|
Россия на пороге атомных тарифов
25.09.2012 — Аналитика
В 2014 году на Белоярской АЭС будет сдан в эксплуатацию новый атомный реактор на быстрых нейтронах БН-800. В перспективе планируется построить еще один блок в полтора раза мощнее, с вводом которого общая мощность станции достигнет 2,5 тысяч мегаватт. Эксперты утверждают, что с потреблением энергии с БН-1200 могут возникнуть проблемы. Более того, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", увеличение доли атомной мощности создаст дополнительные проблемы собственникам тепловых электростанций и потребителям.
Правительство Свердловской области предполагает, что к 2022 году установленная мощность энергосистемы Среднего Урала составит свыше 15 тысяч мегаватт. Это на 5,5 тысяч больше, чем в 2012 году. Львиную долю в увеличение энергетических мощностей внесет Белоярская АЭС, которая сможет производить энергии почти в пять раз больше, чем сегодня.
Ведущий эксперт службы долгосрочного планирования энергетических режимов ОАО "СО ЕЭС" ОДУ Урала Виктор Горшков уточняет, что достоверных сведений о дате ввода блока № 5 Белоярской АЭС с реактором БН-1200 нет: скорее всего, построен он будет не ранее 2025 года. Соответственно, к 2020 году установленная мощность энергосистемы с учетом БН-800 не превысит 11 тысяч мегаватт. Однако и это количество избыточно для Свердловской области: максимум потребления в 2012 году составил 6,9 тысяч мегаватт, а через восемь лет, прогнозирует В.Горшков, он достигнет 7,9 тысяч мегаватт.
Излишки электроэнергии, которые в 2011 году, по данным министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, составили 6 миллиардов киловатт-часов, пока удается "пристроить" в соседние области. Вскоре возможности такой не будет: соседи развивают свои мощности, уходя от энергоимпорта со Среднего Урала.
Генеральный директор филиала ОАО "СО ЕЭС" ОДУ Урала Владимир Павлов отмечает, что ему пока совершено непонятно, зачем в Белоярско-Рефтинском узле надо строить еще один мощный блок БН-1200. Чтобы доставить дополнительную энергию потребителям, понадобятся серьезные инвестиции в распределительные сети. Насколько оправданы эти вложения – большой вопрос. Экономика России давно уже не радует энергетиков: потребление в нефтяной отрасли не растет, крупнейшая ОК "РУСАЛ" объявила о сокращении производства алюминия, что напрямую аукнется Свердловской области. "Под нож" попадает электролизное производство Богословского алюминиевого завода, находящегося на севере региона. Это приведет к снижению потребления мощности заводом с 330 до 69 мегаватт.
Но основная проблема с пуском атомных реакторов возникнет даже не со сбытом (по данным В.Горшкова, избыток региональной энергосистемы с учетом наличия ограничений, плановых ремонтов и необходимости поддержания нормативных резервов не превысит в 2020 году 475 мегаватт). Заведующий кафедрой атомной энергии Уральского федерального университета Сергей Щеклеин утверждает, что увеличение доли атомных мощностей приведет к росту нагрузки на тепловые станции, которым придется сглаживать пики потребления. А это обернется дополнительным ростом тарифов на электричество.
Как известно, энергия не хранится впрок, а потому ее не может производиться больше, чем потребляется. Поэтому диспетчер, управляя энергосистемой, исходя из суточных колебаний нагрузки, периодически загружает либо разгружает станции. В ночные часы, когда потребление электричества значительно падает, кому-то приходится снижать выработку. Диспетчер обычно руководствуется экономическими соображениями: чем выше тариф предлагает станция, тем быстрее ее разгружают. Но проблема в том, что атомные станции и днем и ночью работают в базовом режиме, а теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) обязаны подавать тепло определенной температуры и качества, то есть компенсировать колебания электрической нагрузки (разгружаться ночью) они тоже не могут.
Идеально для этой цели подошли бы гидроаккумулирующие станции, которые заранее перекачивают воду в верхний уровень каскада с помощью излишне произведенной электроэнергии, но их в России считанные единицы. Очевидно, что рассчитывать на гидростанции при сглаживании суточных колебаний энергетики Урала не могут. Поэтому это будут вынуждены делать инерционные тепловые электростанции, чья эффективность при работе в переменных режимах резко падает, а оборудование часто ломается. ТЭС, утверждает С.Щеклеин, с ростом доли атомных мощностей будут отодвинуты на периферию и, чтобы выжить, начнут компенсировать потери за счет повышения тарифов.
Эксперты убеждены, что необходимо находить баланс во всей энергосистеме России с учетом технических и экономических ограничений. Деньги, полагает Сергей Щеклеин, надо тратить не только на новые мощности, но и на реконструкцию АЭС, чтобы они могли работать в переменных режимах. Но главное, надо учиться накапливать энергию, как это делают в США, где строят станции мощностью 20 мегаватт, работающие за счет накопленной солнечной радиации и позволяющие без особых проблем сглаживать колебания в сети. В России, утверждает эксперт, уже проведены первые опыты по разгрузке АЭС на 40%. Но на практике все остается по-прежнему, и ситуация даже усугубляется из-за ведомственных интересов участников рынка электроэнергии.
Очевидно, что за содержание избыточных мощностей и регулирование суточных нагрузок с помощью тепловых станций придется заплатить снижением темпов промышленного роста, которые и так не радуют экономистов.
Владимир Терлецкий
|
|