На главную / Новости & Аналитика
/ Последние новости
/ "Опорный край державы" - диагноз несостоятельности?
|
"Опорный край державы" - диагноз несостоятельности?02.04.2012 — Аналитика Промышленную Свердловскую область ожидает крах, если она не начнет бороться за свое выживание. Многие годы нежелание заниматься модернизацией власти прятали за отговорками "мы - опорный край державы". Эксперты отмечают, что регион практически не выпускает конечной продукции, а производство полуфабрикатов чрезвычайно устарело. При этом инвестиции не идут в одну из крупнейших областей России из-за специализации экономики и географического положения. Обозреватель "РусБизнесНьюс" изучал, что кроме неизменного места на карте еще можно успеть поменять властям. Мировой экономический кризис, разразившийся в 2008 году, существенно осложнил положение неконкурентоспособных регионов. В группу риска попала и монопрофильная Свердловская область с немодернизированным машиностроением и устаревшей металлургией. Как считает директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич, перспективы развития региона весьма туманны, поскольку он крайне уязвим для кризисных волн. Проведенное НИСП исследование показало, что наиболее безболезненно мировой спад переживают развитые регионы с диверсифицированной промышленностью и городами-миллионниками с мощным сектором услуг. В то время как моноотраслевая структура экономики, характерная для металлургических и некоторых машиностроительных регионов, породила стагнацию и даже падение доходов населения. Проблемная Свердловская область неоднократно пыталась диверсифицировать свою экономику. Например, власти региона наперебой приглашали зарубежных инвесторов наладить сборку автомобилей на заводе "АМУР" в Новоуральске. Но китайских партнеров забраковало федеральное правительство, а Renault и ряд известных автопроизводителей от сотрудничества отказались. В итоге в январе 2012 года в отношении завода, некогда выпускавшего армейские грузовики, было открыто конкурсное производство. Н.Зубаревич отмечает, что иностранные инвесторы, прежде чем сделать вложения в обрабатывающую промышленность, учитывают агломерационный эффект и географическое положение предприятия. Соответственно, автомобильные гиганты предпочли открыть сборочные производства в Калужской и Нижегородской областях, близко расположенных к огромному московскому рынку. "АМУРу", находящемуся вдали от столиц и морских портов, конкурировать за иностранные инвестиции было нереально. Не удались и попытки свердловских властей создать в регионе промышленные кластеры. Чиновники объявили таковыми территориально-производственные комплексы, сложившиеся в машиностроении, фармацевтике и ряде других отраслей за годы многолетней совместной работы. Профессор Уральского федерального университета Вадим Криворотов полагает, что в основе кластера должна лежать конкуренция родственных фирм, а не вертикальная интеграция, характерная для холдингов. Заставить же конкурировать приказом сверху не удавалось еще никому. Поэтому о кластерах, призванных генерировать идеи и выпускать новую продукцию, на Урале говорить пока рано. Не идут инвестиции и в сырьевые отрасли Свердловской области. Проведенные аналитическим центром журнала "Эксперт-Урал" исследования показали, что денежные вливания в промышленность региона сильно отстают от потребности. И предпосылок для того, чтобы инвесторы повернулись лицом к индустрии, пока нет, потому что существенно недоразвита инвестиционная инфраструктура, сокращается население трудоспособного возраста, налицо низкая бюджетная обеспеченность на одного жителя и т.д. Заведующий кафедрой региональной и муниципальной экономики Уральского государственного экономического университета Евгений Анимица говорит, что инвесторы не готовы рассматривать проекты с окупаемостью более трех лет, опасаясь политических и административных рисков. Именно поэтому инерционная горно-металлургическая Свердловская область не может конкурировать за инвестиции с регионами Китая и Индии. Кроме того, сказывается психологический фактор: для иностранцев важно, чтобы в модернизацию тяжелой промышленности вкладывались российские олигархи. Последние же под всякими предлогами уклоняются от этой обязанности. Например, UC RUSAL, вместо того чтобы снизить издержки производства, признала неперспективным электролиз на Богословском алюминиевом заводе, чьи энергетические мощности морально и физически устарели без своевременных инвестиций Олега Дерипаски. Проректор Уральской академии государственной службы Ирина Тургель полагает, что уральцы привыкли работать на обороноспособность страны, а потому ждут, что модернизацией промышленности займется государство. В условиях кризиса такое заблуждение может дорого обойтись Свердловской области. По мнению эксперта, регион должен перестать ощущать себя "опорным краем державы" и начать самостоятельно выживать. Чем быстрее это произойдет, тем скорее придут инвесторы. Выживать, однако, будет непросто. Свердловская область проигрывает борьбу за ресурсы даже схожим по структуре экономики соседним регионам. Предприниматели, утверждает Е.Анимица, доверяют губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу больше, чем главе Свердловской области Александру Мишарину, а потому предпочитают инвестировать в Южный Урал. Основания для доверия дает сама власть: по данным министра экономики Свердловской области Евгения Софрыгина, челябинцы в четыре раза эффективнее свердловчан строят социальную инфраструктуру, на которую расходуются бюджетные средства. И.Тургель убеждена, что конкурентоспособность территорий напрямую зависит от эффективности власти. Исследования показывают, что регионы, начиная от Урала и заканчивая Тихим океаном, управляются весьма посредственно, что сказывается на привлекательности территорий и их экономическом положении. Концентрация на Урале неконкурентоспособных либо крайне зависимых от глобальной конъюнктуры отраслей, пророчит в свою очередь Наталья Зубаревич, грозит региону новым этапом экономического спада. Для команды Александра Мишарина это или сигнал к безотлагательным действиям, или звонок к бесславной отставке. Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |