|
Челябинцы прорубают окно в Китай06.02.2012 — Аналитика В феврале 2012 года Российский союз промышленников и предпринимателей рассмотрит предложение Челябинской области о строительстве транспортного коридора из Китая в Европу через Уральский хребет. Эксперты говорят, что прокладка нового маршрута позволит ускорить доставку грузов, простаивающих сегодня из-за чрезвычайной загруженности Забайкальской железной дороги, и создать серьезную конкуренцию маршруту ТРАСЕКА, огибающему территорию России. Как выяснили обозреватели "РусБизнесНьюс", успех челябинского проекта напрямую зависит от активности бизнеса и государства, без воли которого развить логистическую инфраструктуру в короткие сроки будет чрезвычайно сложно. Грузы из Китая в Европу доставляются сегодня двумя способами: водным транспортом и железной дорогой по территории России. Сухопутный маршрут пока вчистую проигрывает морскому по объемам, но представляется экспертам более перспективным: организовав скоростные маршруты, перевозчики доказали, что контейнеры с товарами из Азии в Европу можно доставить за две недели. Подобная оперативность тотчас сказалась на увеличении грузопотоков, идущих по суше: ОАО "ТрансКонтейнер" перевезло в 2011 году грузов на 13,3% больше, чем в 2010 году, железнодорожный дивизион группы FESCO - на 30%. Рост объемов перевозок не мог не сказаться на работе железной дороги: южная ветка, соединяющая Транссибирскую магистраль и Китай, перестала справляться с грузопотоком. Руководство ОАО "Российские железные дороги" озаботилось пропускной способностью ветки еще в середине 2000-х, решив сделать ее двухпутной и электрифицированной. Но и это не помогло: из-за дефицита локомотивов и путей составы простаивают на сортировочных станциях Забайкальской железной дороги. По сообщениям газеты "Гудок", в сентябре 2011 года 1 300 из 3 000 поездов превысили нормативные сроки обслуживания на станции Карымская. Простаивают контейнеры и в Забайкальске, который предприниматели называют узким горлышком: предсказать, какие и когда там застрянут грузы, практически невозможно. Не спасают и ускоренные поезда, поскольку они вынуждены перегружаться в Забайкальске. Альтернативы железной дороге в Забайкальском крае нет: более половины автомобильных дорог региона покрыты ямами и практически все из них не приспособлены для перевозки тяжелых грузов. Недостаточно развита в Забайкальском крае и логистическая инфраструктура, отчего мост между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Россией, не говоря уже про Европу, не выдерживает никакой критики. Власти региона утверждают, что транспортный коридор Урумчи (КНР) - Астана (Республика Казахстан) - Челябинск (Российская Федерация) позволит не только разгрузить Забайкальский транспортно-логистический терминал, но и увеличит грузопоток между Россией и Китаем. В 2011 году товарооборот между двумя государствами превысил 60 миллиардов долларов США. При этом на Челябинскую область пришлось 381,4 миллионов долларов США - почти в 1,5 раза больше показателя 2010 года. К тому же более короткий маршрут Урумчи - Астана - Челябинск даст толчок развитию северных территорий Уральского федерального округа и Сяньгань-Уйгурского региона КНР. Увеличение грузопотока через челябинский таможенный пункт "Бугристое" создаст серьезную конкуренцию проекту ТРАСЕКА, предполагающему прокладку транспортного коридора между Китаем и Европой в обход территории России. Маршруту, предложенному челябинцами, Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества присвоил статус "пилотного", определил территории, на которых будут размещены многофункциональные транспортно-логистические терминалы, и назначил полномочного представителя (управляющую компанию) по реализации проекта. На Южном Урале инвесторам предложено построить два комплекса площадью 30-50 гектаров каждый в районе Троицка - Южноуральска и Челябинска. При условии начала проектирования объектов в 2012 году, ввод в эксплуатацию возможен в 2015 году. Объем инвестиций на первоначальном этапе оценивается в 2,5 миллиарда рублей. Помимо строительства логистических терминалов предполагается также расширение на отдельных участках федеральной трассы М5 Москва - Челябинск. Данный вопрос находится на личном контроле губернатора Челябинской области Михаила Юревича, который летом 2011 года попросил российского премьера Владимира Путина увеличить объем инвестиций в реконструкцию транспортной артерии. По мнению вице-президента Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Игоря Аристова, идея использования уникальных географических и промышленно-инфраструктурных возможностей Челябинской области витает в воздухе. В начале 20-го века Челябинск был перевалочным пунктом между Китаем и Европой для перевозки чая - в городе работала крупнейшая в России чаеразвесочная фабрика Высоцкого. Возрождение транспортного маршрута поможет возродить южноуральскую столицу как перевалочный пункт. Эксперт считает нелогичным и экономически нецелесообразным везти товар по пустынной местности, расположенной ниже Оренбурга. Руководитель экспертной группы Совета Федерации РФ Олег Дунаев полагает, что маршрут через Уральские горы перспективен: в Северо-Западный Китай вкладываются большие инвестиции, и если предприниматели сумеют предложить более выгодные условия транзита, Челябинск сможет перетянуть грузовые потоки на себя. Этого же ждут от бизнеса и российские власти: решение о том, по каким регионам пройдет транспортный коридор из Китая в Европу, правительство еще не приняло. Первый вице-президент ЗАО "Smart Logistic Group" Владимир Елин и генеральный директор ЗАО "Smart Logistic Group Operating" Эдуард Федосеев считают, что есть все предпосылки для того, чтобы грузопоток пошел через челябинские логистические терминалы. Россия на 40-60% зависит от импорта, который в кризис сильно сократился, но с 2010 года стал восстанавливать свои позиции. С созданием Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией производители начали выстраивать новые схемы поставок товаров, а участники внешнеэкономической деятельности стали выбирать оптимальные пути движение импортных товаров, облегчающие взаимную торговлю в рамках Союза. По экспертным оценкам, до 40% товарных потоков поменяли свои маршруты и таможенную логистику: примерно до 30% импорта перетянул на себя казахский торговый путь и до 10% - белорусский. Челябинский проект, убеждены эксперты, может сыграть значительную роль в перераспределении грузопотоков, идущих через Казахстан в Россию, и внести большой вклад в развитие экономики области. Но он может быть реализован лишь в том случае, если строительство складов удешевит перевозки, сократит время доставки грузов и предоставит улучшенный логистический сервис и инфраструктуру. По их мнению, успех проекта во многом будет зависеть от технологий и финансовых схем, которые бизнес задействует при строительстве логистических терминалов. В России найти инвестора довольно сложно: государство на этот сегмент обращает мало внимания, банки опасаются финансировать логистику, поскольку не могут спрогнозировать риски на 5-7 лет вперед (в России складские терминалы окупаются именно за этот срок). Поэтому схемы приобретения дорогостоящего оборудования и технологии, используемые в современной логистике, напрямую влияют на конкурентоспособность логистических терминалов и, соответственно, количество обрабатываемых грузов. Практика показывает, что наиболее выгодные условия предлагают предприниматели, имеющие определенный опыт в реализации логистических программ и проектов. Сами логисты выражаются еще более откровенно: "Возить грузы будут те, у кого больше денег". Именно поэтому власти Челябинской области пытаются привлечь в проект крупный бизнес. Российский союз промышленников и предпринимателей готов рассмотреть предложения по строительству транспортного коридора из Китая в Европу через Уральский хребет. Валентина Мажарова, Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |