Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Поигрались с ВТО?

Поигрались с ВТО?

26.02.2013 — Аналитика


Россия может денонсировать соглашение о вступлении во Всемирную торговую организацию. Первые месяцы пребывания в международном торговом клубе привели к потерям бюджета, убыткам в разных отраслях и социальной напряженности в стране. Первые лица государства заявляют, что  отечественные производители важнее ВТО. Правительство демонстрирует готовность защитить предпринимателей. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", из этого вряд ли что-то получится: архаичное и коррумпированное государство со словами поддержки на устах все глубже и глубже закапывает бизнес.

Россия вступала во Всемирную торговую организацию 17 лет. Переговоры шли трудно – в  том числе и потому, что в российском истэблишменте существовали разные точки зрения на этот шаг. Часть экономистов и предпринимателей полагала, что ВТО позволит "регулярным образом защищать свои интересы" – например, откроет зарубежные рынки для стальной продукции. Их оппоненты предрекали серьезные проблемы ряду отраслей: авиационной промышленности, сельскому хозяйству, машиностроению и некоторым другим. Эксперты аналитического центра "ВТО-Информ" рассчитали даже экономические потери по регионам: допустим, Свердловской области они посулили к 2020 году сокращение 160 тысяч рабочих мест, а Челябинской – снижение объемов производства на 16%.

Споры в 2011 году пресек тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев, который форсировал переговоры и буквально за руку привел страну в ВТО. Подписание соглашения о членстве в этой организации он назвал важным событием: "Я считаю,  что  присоединение России к ВТО – это, действительно, победа – мы к этому долго шли, все работали очень напряженно. Этот результат выведет нашу страну уже в другую лигу. Я надеюсь, это будет хорошим драйвером для того, чтобы менять инвестиционный климат".

Прошло полгода, и эксперты решили посмотреть, как производственники защищают свои интересы с помощью ВТО. Заместитель руководителя "ВТО-информ" Вячеслав Пронин говорит, что пессимистические прогнозы аналитического центра подтвердились полностью: количество импортной продукции резко выросло, а экспорт остался на прежнем уровне, отчего бюджет стал терять деньги. Под напором иностранных компаний российские власти отказываются от поддержки своего производителя: например, сбор за утилизацию автомобиля вначале планировали взимать лишь с импортируемых машин, но потом распространили его и на остальные.

По словам заместителя генерального директора ООО "ЧТЗ - УРАЛТРАК" Александра Гордеева, по соотношению цена-качество челябинские тракторы сегодня проигрывают иностранным. Пользуясь поддержкой правительства Поднебесной, китайские компании держат низкие цены и очень активно разворачивают в России сервисные сети. ЧТЗ в связи с этим  испытывает трудности: в 2012 году его доля на внутреннем рынке сократилась с 35 до 28%, в 2013-м ситуация лишь ухудшается. 

Топ-менеджер утверждает, что ВТО не принесло машиностроительному предприятию никаких выгод. Присоединение России к торговой организации не помогло даже сократить издержки или модернизироваться: заводу не по карману импортное оборудование, поскольку на него не отменили налог на добавленную стоимость и ввозную пошлину. Список оборудования, которое не облагается пошлиной, составляет федеральное правительство, и необходимых ЧТЗ станков в том списке нет.

Впрочем,  не в лучшем положении находятся и те предприятия,  которые до присоединения к ВТО  имели нулевую ввозную пошлину на импортное  оборудование, не производившееся в России. 

Представитель ОАО "ЧТПЗ" сообщил "РусБизнесНьюс", что существенного изменения объёмов производства в 2012 и начале 2013 года не произошло. Импорт труб в Россию, влияющий на загрузку отечественных предприятий, в четвертом квартале 2012 года даже упал на 10%, но произошло это лишь из-за резкого сокращения поставок из Украины, поскольку  "Газпрому" оказались не нужны трубы большого диаметра. Но из других стран поставки в общем увеличились на 8%. Китай в четвертом квартале минувшего года нарастил продажи по сравнению с 2011-м на 25%, существенно возрос импорт нержавеющих труб из Малайзии, доля которой до того была незначительной.

А вот распахнуть зарубежные рынки для российской стальной продукции ВТО не помогло. С одной стороны, экспорт из России в любые страны, входящие во Всемирную торговую организацию, в настоящее время никакими сверхмерами не ограничен. Но с другой – продажи туда невозможны, потому что не отменены антидемпинговые меры, принятые ЕС и Украиной относительно трубной продукции из РФ ещё до присоединения страны к ВТО. 

В.Пронин отмечает, что для увеличения экспорта Всемирная торговая организация России не помощница. Запад прекрасно научился защищать свои рынки помимо ВТО: это и барьеры в виде технических регламентов, на преодоление которых нужно слишком много средств, и скрытые субсидии отечественным производителям, и ряд требований к импортерам. Например, чтобы продавать в Германии комбайны, надо открыть там производство с числом работающих не менее 1 000 человек.

Очевидно, что россияне в ближайшие десятилетия в Германии комбайновый либо другой машиностроительный завод строить не будут: слишком уж разная культура производства. Представитель ОАО "Автомобильный завод "УРАЛ" объяснил обозревателю "РусБизнесНьюс", почему на Западе нет и не будет таких грузовиков, как "Урал": "Там есть дороги, и им не нужен наш "каменный" вездеход. Да  и не смогут они его обслуживать: у них электроника, а у нас кувалда и молоток. Но зато у нас есть ниша в странах "третьего мира", где отсутствуют дороги и высококвалифицированные сервисные специалисты".

Соответственно, таким предприятиям, как Уральский автомобильный завод, от вступления страны в ВТО ни тепло, ни холодно: продажи не выросли, но и не упали.  С современными технологиями тоже все осталось по-прежнему, то есть плохо. Координационный комитет по экспортному контролю (CoCom), созданный  для контроля над экспортом из развитых стран в СССР, по сути прекратил свое существование, но ограничения на поставку передовых разработок остались. Хотя и не нужны они "УралАЗу": влить новое вино в старые меха не удастся.

Эксперты полагают, что главная проблема не в том, что у России нет конкурентоспособного грузовика, а в том, что страна, не научившись его делать, вступила в ВТО. А логика Всемирной торговой организации – помешать исключительно плохому танцору. За те 17 лет, что шли переговоры, российские машиностроители при должном уровне инвестиций могли бы научиться "танцевать", а сейчас уже не научатся, поскольку ВТО мешает накапливать инвестиции.

За бездарно потраченные годы несет ответственность не столько бизнес, сколько государство. Политик Иван Стариков полагает, что существовать в рамках глобальной торговой организации оказалась неготовой в первую очередь система государственной власти – архаичная и неповоротливая. По словам Вячеслава Пронина, все – в том числе и чиновники – предвидели последствия вступления в ВТО, но была цель, и ее реализовали. А потом получили то, что  ожидали получить. Бизнес пришел в ярость. Дмитрий Медведев, возглавляющий ныне правительство, почувствовал ее и заявил, что  ВТО не является самоцелью и пообещал производителям поддержку.

Но де-факто происходит нечто прямо противоположное. Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев обвинил чиновников в разрушении рынка труда. По его словам, органы власти в российских регионах постоянно увеличивают квоты на привлечение мигрантов, число которых достигает едва ли не десятков миллионов. И это  на фоне замедления темпов роста экономики и сокращения рабочих мест среди коренного населения, которое как раз и определяет развитие производства, потребляя товары. Увеличивая квоты на привлечение иностранной рабочей силы, чиновники сокращают внутреннее потребление, поскольку мигранты свою весьма невысокую зарплату отправляют на родину.

В таких условиях надеяться на то, что ВТО станет "драйвером для изменения инвестиционного климата в стране", может только очень несерьезный человек.

Владимир Терлецкий

 


 


Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта