|
Гособоронзаказ раздора29.02.2012 — Аналитика Министерство обороны России в феврале 2012 года перечислило военно-промышленному комплексу в два раза больше средств, чем годом ранее. Некоторые чиновники поспешили заявить, что план по поставкам вооружения и техники в этом году будет выполнен в срок. Эксперты менее оптимистичны: по их словам, непрозрачное ценообразование и неритмичное финансирование, приведшие к срыву государственного оборонного заказа в 2011-м, сохраняются. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", Минобороны продолжает навязывать производственникам кабальные договора. Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил на парламентских слушаниях в Совете Федерации, что к 2020 году конкурентоспособность российского оборонно-промышленного комплекса существенно повысится. По его словам, темпы экономического роста в "оборонке" значительно превышают общепромышленные. Способствует этому, в том числе, и более ритмичное финансирование гособоронзаказа: если за два первых месяца 2011 года министерство обороны перечислило в счет оплаты чуть более 100 миллиардов рублей, то нынче уже в середине февраля денег поступило в два раза больше. Вице-премьер не сомневается, что промышленность в этом году справится с государственным заказом. Генеральный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимир Щелоков сообщил "РусБизнесНьюс", что контракты имеют 70 предприятий региона, но лишь единицы из них получили объем гособоронзаказа полностью. При этом надо иметь в виду, что многие из этих организаций осуществляют поставки для Минобороны, но не входят в число основных оборонно-промышленных предприятий Свердловской области. Окончательно оформить заказ военное ведомство обещает в апреле. С поступлением денег в промышленность действительно стало лучше, но обязательства по перечислению 80% средств от объема заказа в течение пяти дней после подписания контракта министерство обороны не выполняет. Основная проблема, по мнению В.Щелокова, заключается в регламентах согласования. Предприятия направляют военным свои предложения по стоимости продукции, а затем месяцами ждут ответ. Член комитета по обороне Государственной Думы РФ Игорь Баринов считает, что к неритмичному финансированию "оборонки" и нежеланию Минобороны покупать вооружение и технику по ценам, заявляемым промышленниками, привел целый комплекс причин. Государство слишком долго не вкладывалось в оборонный комплекс, отчего российское оружие и военная техника сильно отстали по тактико-техническим характеристикам от современных мировых образцов. Кроме того, предприятия весьма неэффективно распоряжаются своими скромными средствами. Например, ОАО "Курганмашзавод", входящее в концерн "Тракторные заводы", тратило получаемые из бюджета средства на первоочередные нужды холдинга. А денег на разработку новой боевой машины пехоты, которую ждет армия, курганцам не хватило. В итоге у предприятия возникли проблемы с получением гособоронзаказа. Кроме того, полагает И.Баринов, государственный оборонный заказ в 2011 году был сорван потому, что в ценообразовании на военную продукцию царила вакханалия. С выросшими в несколько раз ценами на оружие, по его мнению, надо наводить порядок. Советник генерального директора ГК "Ростехнологии", первый заместитель председателя комитета по промышленности Госдумы РФ Владимир Гутенев не слышал, чтобы стоимость военной продукции выросла в последние годы в несколько раз. По его словам, тенденция в отрасли наблюдается прямо противоположная: Минобороны целенаправленно срезает расценки. Гутенев не исключает, что повод к этому дали сами промышленники, которые в кризисном 2009 году согласились работать без прибыли. Но практика эта порочная, потому что ведет к срыву гособоронзаказа. В частности, "Объединенная судостроительная корпорация" не смогла отстоять разумные цены, и вскоре рискует столкнуться с "бунтом" поставщиков, не желающих работать по утвержденным расценкам. В последние годы головным предприятиям приходилось буквально выкручивать руки изготовителям комплектующих, которым совершенно не интересен "дешёвый" гособоронзаказ. Поэтому эксперт плохо представляет себе, как правительство с невысокими ценами в руках будет привлекать к исполнению военных контрактов частные коммерческие структуры, о чем неоднократно высказывались высшие должностные лица страны. Вызывают вопросы у "оборонщиков" и государственные субсидии на погашение процентов по кредитам, полученным на осуществление основной деятельности. Производственники считают, что такая форма поддержки отрасли имеет право на существование, но кредитовать должны государственные банки под строго ограниченный процент. Владимир Гутенев утверждает, что министерство обороны РФ, вопреки указаниям премьер-министра Владимира Путина, продолжает исповедовать прежнюю идеологию при заключении договоров: минимальная стоимость исполнения заказа при максимальной ответственности предприятий. Кабальные штрафные санкции за отказ поставленной техники, а также немотивированные требования к изготовителям, призваны, по мнению производственников, навязать промышленности необоснованно низкие цены на вооружение и военную технику. Эксперты уверены, что без равной ответственности заказчика и исполнителя, а также справедливых цен на военную продукцию гособоронзаказ в России каждый год будет висеть на волоске. Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |