Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Краснотурьинск ищет редкоземельный выход из кризиса
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Краснотурьинск ищет редкоземельный выход из кризиса

Краснотурьинск ищет редкоземельный выход из кризиса

10.04.2013 — Новости


Крупнейшие промышленные предприятия России, построенные во времена Сталина, доживают свои последние месяцы. Чрезвычайно затратные и неконкурентоспособные заводы практически не поддаются модернизации. Вместо них власти пытаются создать индустриальные парки, наполнив их мобильными и высокотехнологичными предприятиями. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", замена может получиться неадекватной: в современных экономических условиях без комплексного развития территории не способно встать на ноги ни одно сложное производство. Инвестиции же в традиционные отрасли не имеют смысла из-за чрезмерного перегрева рынка.  

В Свердловской области насчитывается 15 моногородов, каждый из которых  вырос вокруг одного крупного промышленного предприятия. Некоторые из них оказались на краю пропасти из-за стремительного разрушения завода-кормильца. Например, сокращение производства алюминия объединенной компанией РУСАЛ поставило под вопрос существование города Краснотурьинска. Расположенный здесь Богословский алюминиевый завод методично выводит из строя одну за другой электролизные ванны и корпуса, оставляя без работы сотни горожан. Занять их власти решили с помощью индустриального парка "Богословский".

Он расположится  на территории 100 гектаров и, помимо промышленных сегментов, будет включать в себя логистический комплекс, учебный центр и исследовательский блок. Предполагается, что к 2015 году здесь появится 30 резидентов, которые смогут выпускать продукцию на 4 миллиарда рублей в год. Общее число рабочих мест достигнет 2 000. Якорным резидентом парка станет группа компаний "Энергетические проекты", которая намерена реализовать два проекта: по производству алюминиевых деталей для автомобилей и извлечению редкоземельных элементов.

На организацию выпуска автомобильных запчастей планируется потратить 6,7 миллиардов рублей. Изготовление заготовок, а со временем и литых деталей, потребует около 50 тысяч тонн алюминиевых сплавов. Сбывать продукцию инвесторы намерены ведущим автомобилестроительным компаниям мира. Со временем, рассчитывает член совета директоров ЗАО "Энергетические  проекты" Сергей Гуськов, в парке "Богословский" будут выпускаться пресс-формы и даже двигатели.

Добывать "редкоземы" собираются из красных шламов, которых накопилось в Краснотурьинске более 40 миллионов тонн. По словам С.Гуськова, лабораторные опыты показали, что из одной тонны шлама можно извлечь примерно 100 грамм оксида скандия. Инвесторы решили запустить в 2013 году пилотный проект по получению 1 тонны редкого элемента, потратив на это 600 миллионов рублей. Если надежды оправдаются, производство скандия увеличат до 10 тонн в год. Это очень много: в мире ежегодно выпускается около 70 тонн, 90% из которых приходится на Китай.  Выпуск оксида скандия, полагают менеджеры "Энергетических  проектов",   привлечет в индустриальный парк других резидентов: производителей высокочистых материалов, керамических изделий и элементов ядерных реакторов.

Эксперты оценивают данный проект как весьма перспективный. По словам председателя комитета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Анатолия Сысоева, на Богословском заводе уже добывался галлий, и производство показало весьма высокую рентабельность. Потребность в редкоземельных элементах растет, и, кроме того, из шламов можно выпускать и другую продукцию.

Например, ООО "Палитра" освоило производство железо-окисных пигментов, которые применяются для окраски бетонов, полимеров либо текстиля. Краснотурьинские шламы, утверждает директор предприятия Мария Рухлядева, позволяют выпускать пигмент любого цвета по цене 4 рубля за килограмм (для сравнения: Китай его продает по 7 рублей, Германия – по 70 рублей). Спрос превышает предложение: россияне практически "бегают" от заказчиков, потому что не способны удовлетворить все заявки из-за нехватки оборотных средств. И это один из парадоксов современной России: здесь не может развиваться даже вполне конкурентоспособное предприятие. Причина – в отсутствии залогового имущества у малых предприятий, которые банки готовы кредитовать лишь под залог, в четыре раза превышающий сумму кредита.

А.Сысоев в связи с этим считает, что под моногорода должно быть предусмотрено целевое финансирование для комплексного решения накопившихся  проблем. Деньги нужны не только на организацию современных производств, но и на продвижение продукции на рынок. Например, в парке "Богословский" ряд резидентов собирается выпускать железобетонные конструкции и  строительные материалы. Но на севере Свердловской области даже несколько действующих кирпичных заводов загружены на 50%. Не на полную мощность работают и предприятия по выпуску железобетонных изделий и теплоизоляционных материалов. Поэтому в индустриальном парке нужно не только создавать кластер строительных материалов, но и прокладывать логистический  коридор к основным рынкам сбыта, которые располагаются севернее - на Ямале.

Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер довольно скептически оценивает возможности поставок материалов в другие регионы России и тем более за границу: слишком велики транспортные издержки. По его мнению, рынок воспримет продукцию, если она будет дешевле не менее чем на 40%. Не будет востребовано, полагает премьер, и оборудование по переработке древесных отходов, которое собирается выпускать в "Богословском" один из резидентов, потому что тепло, полученное из древесного топлива, дороже, чем из газового.

Тем не менее Д.Паслер проинформировал инвесторов, что на обустройство инфраструктуры индустриального парка из бюджета будет выделено 707 миллионов рублей. Правда, этого мало: на создание только внешних сетей надо 1,4 миллиарда рублей, из которых 700 миллионов уйдет на сооружение водовода.

Недостающие деньги власти региона планируют получить от государственной корпорации "Внешэкономбанк". Заместитель председателя ГК "ВЭБ" и руководитель рабочей группы при правительстве РФ по моногородам Ирина Макиева отнеслась к идее целевого финансирования Краснотурьинска довольно осторожно. Она напомнила, что трем моногородам Свердловской области в 2010 году была оказана помощь, и к ним у "Внешэкономбанка" есть вопросы по части эффективности расходования средств.

В России, проинформировала И.Макиева, в зоне риска находится 68 городов-заводов (!), и многие из них палец о палец не ударяют, чтобы создать новые производства и продлить тем самым жизнь населенным пунктам.  Федеральные власти не намерены спасать всех их без разбора:  "Помогать будем тем, – подчеркнула  она, – кто  что-то сам делает для своего спасения".

Владимир Терлецкий

 

 

 

 

 


 


Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта