|
В небе России истребили малую авиацию23.12.2011 — Аналитика Свердловская область намерена к чемпионату мира по футболу 2018 года модернизировать свой транспортный комплекс. В перспективе предполагается создать на основе аэропорта Кольцово крупный транзитный узел. Эксперты полагают, что идея екатеринбургского авиахаба не вяжется с намерением властей проложить между Екатеринбургом и Москвой высокоскоростную железную дорогу, да и вряд ли реализуема в нынешних экономических условиях. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", без комплексной государственной программы по повышению мобильности россиян инвестировать в развитие региональных авиаперевозок бизнес не будет. По прогнозу коммерческой службы аэропорта Кольцово, услугами воздушного порта в 2011 году воспользуется 3,3 миллиона человек. Это на 600 тысяч больше, чем в 2010-м, но на 2 миллиона меньше, чем в 1991 году. Сокращение потока пассажиров в постсоветское время перекосило структуру авиационных перевозок страны: теперь до 75% всех вылетов осуществляется из Москвы, которая стала крупнейшим стыковочным узлом. 36% пассажиров летят из Кольцово в российскую столицу. Екатеринбург хотел бы перетянуть часть московского пассажиропотока на себя, превратившись в стыковочный узел на пути из Европы в Юго-Восточную Азию. Но для этого, считает кандидат экономических наук Максим Васин, ему надо обслуживать в год не менее 20 миллионов пассажиров. По мнению эксперта, достичь этой цифры можно, только одновременно развивая три направления: региональные перевозки, внутренние воздушные линии и международные регулярные рейсы. Региональные перевозки, утверждает директор по стратегическим коммуникациям ОАО "Аэропорт Кольцово" Юлия Федотова, не превышают 15% от общего объема. Руководство аэропорта осознает, что активный рост пассажиропотока Кольцово возможен только за счет транзитных пассажиров, поскольку спрос со стороны жителей Екатеринбурга достиг пика. Решить эту задачу предполагается с помощью формируемого хаба. Но частота рейсов между Екатеринбургом и соседними регионами оставляет желать лучшего. Ждать 2-3 дня обратного рейса бизнесмены не хотят, а потому выбирают перелет через Москву. Исходя из этого, администрация Кольцово стала увеличивать частотность авиасообщения с помощью различных маркетинговых, коммерческих и технологических инструментов. В частности, в 2011 году за 150 миллионов рублей были приобретены четыре турбовинтовых самолета Embraer-120 и сданы в лизинг авиакомпании "РусЛайн". Еще более 100 миллионов рублей аэропорт выделил на компенсацию рисков раскатки новых маршрутов: установив тариф из расчета 1 рубль за 1 километр, перевозчик совместно с Кольцово открыл рейсы в Пермь, Нижний Новгород, Казань, Магнитогорск, Омск, Тюмень, Оренбург, Караганду и Костанай. Реализуя стратегию развития, аэропорт Кольцово начал мотивировать авиаперевозчиков к открытию новых маршрутов и увеличению частоты рейсов, предложив им значительные (до 60%) скидки на наземное обслуживание региональных рейсов и 15% - на керосин. Эксперимент длится всего несколько месяцев, и выводы делать пока рано. Но эксперты сомневаются, что авиакомпании - пусть даже и поставленные в весьма льготные условия - смогут без государственной поддержки консолидировать пассажиропоток из соседних регионов. Не так давно в Совете Федерации РФ прошла конференция, рассмотревшая состояние региональной авиации. Там, в частности, было заявлено: за последние 10 лет число авиапассажиров увеличилось в два раза - при этом региональные перевозки сократились в те же два раза. Дисбаланс между малой и магистральной авиацией нарастает: ежегодно число местных перевозок сокращается на 9%. С 1992 года с карты исчезло 973 аэродрома, бывших убыточными даже без уплаты налога на землю. Дорогое авиационное топливо, устаревший парк самолетов, высокие издержки аэропортов делают полет поистине золотым: средняя стоимость билета на региональных линиях превышает среднемесячную заработную плату жителей российской глубинки. Низкая платежеспособность населения оборачивается маленьким пассажиропотоком. В сложившейся ситуации шансов перенаправить ряд потоков из московского авиаузла в региональные аэропорты практически нет никаких. Недаром все попытки создать хабы в Красноярске и Калининграде потерпели неудачу: базовые авиакомпании элементарно не выдержали ценовую конкуренцию с коллегами, летающими через российскую столицу. Бывший генеральный директор ОАО "Аэропорт Кольцово" Кирилл Шубин оценивал концепцию перевозок, включая зарубежные, через Калининград как очень интересную и адекватную по ценам, но калининградской "КД авиа" не хватило ресурса - она сошла с трассы. Очевидно, такая же участь ждет и ее последователей из других регионов, если в отрасли, накрепко привязанной к доходам населения, ничего не изменится. Участники конференции в Совете Федерации разработали ряд рекомендаций для правительства страны. По мнению экспертов, нужно снижать налоговую нагрузку, упрощать сертификацию малых аэропортов, делать прозрачными тарифы на их услуги, создавать благоприятный инвестиционный климат для развития транспортной инфраструктуры, организовывать конкуренцию среди поставщиков топлива, поддерживать производителей небольших самолетов и т.д. Все эти меры требуют разработки комплексной государственной программы развития авиационной отрасли. Руководитель экспертной группы Совета Федерации Олег Дунаев полагает, что власти должны стимулировать компании увеличивать частотность рейсов на региональных маршрутах, но этого пока не наблюдается. В стране существует программа субсидирования дальневосточных перевозок, но Кольцово не участвует в ней. "Проект этот, - говорит Ю.Федотова, - широко известный и, безусловно, полезный, но, к сожалению, из городов европейской части России в него включены только Москва, Санкт-Петербург и Сочи". Генеральный директор ОАО "Аэропорт Кольцово" Евгений Чудновский предлагает для сохранения темпов развития региональных перевозок компенсировать из бюджета до 50% себестоимости перелета на расстояние до 700 километров. По его прикидкам, на развитие сети маршрутов в Уральском федеральном округе потребуется около 8 миллиардов рублей в год. Со временем нагрузка на бюджет будет снижаться. Правительство Свердловской области поддерживает идею развития региональной авиации. Но при этом активно лоббирует проект строительства к чемпионату мира по футболу 2018 года высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Екатеринбургом. Эксперты уверены, что денег на оба проекта не хватит. Отсутствие приоритетов в развитии транспортного комплекса Свердловской области только усиливает рассогласованность в действиях властей и бизнеса: не имея стимулов для развития региональных перевозок, авиакомпании, летающие из Кольцово, думают не о хабе, а о своей экономике, открывая магистральные рейсы из других городов. Это может сыграть с екатеринбургским хабом злую шутку. Аэропорт Кольцово уже сегодня имеет избыточную инфраструктуру: по данным М.Васина, существующая пропускная способность взлетно-посадочных полос используется на 12%, пассажирских терминалов - на 32%. Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |