Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Минобороны России спасается за парламентским щитом
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Минобороны России спасается за парламентским щитом

Минобороны России спасается за парламентским щитом

09.06.2012 — Аналитика


В начале июня Госдума России рассмотрит во втором чтении законопроект "О государственном оборонном заказе". Разработанный Военно-промышленной комиссией документ призван положить конец войне между министерством обороны и производственниками, подозревающими друг друга в ловле рыбы в мутной воде. Первое чтение показало, что до мира еще очень далеко: профильный комитет парламента отверг принципиальные для промышленников поправки в закон. Как убедился обозреватель "РусБизнесНьюс", чиновники исповедуют двойные стандарты: призывая оборонщиков раскрыть затраты, они параллельно лоббируют расплывчатый рамочный закон, который не делает прозрачней расходование бюджетных средств.

Конфликт между министерством обороны России и промышленниками длится давно. Назначенный в 2007 году главой военного ведомства Анатолий Сердюков глубоко озаботился качеством и стоимостью вооружения. Все это чрезвычайно затруднило размещение гособоронзаказа (ГОЗ), растянуло на месяцы согласование цен на продукцию и перечисление денег изготовителям. Помимо волокиты раздражение у производственников вызвала и новая идеология Минобороны: минимальная стоимость при максимальной ответственности предприятий. Непомерные штрафные санкции, куча запрашиваемой документации, секвестр очевидных затрат - все это стало катализатором недовольства со стороны оборонщиков.

Военное ведомство оправдывалось тем, что в российском законодательстве детально не регламентирован порядок учета затрат, что чрезвычайно затрудняет контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Не имея возможности контролировать экономику предприятий, Минобороны принялось резать расценки.

Помимо трудностей с ценообразованием А.Сердюков столкнулся с отсутствием четкого законодательства, регулирующего размещение оборонного заказа. Также непонятно было, каким образом принимались решения о закупках той или иной продукции. Попытки разобраться с этим наследством привели к срыву гособоронзаказа в 2011 году и к новому обострению отношений с промышленниками.

Примирить противоборствующие стороны было решено с помощью закона "О государственном оборонном заказе". В апреле 2012 года разработанный проект обсудили депутаты Государственной Думы РФ. Представляя его коллегам, председатель комитета по обороне Владимир Комоедов выразил надежду, что достоверная и оперативная информация о затратах позволит более эффективно использовать бюджетные средства, выделенные на закупку вооружения и военной техники.

Изучив законопроект, эксперты сошлись во мнении, что он не внесет ясность ни в ценообразование, ни в отношения между военными и производственниками. По словам первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, большинство основных положений и понятий документа носит расплывчатый характер. Трактовку рамочных тезисов разработчики закона решили отдать исполнительной ветви власти, то есть правительству и тому же министерству обороны. Никакого намека на равноправные отношения заказчика и исполнителя в законопроекте не просматривается.

Попытки промышленников установить дисциплинарную, гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность за несвоевременное заключение контрактов и оплату не увенчались успехом: комитет по промышленности, являясь соавтором законопроекта "О государственном оборонном заказе", отклонил соответствующие поправки - как, впрочем, и другие предложения о размещении гособоронзаказа на очередной год не позднее февраля, установлении нормы рентабельности и включении в структуру цены всех производственных затрат, в том числе на страхование, логистику и т.п.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов полагает, что отклонение поправок таких "монстров" оборонно-промышленного комплекса, как ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ГК "Ростехнгологии", ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", свидетельствует о том, что Минобороны не хочет брать на себя четких юридических обязательств. На практике это будет означать, что бардак с финансированием гособоронзаказа продолжится.

Председатель общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко считает, что военное ведомство вовсе не уклоняется от ответственности. Со своими функциями по финансированию госзаказа и определению тактико-технических характеристик оружия министерство справляется. Головную боль у военных вызывают лишь прозрачность контрактов и качество продукции. Заказчик хочет видеть алгоритм образования цены по всей производственной цепочке - вплоть до поставщиков четвертого уровня. Эксперт осознает, что это будет весьма непросто: непрозрачность цен позволяет оборонщикам вступать в сговор и накручивать на комплектующих стоимость контракта на 200-300%. Поломать эту практику в условиях запредельной коррупции довольно сложно.

Военные, утверждает И.Коротченко, намерены добиться, чтобы рентабельность изготовителя конечной продукции не выходила за рамки 15-20%. По мнению эксперта, хотят того промышленники или нет, но им придется смириться с тем, что прозрачность цен на военную продукцию в России будет такой же, как в США. Поэтому сторонам надо договариваться уже сегодня.

Производственникам между тем не хотелось бы, чтобы договоренности достигались за их счет. Но пока это происходит именно так: по словам исполнительного директора Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимира Кукарских, ответственность за гособоронзаказ лежит лишь на производственниках. Ущемляют их и материально: государственный заказчик, утверждает эксперт, упорно не хочет включать в стоимость контракта затраты оборонщиков на содержание социальной сферы. Налицо двойные стандарты: Минобороны считает возможным иметь на своем балансе спортивные комплексы и санатории, а промышленным предприятиям, работающим на государство, в этом отказывает.

Проблемы с гособоронзаказом могут стоить Анатолию Сердюкову министерского портфеля. Да, он вошел в новое российское правительство, но урегулирование конфликтных отношений заказчика и исполнителей отдано вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Ему и прочат пост министра обороны России в ближайшее время.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта