерены «ответить» повышением цен на 15-20%. Есть ли у Челябинской области намерения отвоевать у импорта позиции на мясном рынке?

- Что касается производства свинины, то нам сокращение импорта только на руку. В прошлом году выпуск мяса на свинокомплексах увеличился на 20,8% по сравнению с 2009 годом. За восемь месяцев этого года - на 30,4%. Холдинги "Ариант" и "Уралбройлер" в будущем планируют строительство новых мощностей. Кстати, из-за того, что у нас рынок заполнен местными производителями, фактически отказалась от реализации своего проекта компания "Русагро". В 2017 году производство мяса, включая свинину, должно увеличиться с нынешних 307 тысяч до 500 тысяч тонн в год.

В Челябинской области продолжает развиваться и производство говядины. Агрохолдинг "Ариант", самый крупный в России по разведению мясного скота, в ближайшее время планирует создать еще одно хозяйство в Уйском районе и увеличить поголовье в полтора раза - до 30 тысяч. Планы по разведению герефордского скота в Уйском районе вынашивает и агрохолдинг "Уралбройлер". Сегодня в России, если говорить о соотношении мясного и молочного крупного рогатого скота, мясного меньше 1%, в то время как в развитых в этом направлении странах - США, Канаде - более 50%. Сами посудите, какой огромный потенциал развития. Сегодня мы сформировали племенное стадо и реализуем племенной скот во все уголки России.

- Помимо проблемы с объёмами мясного производства специалисты отмечают неразвитость сектора первичной переработки мяса. Предусматривают ли животноводческие проекты в Челябинской области комплексное решение "мясной" проблемы?

- Что касается первичной переработки мяса, то все крупные животноводческие комплексы имеют цеха по убою скота и переработке продукции. Безусловно, все новые проекты предусматривают строительство современных убойно-перерабатывающих комплексов с использованием новейшего технологического оборудования. В течение двух лет агроходингом "Ариант" будет построено крупнейшее в России мясоперерабатывающее предприятие. Комплекс под Челябинском площадью 15 тысяч квадратных метров разработан немецкой фирмой BERTSCHlaska и интегрирует в себе передовые европейские технологии в пищевой сфере. Благодаря ему объемы производства "Арианта" вырастут до 140 тонн продукции ежедневно.

- На федеральном уровне ведутся разговоры о выходе России на внешние продовольственные рынки. Предполагается, что к 2020 году мы будем экспортировать 170 тысяч тонн мяса птицы и 200 тысяч тонн свинины. На ваш взгляд, насколько актуальны такие заявления?

- Вполне актуальны. Сегодня мы вывозим за пределы Челябинской области 30-40 % производимого мяса птицы и свинины, но часть этой продукции завозится к нам из других регионов. Также и с импортом: если на российском рынке присутствует импортная мясная продукция, то у нас есть все основания выходить за рубеж. Если провести параллель, например, с крупами и макаронами, то наши "Макфа" и "Злак" котируются в ближнем и дальнем зарубежье. Их продукция очень высокого качества и конкурентна по цене за счёт собственного сырья. В отечественном птицеводстве и свиноводстве также имеется развитая сырьевая база, а для производства продукции используются самые современные технологии, что позволяет видеть перспективу и в работе на экспорт.

- В развитых странах используются несколько механизмов регулирования цен в сельском хозяйстве. Россия мечется от одного к другому. Сами аграрии неоднократно заявляли о необходимости чёткого ценового регулирования и квотирования определённого объёма сельхозпродукции из расчёта реальных потребностей регионов, чтобы избежать как дефицита, так и перепроизводства. Каким вы видите решение проблемы?

- Мы считаем, что нужно на законодательном уровне урегулировать долю заслуг каждого участника рынка в стоимости готовой продукции. Тот, кто несёт наибольшие расходы на производство молока, не должен получать самую низкую прибыль. Если взять стоимость пакета молока, то доля сельхозтоваропроизводителя в ней не должна быть меньше 55%, а сейчас она составляет не более 40-45%. Что касается квот на производство продукции, то здесь урегулировать сложнее, ведь мы находимся в свободном рынке.

Интервью подготовила Людмила Солодкова

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта