На главную / Новости & Аналитика
/ Последние новости
/ Служба "золотого часа" на уральских автотрассах
|
Служба "золотого часа" на уральских автотрассах21.12.2012 — Аналитика Свердловская область – единственный регион России, в котором создана централизованная система медпомощи на автомагистралях. Так называемая "трассовая служба" входит в структуру Центра медицины катастроф. Вдоль всех федеральных автотрасс, проходящих по территории региона, расставлены специальные опорные пункты, которые держат под постоянным контролем каждый километр своего участка и готовы оказать помощь при любом ДТП.
Подобного механизма нет ни в одном другом субъекте Федерации. В большинстве российских регионов трассовые медпункты создаются на уровне муниципалитетов и почти не взаимодействуют друг с другом. И нигде, кроме Свердловской области, медслужбы не контролируют федеральные магистрали на всём их протяжении. Например, в Курганской области и в Татарстане действует всего по одному трассовому пункту, а на Среднем Урале таких точек – 12. Они расположены на расстоянии примерно 60 километров друг от друга. В их ведении находятся трассы: Пермь – Екатеринбург, Екатеринбург – Тюмень, Екатеринбург – Челябинск, Екатеринбург – Курган.
Как только на автомагистрали происходит ДТП, автоматически запускается программа работы всех подразделений трассовой службы. Обычно сигнал о происшествии поступает центральному диспетчеру. И уже через несколько секунд к месту событий от ближайшего трассового пункта выезжает реанимобиль.
Каждый такой автомобиль помимо солидного набора медицинского оборудования оснащен комплектом спасательных инструментов – гидроножницами, домкратами и прочим. А все три члена экипажа – водитель и два фельдшера, имеют вторую специальность – спасатель. Как правило, сеанс интенсивной терапии они начинают с извлечения пациента из искорёженной груды металла.
Работники службы не преувеличивают, когда говорят, что в ходе спасательной операции счёт идет на секунды. В 2008 -2011 годах среднее время пути от опорного пункта до места происшествия составляло 10 минут. В 2012 году его удалось сократить до 9 минут. И, как пояснил "РусБизнесНьюс" заведующий трассовой службой Центра медицины катастроф Михаил Сушко, это хорошее достижение, которое далось немалыми усилиями. Пока спецавтомобиль выруливает с опорного пункта на трассу, диспетчер собирает полный "анамнез" происшедшего – сколько пострадавших, есть ли среди них "тяжёлые" и дети. По возможности выясняется характер повреждений и травм. Если ДТП серьёзное, туда направляется второй реанимобиль с соседнего трассового пункта, привлекаются службы скорой помощи ближайших населённых городов. Когда пострадавших много или кто-то срочно нуждается в очень высококвалифицированной помощи, диспетчер запрашивает помощь авиации.
Свердловская трассовая служба, единственная в России, имеет собственные воздушные силы. Ранее медики использовали два арендованных Ми-8. Машины хорошие, но слишком большие, к тому же не имеющие специального медицинского оснащения. В 2012 году региональные власти выделили средства на закупку трёх легких вертолётов Ми-2. Они были оснащены необходимой медтехникой, а один – приспособлен к работе в качестве трассовой скорой помощи. В отличие от арендуемых тяжёлых Ми-8 "малютки" Ми благодаря небольшим габаритам могут садиться прямо на трассу предварительно перекрытую сотрудниками ГИБДД. За вторую половину текущего года они доставили с мест ДТП до травмоцентра 9 пострадавших, в том числе одного ребёнка.
Как замечает Михаил Сушко, огромное преимущество централизации трассовой службы в том, что удалось разработать и внедрить единую методику подготовки персонала. Специалистов в службе достаточно много, и результативно были потрачены время и средства на создание максимально эффективных курсов, тренингов, учебных пособий. Сегодня каждый фельдшер-спасатель, попав на место ДТП, словно боевой киборг, начинает действовать на рефлексах. Главное, что ему необходимо решить на месте – кого из пострадавших куда отправить на лечение. Достаточно простыми случаями займётся местная больница, кого-то можно спасти только в екатеринбургских клиниках, бывают и нетранспортабельные случаи. При необходимости оперативный сотрудник запрашивает консультацию у центрального диспетчера, который сам, во-первых, является высококлассным врачом, а, во-вторых, может мгновенно связаться с узким специалистом.
Если требуется из отдалённой точки доставить пострадавшего в Екатеринбург, при этом на месте ДТП невозможно посадить вертолёт, то реализуется схема "рандеву". Автомобиль везёт пострадавшего до ближайшего трассового пункта. Туда же направляется "вертушка" с нужными специалистами на борту. На посадочной площадке (которая есть на 9 пунктах из 12) происходит встреча бригад. Со взрослыми на борту вертолет направляется на площадку в Екатеринбурге возле Широкой Речки. Здесь его уже ждёт машина, которая за 7-8 минут доставит пострадавшего до операционной. Детей, находящихся в тяжёлом состоянии, вертолёт доставляет в 9-ю городскую больницу. Посадочная площадка находится рядом с её территорией.
Если участника ДТП нельзя транспортировать на дальнее расстояние, его на реанимобиле довозят до ближайшей больницы, если там даже нет специалистов и необходимого оборудования. Одновременно в эту больницу – по земле или по воздуху – прибывает врачебная бригада и требуемая аппаратура. Через несколько суток, когда состояние пациента стабилизируется, он может быть перевезён в учреждение, где есть оборудование для организации излечения.
Директор Всероссийского центра медицины катастроф, академик РАМН, генерал-майор Сергей Гончаров, ознакомившись с работой трассовой службы Свердловской области, заметил, что сформированная здесь методика позволяет ощутимо поднять шансы пострадавших на хороший исход. Создание подобных служб во всём мире преследует одну цель – доставить жертву ДТП на операционный стол до истечения "золотого часа". Практика показывает, что если тяжело пострадавший человек попал в реанимацию в первые 60 минут после получения травмы, то его шансы на выживание достаточно велики. Наиболее продвинутые травматологи считают, что самый лучший "золотой час" - это 40 минут. Соответственно, дорожные и медицинские службы в развитых странах сегодня работают над тем, чтобы гарантировано выполнять такой норматив. И Свердловская область на их фоне выглядит весьма достойно. М.Сушко сообщил, что, несмотря на куда менее развитую сеть медучреждений, регион стабильно укладывается в норму 40-минутного "золотого часа". Как сообщил "РусБизнесНьюс" директор Центра медицины катастроф Свердловской области Виктор Попов, после начала работы трассовой службы, смертность от ДТП на федеральных трассах, проходящих по территории региона, снизилась на 10-15%. Андрей Губанов |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |