|
Народосбережение - всеми путями14.12.2012 — Аналитика Газовая кладовая России — Ямало-Ненецкий автономный округ — меняется на глазах. Вслед за открытием новых месторождений в регионе развивается транспортная инфраструктура: параллельно прокладываются автодорога Надым-Салехард и железнодорожная магистраль Обская—Салехард—Надым—Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево. В планах строительство морского порта и развитие аэропортов. Как рассказал в интервью "РусБизнесНьюс" губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин, это лишь малая толика планов по преображению одного из знаковых субъектов Российской Федерации. - Дмитрий Николаевич, вы руководите регионом почти три года, каких результатов удалось достичь? - По данным Минрегионаразвития, сегодня Ямал – один из первых среди российских регионов по темпам строительства. Другими словами, округ превратился в огромную стройку - объёмы капитальных вложений по Адресной инвестиционной программе ЯНАО по сравнению с 2010 годом выросли в четыре раза! При поддержке предприятий топливно-энергетического комплекса в 2012 году ведется проектирование и строительство более 330 объектов - новые детсады, школы, спортивные комплексы появляются не только в городах, но и селах. В приоритете и строительство жилья - за три года мы ввели в эксплуатацию около 500 тысяч квадратных метров жилплощади. К 2015 году с учетом микрорайонов в Тюмени планируем выйти на 500 тысяч квадратных метров в год. Еще одно достижение - Ямал входит в первую десятку регионов России по уровню рождаемости. За последние 10 лет население округа увеличилось на 40 тысяч человек. Однако наша задача - не просто увеличение численности, но и сохранение жизни и здоровья каждого ямальца. Поэтому 2013 год на Ямале объявлен "Годом народосбережения". - В начале 2012 года на Ямале была принята программа по продовольственной безопасности, насколько ее параметры реализуемы в условиях Крайнего Севера? - Цель этого проекта - стопроцентное обеспечение ямальцев своими продуктами питания. Задача достаточно амбициозная, но вполне реальная. Пока нашим главным достижением остается производство оленины — в 2012 году мы направили в Германию и Финляндию боле 450 тонн экологически чистого диетического мяса на 2,5 миллиарда евро. По итогам текущего года мы планируем получить 2 100 тонн мяса оленя — на 200 тонн больше, чем в прошлом году. Увеличить объемы удалось за счет запуска нового убойного пункта в Ямальском районе. В 2013 году аналогичный объект появится в Приуральском районе, а затем — в Тазовском и Надымском. По остальным направлениям мы еще в начале пути. По рыбе и рыбопродуктам округ обеспечен на 74%, мясом – на 30%, молочной продукцией – всего на 1%. Чтобы выправить статистику, в регионе внедряются проекты по овощеводству, молочному животноводству, свиноводству и птицеводству, сбору и переработке дикоросов. В ближайшее время на Ямале запланировано строительство и реконструкция 11 животноводческих комплексов, 5 птицеферм и 6 свиноферм. Для переработки дикорастущих ягод будут поставлены мини-комплексы и построены два перерабатывающих завода. Разрабатываются проекты по строительству тепличных комплексов, работающих на газе и теплоэнергии. Сделать предстоит немало. Агропромышленный комплекс Ямала сегодня нуждается в высококвалифицированных кадрах, предприятия – в модернизации и повышении энергоэффективности, транспортная и логистическая инфраструктура – в развитии. - В продолжении транспортной темы... Сегодня из-за географических и прочих особенностей плотность автомобильных дорог на Ямале в двадцать раз ниже, чем в среднем по России... - Меня постоянно спрашивают, когда мы закончим строительство дороги Надым-Салехард? Это важная для Ямала трасса строится с опережением графика, в 2015-м планируем открыть, по факту идем с опережением. С вводом объекта в эксплуатацию объём грузоперевозок к 2020 году достигнет почти 100 миллионов тонн в год, позволив обеспечить населенные пункты региона товарами первой необходимости по приемлемым ценам. - Пока же одним из основных способов передвижения на Севере остается авиация... - Да, и мы работаем над ее развитием. За два года приобретено 16 самолетов. На Ямале реализуется региональная программа развития аэропортов до 2020 года. В этом году начата реконструкция взлетно-посадочной полосы и аэропорта в поселке Красноселькуп. Обновлён парк спецтранспорта в Салехарде, Надыме, Тарко-Сале, в планах следующего года - Новый Уренгой. Благодаря решению Президента РФ, в окружную собственность переведены крупные аэропорты. В следующем году мы планируем масштабную реконструкцию воздушных ворот Салехарда и Нового Уренгоя, в дальнейшем их планируется довести до международного уровня. - Но на этом транспортные проекты Ямала не исчерпываются? - Конечно, в наших планах возрождение Северного морского пути через завод Ямал-СПГ и порт Сабетта. Последний, кстати, назван одним из крупнейших инвестпроектов России. Перспективным становится и строительство Северного широтного хода – железнодорожной магистрали протяженностью 707 километров и стоимостью 154 миллиарда рублей, которая свяжет между собой города и районы Ямала с последующим выходом на общероссийскую сеть железных дорог. Отмечу, что Северный широтный ход нужен не только Уралу. Если железную дорогу подвести к морскому порту Сабетта, то вместо монопорта мы получим многофункциональный узел Северного морского пути, который позволит экспортировать ямальский газ, сибирское зерно, уральский металл, кузбасский уголь, нефтепродукты Татарстана и Башкортостана… Не стоит забывать, что на полуостров Ямал выходит еще и Северная железная дорога, идущая с запада России, через Республику Коми. В перспективе многие регионы, не имеющие выхода к Арктике, получат устойчивый северный путь доставки. Для реализации такого транспортно-логистического проекта у нас есть одно важное преимущество. От нас до Парижа и до Пекина - одинаковое расстояние. А это значит, мы способны соединить рынки Азии, Европы и Америки. Когда это произойдет, мы не только разгрузим Транссибирскую магистраль, сделаем короче транспортное плечо для многих российских регионов, но и станем полноправным участником мировой торговли. Безусловно, это проект не одного года и даже не пяти лет. - Каковы планы по развитию главного сектора экономики Ямала - нефтегазового? - За восемь месяцев 2012 года предприятия Ямала инвестировали в реальный сектор экономики округа более 280 миллиардов рублей, и это в основном средства нефтегазового комплекса. В текущем году активизировались работы на Самбургском и Медвежьем месторождениях. Осенью «Сибур» ввел в эксплуатацию Вынгапуровский газоперерабатывающий завод. В октябре состоялся официальный ввод в эксплуатацию уникального Бованенковского месторождения. В настоящее время газодобыча там невелика, но уже в 2013 году "Газпром" планирует извлекать 46 миллиардов, а в 2017-м – 115 миллиардов кубометров голубого топлива в год. "НОВАТЭК" приступил к строительству завода Ямал-СПГ, рассчитанного на ежегодное производство более 15 миллионов тонн сжиженного природного газа. Данный проект разворачивается на ресурсной базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта. Ориентировочная стоимость последних планов оценивается в 20 миллиардов долларов США. В 2014 году "НОВАТЭК" планирует также увеличить мощность Пуровского завода по переработке конденсата. Завершится строительство Новоуренгойского газохимического комплекса. К 2016 году планируется ввести в разработку Харасавэйское месторождение, завершить строительство трубопроводов Бованенково-Ухта-Торжок и Заполярье-Пурпе-Самотлор. Последний позволит вовлечь в разработку крупнейшие нефтяные месторождения Ямала. Это обеспечит рост объема перекачки "черного золота" внутри России, так и на экспорт – в страны Азиатско-Тихоокеанского региона... - При таких темпах освоения ресурсов экология не окажется "за бортом"? - Вы правы, мы должны действовать осторожно, чтобы не навредить природе и сохранить образ жизни коренных народов. Символично, что 2013 год в России объявлен "Годом охраны окружающей среды". Настройку баланса между стремительным экономическим ростом и экологией мы начали с острова Белый. Волонтёры очистили территорию в 6 тысяч квадратных метров, собрав около 75 тонн металлолома и другого мусора. В следующем году на Ямале планируется встреча представителей государств – членов Арктического совета, ее темой также станут вопросы экологической безопасности. Ямал – в силу своего уникального расположения – может и должен стать центром новых разработок в сфере экологии. Эту точку зрения разделяют и другие арктические территории - в июне 2012 года на конференции по мерзлотоведению представители 31 государства подписали резолюцию о необходимости создания на Ямале международного научного центра. И, самое важное, - в этом году Ямал совместно с Росгидрометом провел научную экспедицию "Ямал-Арктика 2012". Первые данные обнадеживают: нет оснований говорить о критическом уровне загрязнения и существенном сокращении биоресурсов. Поэтому наша задача – сберечь то, что сохранили ранее. |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |