|
Ямал прокладывает путь в Арктику
11.09.2012 — Аналитика
В ноябре 2012 года правительству России будет представлена бизнес-схема строительства Северного широтного хода (СШХ). Эта стратегическая железная дорога, задуманная еще 100 лет назад, позволит вывозить углеводороды с заполярных месторождений кратчайшим путем. В перспективе рельсы дотянут до морского порта Сабетта, возведение которого началось нынешним летом на полуострове Ямал. Эксперты заявили обозревателю "РусБизнесНьюс", что железная дорога будет востребована и ее строительство существенно ускорит развитие одного из ключевых регионов России.
Северный широтный ход (Обская—Салехард—Надым—Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево) протяженностью 707 километров и стоимостью 154 миллиарда рублей предназначен в первую очередь для доставки углеводородов с месторождений Уренгойско-Ямбургского района в северо-западные морские порты. Как подсчитали специалисты, эта дорога почти на 1 000 километров короче, чем через Сургут и Тюмень. Кроме того, она в перспективе позволит соединить транспортным коридором месторождения Ямала и Красноярского края с портом Сабетта, рядом с которым ОАО "НОВАТЭК" и французская компания Total намерены построить завод по сжижению природного газа. Как ожидается, первые 5 миллионов тонн СПГ отправятся морем к потребителям в 2016 году. Через два года, прогнозирует министр транспорта РФ Максим Соколов, экспортные объемы достигнут 16 миллионов тонн.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин убежден, что продление дороги до Сабетты откроет выход к Северному морскому пути огромному количеству грузов, которые доставляются сегодня в Европу и Азию кружным путем. "Запасы полуострова Ямал и соседних регионов огромны, – отметил он. – Уже сегодня отправляется морем до 2 миллионов тонн грузов. Северный широтный ход позволит к 2030 году увеличить загруженность Северного морского пути до 60 миллионов тонн".
Строить железную дорогу от Обской до Коротчаево планируется на паях. ОАО "Российские железные дороги" перечислит 22 миллиарда рублей на достройку участка Пангоды-Коротчаево, ОАО "Газпром" потратит 15 миллиардов рублей на завершение участка Надым-Пангоды. Чешские банки готовы предоставить почти 2 миллиарда евро на возведение основного участка от Салехарда до Надыма, а также на сооружение двух переходов через реки Обь и Надым. В финансировании первого моста примет участие Ямало-Ненецкий автономный округ. Распорядителем денег станет Ямальская железнодорожная компания, созданная на паях ОАО "Корпорация Развития", ОАО "РЖД" и ОАО "Газпром". В настоящее время группа экспертов, возглавляемая Дмитрием Кобылкиным, продумывает варианты привлечения средств и схему реализации проекта.
Начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов Гипротранстэи Максим Фейло рассказал "РусБизнесНьюс", что специалисты сейчас разрабатывают транспортно-финансовую модель, которая бы устроила всех участников проекта.
Генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов говорит, что убыточных железных дорог вообще не существует – вопрос в том, как их эксплуатировать. А.Безбородов не сомневается, что Северный широтный ход – окупаемый проект: только одних углеводородов будет перевозиться свыше 20 миллионов тонн в год, а есть еще строительные материалы, прочая продукция. Он убежден, что широтную магистраль надо соединять с меридиональной: "Раз уж мы не делаем айфоны, то давайте хотя бы добывать углеводороды и доставлять их кратчайшим путем в развитые страны".
Руководитель проектов ООО "Морстройтехнология" Софья Каткова полагает, что не случится ничего страшного, если Северный широтный ход в первый год не сможет перевезти 20 миллионов тонн: "Пусть доставят 5 миллионов тонн – да хотя бы и 1 миллион. Главное здесь не в том, сколько грузов будет перевозиться в первое время, а в том, что будет проложена дорога, которая нужна как воздух". По словам эксперта, густота железных дорог России не выдерживает сравнения даже с бывшими республиками СССР. В Заполярье, где сосредоточены основные ресурсы страны, с транспортной инфраструктурой вообще проблема. Поэтому прокладка рельсов к сырьевым источникам – это не просто бизнес-проект, но и вопрос стратегического развития страны.
С.Каткова сожалеет, что не была реализована хорошая идея с прокладкой транспортного коридора вдоль хребта Уральских гор от станции Полуночной до станции Обская. Поэтому выход широтной дороги на меридиональную будет как нельзя кстати: новый коридор позволит связать месторождения, расположенные в западной и восточной частях ЯНАО. Строительство ветки на Сабетту придаст дополнительный импульс развитию транспортной инфраструктуры в Заполярье: меридиональный и широтный ход буду органично дополнять друг друга.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин вообще считает, что соединение СШХ и Сабетты является важным условием развития Арктической зоны Российской Федерации: железнодорожная магистраль позволит связать воедино крупнейшие северные порты страны с месторождениями, расположенными на суше и на шельфе. Регион, помимо дополнительных рабочих мест и налогов, получит возможность развивать новые производства, не связанные с нефтедобычей. Очевидно, что это ускорит приток инвестиций в освоение северных территорий.
Во время презентации проекта развития морского арктического порта Сабетта Президенту Российской Федерации Владимиру Путину в рамках рабочего визита главы государства на Ямал в сентябре 2012 года, Дмитрий Кобылкин отметил, что новый порт способен обеспечить потребности многих субъектов федерации при транспортировке грузов по северному морскому пути. "Это очень важный элемент – подход к Севморпути. Потому что новый морской порт Сабетта уже сегодня мы рассматриваем намного шире, чем просто монопорт для транспортировки СПГ. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Такие варианты развития порта уже предусмотрены проектом", - отметил губернатор ЯНАО.
Владимир Терлецкий
|
|