|
Безтитановая долина27.03.2013 — Аналитика Власти Свердловской области обратились к российскому правительству с просьбой профинансировать часть затрат на строительство особой экономической зоны "Титановая долина". Региональные чиновники рассчитывают с федеральной помощью существенно ускорить реализацию проекта, который более двух лет пребывает в зачаточном состоянии. Задержка с возведением инфраструктуры, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", может дорого обойтись "Титановой долине": будущему промышленному кластеру между Верхней Салдой и Нижним Тагилом уже сегодня приходится бороться за инвестиции резидентов не только с Китаем, но и с более динамичными российскими регионами. Особая экономическая зона "Титановая долина" была создана решением правительства РФ в декабре 2010 года. За прошедшее время в ней зарегистрировалось лишь три резидента с общим объемом инвестиций в 2,5 миллиарда рублей. Они намерены производить на промышленной площадке энергосберегающее высоковольтное оборудование, оптоволоконные кабели и композитные стеклопластиковые трубы. Несмотря на название особой экономической зоны, проектов по изготовлению титановой продукции пока нет, что странно: ОЭЗ расположена рядом с крупнейшим в мире производителем титана "Корпорация ВСМПО-Ависма", поставляющим комплектующие Airbus, Boeing, General Electric. По словам директора по развитию бизнеса ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" Сергея Леднова, производство металла на предприятии за последние пять лет выросло на 14%, а количество обработанных механически деталей – в три раза. Рынок будет расти и дальше: уже подписаны контракты на изготовление самолетов общей массой 10 000 тонн, на что потребуется 350 000 тонн титана. Для сравнения - сегодня общемировые расходы этого металла не превышают 130 000 тонн. Перспективы авиационного рынка вовлекают в переработку титана все больше и больше промышленников: обрабатывающие производства появились в Корее, Китае, Польше и т.д. Но "ВСМПО-Ависма" свою нишу на рынке никому не отдает: авиастроители обычно не меняют поставщика титановых изделий до окончания серийного выпуска самолета. Правда, жесткая конкуренция вынуждает ведущие металлургические компании мира идти дальше и поставлять Airbus и Boeing уже не заготовки, а сборные узлы. Именно в этом направлении, полагает С.Леднов, и надо развиваться российской корпорации, создавая в "Титановой долине" производство более высокого уровня. Но в особой экономической зоне пока нет даже инфраструктуры. За 2,5 года, потратив 400 миллионов рублей, управляющая компания смогла провести только землеустроительные работы, подготовить проектно-сметную документацию и проложить временную дорогу. По словам генерального директора ОАО "ОЭЗ "Титановая долина" Артемия Кызласова, для того чтобы построить инфраструктуру и запустить на строительную площадку резидентов, нужно 1,2 миллиарда рублей. В бюджете Свердловской области на 2013 год предусмотрено всего 500 миллионов рублей. Руководители региона обратились за помощью к правительству России, и уже в 2014 году рассчитывают получить федеральные средства. Расходы на строительство особой экономической зоны, утверждает заместитель председателя правительства Свердловской области Алексей Орлов, предполагается поделить следующим образом: 49% - регион, 51% - Федерация. Если Москва денег не даст, подчеркнул чиновник, средства придется изыскивать в областной казне. Последняя перспектива не особенно обрадовала депутатов Свердловской областной думы. Коммунист Андрей Альшевских во время депутатских слушаний не скрывал своих сомнений: ежегодно из бюджета выделяются сотни миллионов рублей, а "Титановая долина" так и не начала строиться. По его словам, представители управляющей компании каждый год говорят, что "вот-вот начнется", и требуют все больше денег. Траты распланированы аж на 49 лет вперед и разбиты на пятилетки, что сильно напрягает депутата: "Ни одна стратегия у нас еще не реализовалась согласно планам. Но деньги были выделены. Где будет "Титановая долина" и где будем мы хотя бы в 2020 году?" Депутат Дмитрий Ионин отметил, что Свердловская область чрезвычайно опаздывает с созданием промышленного кластера: в Калужской области только в 2012 году объявили о строительстве особой экономической зоны, но уже собрали от резидентов заявки на инвестирование 9,2 миллиарда рублей. В ОЭЗ "Алабуга" (Республика Татарстан) прописались 33 резидента, реализующие проекты на общую сумму в 86 миллиардов рублей. Недостатка в инвесторах в этих российских регионах нет: в Калужскую область, например, они идут даже не из-за налоговых льгот, а из-за особого предпринимательского климата. Свердловская область, полагает Ионин, не сможет конкурировать с этими российскими регионами (не говоря уже про Китай, который строит в особых зонах не только инфраструктуру, но и производственные сооружения), если не предложит резидентам более выгодные условия. Одни налоговые льготы вряд ли привлекут инвесторов: их очень интересует инвестиционный климат, условия проживания, наличие квалифицированного персонала и т.д. Эксперты говорят, что лишних рабочих рук в Верхней Салде нет, и приезжим специалистам жить тоже пока негде. Управляющая компания, правда, уже занялась планировкой жилого поселка, но где взять деньги на его возведение, пока не понятно. Д.Ионин предлагает предоставлять банкам, выделяющим кредиты для ОЭЗ, государственные гарантии без права регрессного требования, чтобы не разорить бюджет Свердловской области. Возможно, это действенный механизм при отсутствии должного государственного финансирования, но заработает ли он до того, как конкуренты уйдут в безнадежный отрыв? Гарантий относительно будущего "Титановой долины" никто никому дать не может. Но власти Свердловской области твердо уверены: через 49 лет в особую зону будет вложено 225 миллиардов рублей и создано 10 000 новых рабочих мест. Эксперты по этому поводу мрачно шутят: "Если не догоним конкурентов, так хоть согреемся…". Владимир Терлецкий
|
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |