Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Цена нерыночной России
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Цена нерыночной России

Цена нерыночной России

25.04.2013 — Аналитика


Российские экономисты предложили правительству устранить зависимость отечественной экономики от сырьевого экспорта. Добиться этого, полагают ученые, можно с помощью регулирования цен и составления материальных балансов, применявшихся в СССР при пятилетнем планировании, а также ликвидацией паразитирующих посредников в государственном секторе экономики и отменой коммерческой тайны в бизнесе. Эксперты опасаются, что вместе с водой реформаторы могут выплеснуть и ребенка, как уже не раз бывало. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", главное даже не в этом: кардинально изменить вектор развития страны может только сильное государство, которого нет. 

В конце мая 2013 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) состоится обсуждение двух концепций по изменению экономической модели развития России, подготовленных учеными Национального института развития РАН и Московского государственного университета имени Ломоносова. Итоги обсуждения будут доложены правительству  и парламенту страны.

Авторский коллектив из Национального института развития  отталкивается от того, что в сегодняшней  России ценовой политики нет. Как утверждает его руководитель Михаил  Гельвановский, цены устанавливает не государство в интересах всех участников рынка, а частники – исключительно в личных интересах, отчего в экономике возникают диспропорции.  

В экономике постсоветской России сформировалось три основных сегмента: инвалютный, в котором цены диктует мировой рынок, монопольный, в котором рынка нет вообще, и немонополизированный, в котором рынок не работает из-за диспаритета цен.  Реформаторы из команды Ельцина планировали, что цены вырастут на 150%, а они в итоге увеличились в 30 раз. Разогнал их монопольный сектор, где царствуют коррупционеры и посредники.

Российскую олигархо-административную систему, убежден М.Гельвановский, можно реформировать. Для этого надо встроить в одну упряжку экспортно-ориентированный и монопольный сегменты с немонопольным сектором. Страна стала чрезмерно зависеть от цен на экспортируемое сырье, одновременно используемое собственным населением – нефть и газ. В  мире соотношение объема продаж на внешнем рынке и валового внутреннего продукта  составляет в среднем 1 к 5, в СССР 70-х годов показатель был значительно ниже - 1 к 25, а в нынешней России он подтягивается до 1 к 2! Отсюда и разгон цен. Добиться заявленной цели, полагает ученый, можно с помощью системы мониторинга цен и утверждения на ее основе ценовых коридоров специальным государственным органом по ценообразованию.

Доцент кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ имени Ломоносова Александр Черников вообще считает, что пора переходить к составлению материальных балансов, которые нужны для пропорционального развития экономики в целом, а не отдельных ее сегментов. В СССР их было 18, в Японии – 200. Сейчас у России нет ни одного, а в стране Восходящего Солнца – уже 2000. Развитые страны примерно на 65% внедрили у себя советские наработки по долгосрочному планированию. А россияне тем временем додумались установить плату за подключение потребителей к электрическим сетям и рассчитывают  энерготарифы, исходя из инвестиционной потребности поставщика, а не наоборот, как во всем мире. Все это привело к тому, что компания "Интер РАО" сейчас ведет переговоры о поставках электроэнергии в Россию из Финляндии, поскольку отечественное электричество российским промышленникам уже не по карману. Ученый убежден, что необходимые  инвестиции в энергетику нужно искать не в тарифах, а, например, в Резервном фонде страны. 

На выкладки столичных ученых со стороны смотрят скептически. Эксперты, знакомые с предложениями МГУ и Национального института развития, говорят, что реализовать их на практике в такой большой стране, как Россия, будет сложно. 

Заместитель директора института экономики Уральского отделения РАН Юлия Лаврикова соглашается с авторами концепций, что подходы к ценообразованию надо менять, но ей непонятно,  как будет происходить мониторинг цен в рыночных условиях и кто будет составлять ценовые коридоры: кадровая и институциональная база для прикладного расчета цен, которая была в СССР, разрушена. Кроме того, реализация предложений ученых потребует изменения энергетической политики государства, нацеленной на повышение цен на газ и электричество. Разворот на сто восемьдесят градусов поставит под вопрос инвестиционные стратегии энергокомпаний. Выполнение стратегических планов потребует снижения налога на добавленную стоимость либо введения налога с продаж.  

Заместитель председателя  Региональной энергетической комиссии Свердловской области Алексей Обухов опасается, как бы "вместе с водой не выплеснули и ребенка". По его мнению, прежде чем регулировать цены, надо  разобраться с перекрестным субсидированием и так называемой "последней милей", применение которых сильно искажает ценообразование в стране. Волевые решения властей по ограничению тарифов для одних потребителей и увеличению для других явно не способствуют справедливому ценообразованию и сильно тормозят развитие экономики. 

Исполнительный директор Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Павел Воротков убежден, что революционные идеи ученых может реализовать только сильное государство. Россия же  коррумпирована и раздроблена. Как итог - в муниципалитетах приоритет имеют отдельные предприниматели-князьки, тесно связанные с главами территорий и не подконтрольные никому.  При 40% теневой экономике страны сделать грамотные прогнозы, а тем более рассчитать обоснованные тарифы невозможно. Поэтому все решения берутся "с потолка": правительство увеличивает налоги – бизнес воет, после чего президент начинает править законы.  

Отдельная "песня" - деятельность государственного сектора. Именно там плодятся паразитические присоски-посредники и идет "приватизация" налогов. В итоге возникает экономика абсурда: раньше  на расстояние свыше 800 километров  продукцию возили исключительно железнодорожным транспортом. А сейчас даже на 2 000 километров рентабельней возить автомобилем. Реформа ОАО "Российские железные дороги" сделала компанию неуправляемой и нерыночной. Такие издержки управления, а они сплошь и рядом и в Газпроме, и в энергетических компаниях, возможно нейтрализовать   лишь в рамках общей экономической политики. 

Сложившуюся ситуацию в России известный экономист Джеффри Сакс назвал тупиковой. Выход из тупика российские ученые видят в согласованном решении  бизнеса, общества и власти о введении регулирования цен, без которого страна не сможет развиваться.  Но эксперты уверены, что в России пока нет заинтересованных сил в изменении вектора экономической политики, что оборачивается уничтожением несырьевого бизнеса.

Владимир Терлецкий

 


 


Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта