Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / В российском ОПК заканчивается эра авантюризма
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

В российском ОПК заканчивается эра авантюризма

В российском ОПК  заканчивается эра авантюризма

20.02.2013 — Аналитика


Министерство обороны России в феврале 2013 года заключило государственных контрактов на изготовление военной техники и вооружения в полтора раза больше, чем годом ранее. Представители оборонно-промышленного комплекса заявляют о своей победе над "авантюрными" договорами, которые обычно подписывались не в начале года, а осенью, и потому были заведомо невыполнимы, что вело к потерям бюджетных средств. Однако, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс",  денег на перевооружение российской армии больше не станет: властям пока не удается перекрыть основные каналы расхищения финансовых ресурсов.

Первый заместитель председателя комитета по промышленности Госдумы РФ Владимир Гутенев сообщил, что в начале февраля три четверти бюджетных средств, выделенных на поставку вооружения и военной техники в 2013 году, были распределены между предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В 2012-м государственных контрактов на эту дату было заключено на 56% меньше. Промышленники считают это своей победой: подписания договоров в начале года они добивались много лет. Перелом наступил лишь с уходом с поста министра обороны Анатолия Сердюкова.

Основной причиной, тормозившей размещение заказов, были разногласия по поводу стоимости вооружения и военной техники. Минобороны, возмущенное многократным ростом цен в последние годы, в одностороннем порядке принялось пересматривать расценки на продукцию ОПК. Производственники сочли, что им навязывают несправедливые цены, и вступили в конфронтацию с военными. Из-за разногласий контракты заключались с большим опозданием – иногда даже в конце года, отчего выполнить их не представлялось возможным ни физически, ни организационно. Принятая на годы вперед программа вооружений начала трещать по всем швам. 

Приступившие к анализу ситуации эксперты обратили внимание не только на разногласия по ценам, но и на неритмичное финансирование госзаказа, длительное согласование документов, драконовские штрафы за срыв контракта, немотивированные требования Минобороны РФ к качеству и тактико-техническим характеристикам вооружения при отсутствии в бюджете средств на модернизацию производства и научно-исследовательские работы.

При более детальном рассмотрении выяснилось, что за хаотичными действиями чиновников военного ведомства просматривалась четкая политика по созданию препятствий ОПК. Не выделяя денег на модернизацию и НИОКР, но предъявляя невыполнимые требования к качеству, возможностям и срокам изготовления вооружения и военной техники, Минобороны фактически подталкивало предприятия заключать "авантюрные" контракты, изначально обреченные на неисполнение и штрафные санкции.

Как правило,  подобные договоры заключались с предприятиями, "лежащими на боку" и потому согласными на любые условия. Все стороны сделки понимали, что госзаказ будет провален, но при этом получали свое: Минобороны часть денег "откатывало" назад, предприятия получали хоть какие-то средства, позволявшие им продлить агонию смерти.

Некоторые компании сумели избежать расставленной ловушки. Заместитель генерального директора ОАО "МКБ "Компас" Владимир Маслюк говорит, что конструкторскому бюро "авантюрных" контрактов не предлагали – возможно потому, что оно не играет в такие игры: если не может исполнить госзаказ, то отказывается от него. Чтобы не нарваться на претензии Минобороны к стоимости продукции, "Компас" не стал ждать деньги на модернизацию производства и принялся сокращать издержки за счет федеральных целевых программ.  Переоснастившись, предприятие существенно повысило свою рентабельность: с 2009 года выпуск продукции вырос в 5 раз, а численность работников – лишь на 8-10%, расходы на электроэнергию сократились в два с половиной раза.

Но таких предприятий в России не так уж и много. Заместитель генерального директора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" Сергей Остапенко, например, говорит, что в компании проводится аудит, составляются по заданию правительства  России аналитические паспорта, но менеджмент пока не может сказать, какой эффект от этого будет. Задачи по повышению рентабельности и производительности труда, существенно отстающие от западных компаний, по-прежнему актуальны. Решить их одномоментно не удастся.

Возможно, именно поэтому государство решило умерить аппетиты Минобороны. При новом министре Сергее Шойгу политика  ведомства подверглась корректировке. Сегодня, утверждает генеральный директор ОАО "Завод радиоаппаратуры" Сергей Новосельцев, особого прессинга со стороны военных нет – только при повышении цен они заставляют опираться на коэффициент-дефлятор. Финансирование тоже выправилось: по некоторым позициям авансирование составляет до 80%. "Жареных фактов вы сейчас не найдете, – полагает С.Новосельцев. – Разве  что сам директор маху даст".

После трехлетнего ценового прессинга военных рентабельность у предприятий ОПК остается очень низкой: жить вроде бы  можно, но развиваться нельзя. Федеральные целевые программы подчас весьма бестолковые, отчего получить из них средства на модернизацию могут далеко не все оборонщики. К тому же в России жутким цветом расцвел бюрократизм: документы застревают в кабинетах, потому что чиновники, напуганные делом А.Сердюкова,  боятся подписывать бумаги. 

Тем временем военная прокуратура Центрального военного округа обнаружила, что ОАО "Уралтрансмаш" завысил объемы выполненных работ на 95 миллионов рублей. "Ошибку" не заметил заместитель начальника военного представительства Минобороны РФ на заводе Альберт Зубаиров, который подписал документы о якобы выполненном ремонте военной техники. Прокуратура не поверила, что подполковник ошибся, и возбудила против него уголовное дело. Но инкриминируется ему лишь халатность, повлекшая потерю бюджетных средств. Менеджерам завода и вовсе не предъявили никаких обвинений. 

Экспертам эта история дала повод усомниться в эффективности работы института военных представительств, аккредитованных на оборонных предприятиях. Очевидно, что за каждым контролером не поставишь следить другого контролера, а усложнение документооборота лишь подкинет дровишек в костер бюрократизма.

Главная же проблема российского ОПК заключается  в слишком вольном отношении с бюджетными  средствами как менеджеров оборонных предприятий, так и чиновников министерства обороны. Соответственно,  российская армия не получит современное эффективное вооружение до тех пор, пока не придут инженеры и чиновники с другим мышлением и отношением к казенным деньгам.

Владимир Терлецкий 


Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта