|
Цена нерыночной России25.04.2013 — Аналитика Российские экономисты предложили правительству устранить зависимость отечественной экономики от сырьевого экспорта. Добиться этого, полагают ученые, можно с помощью регулирования цен и составления материальных балансов, применявшихся в СССР при пятилетнем планировании, а также ликвидацией паразитирующих посредников в государственном секторе экономики и отменой коммерческой тайны в бизнесе. Эксперты опасаются, что вместе с водой реформаторы могут выплеснуть и ребенка, как уже не раз бывало. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", главное даже не в этом: кардинально изменить вектор развития страны может только сильное государство, которого нет. В конце мая 2013 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) состоится обсуждение двух концепций по изменению экономической модели развития России, подготовленных учеными Национального института развития РАН и Московского государственного университета имени Ломоносова. Итоги обсуждения будут доложены правительству и парламенту страны. Авторский коллектив из Национального института развития отталкивается от того, что в сегодняшней России ценовой политики нет. Как утверждает его руководитель Михаил Гельвановский, цены устанавливает не государство в интересах всех участников рынка, а частники – исключительно в личных интересах, отчего в экономике возникают диспропорции. В экономике постсоветской России сформировалось три основных сегмента: инвалютный, в котором цены диктует мировой рынок, монопольный, в котором рынка нет вообще, и немонополизированный, в котором рынок не работает из-за диспаритета цен. Реформаторы из команды Ельцина планировали, что цены вырастут на 150%, а они в итоге увеличились в 30 раз. Разогнал их монопольный сектор, где царствуют коррупционеры и посредники. Российскую олигархо-административную систему, убежден М.Гельвановский, можно реформировать. Для этого надо встроить в одну упряжку экспортно-ориентированный и монопольный сегменты с немонопольным сектором. Страна стала чрезмерно зависеть от цен на экспортируемое сырье, одновременно используемое собственным населением – нефть и газ. В мире соотношение объема продаж на внешнем рынке и валового внутреннего продукта составляет в среднем 1 к 5, в СССР 70-х годов показатель был значительно ниже - 1 к 25, а в нынешней России он подтягивается до 1 к 2! Отсюда и разгон цен. Добиться заявленной цели, полагает ученый, можно с помощью системы мониторинга цен и утверждения на ее основе ценовых коридоров специальным государственным органом по ценообразованию. Доцент кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ имени Ломоносова Александр Черников вообще считает, что пора переходить к составлению материальных балансов, которые нужны для пропорционального развития экономики в целом, а не отдельных ее сегментов. В СССР их было 18, в Японии – 200. Сейчас у России нет ни одного, а в стране Восходящего Солнца – уже 2000. Развитые страны примерно на 65% внедрили у себя советские наработки по долгосрочному планированию. А россияне тем временем додумались установить плату за подключение потребителей к электрическим сетям и рассчитывают энерготарифы, исходя из инвестиционной потребности поставщика, а не наоборот, как во всем мире. Все это привело к тому, что компания "Интер РАО" сейчас ведет переговоры о поставках электроэнергии в Россию из Финляндии, поскольку отечественное электричество российским промышленникам уже не по карману. Ученый убежден, что необходимые инвестиции в энергетику нужно искать не в тарифах, а, например, в Резервном фонде страны. На выкладки столичных ученых со стороны смотрят скептически. Эксперты, знакомые с предложениями МГУ и Национального института развития, говорят, что реализовать их на практике в такой большой стране, как Россия, будет сложно. Заместитель директора института экономики Уральского отделения РАН Юлия Лаврикова соглашается с авторами концепций, что подходы к ценообразованию надо менять, но ей непонятно, как будет происходить мониторинг цен в рыночных условиях и кто будет составлять ценовые коридоры: кадровая и институциональная база для прикладного расчета цен, которая была в СССР, разрушена. Кроме того, реализация предложений ученых потребует изменения энергетической политики государства, нацеленной на повышение цен на газ и электричество. Разворот на сто восемьдесят градусов поставит под вопрос инвестиционные стратегии энергокомпаний. Выполнение стратегических планов потребует снижения налога на добавленную стоимость либо введения налога с продаж. Заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Алексей Обухов опасается, как бы "вместе с водой не выплеснули и ребенка". По его мнению, прежде чем регулировать цены, надо разобраться с перекрестным субсидированием и так называемой "последней милей", применение которых сильно искажает ценообразование в стране. Волевые решения властей по ограничению тарифов для одних потребителей и увеличению для других явно не способствуют справедливому ценообразованию и сильно тормозят развитие экономики. Исполнительный директор Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Павел Воротков убежден, что революционные идеи ученых может реализовать только сильное государство. Россия же коррумпирована и раздроблена. Как итог - в муниципалитетах приоритет имеют отдельные предприниматели-князьки, тесно связанные с главами территорий и не подконтрольные никому. При 40% теневой экономике страны сделать грамотные прогнозы, а тем более рассчитать обоснованные тарифы невозможно. Поэтому все решения берутся "с потолка": правительство увеличивает налоги – бизнес воет, после чего президент начинает править законы. Отдельная "песня" - деятельность государственного сектора. Именно там плодятся паразитические присоски-посредники и идет "приватизация" налогов. В итоге возникает экономика абсурда: раньше на расстояние свыше 800 километров продукцию возили исключительно железнодорожным транспортом. А сейчас даже на 2 000 километров рентабельней возить автомобилем. Реформа ОАО "Российские железные дороги" сделала компанию неуправляемой и нерыночной. Такие издержки управления, а они сплошь и рядом и в Газпроме, и в энергетических компаниях, возможно нейтрализовать лишь в рамках общей экономической политики. Сложившуюся ситуацию в России известный экономист Джеффри Сакс назвал тупиковой. Выход из тупика российские ученые видят в согласованном решении бизнеса, общества и власти о введении регулирования цен, без которого страна не сможет развиваться. Но эксперты уверены, что в России пока нет заинтересованных сил в изменении вектора экономической политики, что оборачивается уничтожением несырьевого бизнеса. Владимир Терлецкий
|
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |