На главную / Новости & Аналитика
/ Последние новости
/ Финансовый сценарий Чехии на подмостках Урала
|
Финансовый сценарий Чехии на подмостках Урала14.05.2009 — Аналитика Схема финансирования совместных проектов на Урале с привлечением Чешского экспортного банка и государственной страховой компании EGAP продолжает работать даже в условиях экономического кризиса. Об этом в интервью "РусБизнесНьюс" сообщил Генеральный консул Чешской Республики в Екатеринбурге Мирослав Рамеш.
- Господин консул, какие наиболее важные инструменты для экономического сотрудничества между уральскими и чешскими компаниями созданы со времени открытия в Екатеринбурге Генерального консульства Чехии? - Генеральное консульство Чешской Республики в Екатеринбурге было открыто в 2002 году. Наш консульский округ охватывает Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди всех субъектов Российской Федерации на этой территории самым важным торговым партнером для нас является Свердловская область. Мы очень позитивно оцениваем ту поддержку, которая оказывается со стороны администраций Свердловской области и Екатеринбурга для выхода чешских компаний на Уральский рынок. В этом экономическом сотрудничестве важную роль играет правительственное агентство CzechTrade, которое имеет в Екатеринбурге свое представительство и очень хорошо работает со средним и малым бизнесом. Вторым важным инструментом для развития экономического сотрудничества, а также туристических услуг, стало открытие в 2004 году регулярного авиасообщения между Прагой и Екатеринбургом. Сейчас полеты по этому маршруту авиакомпания Czech Airlines осуществляет уже пять раз в неделю, а если учесть полеты "Уральских авиалиний", то можно практически каждый день летать с Урала в Чешскую Республику. Очень интенсивно ведет свою деятельность совместная рабочая группа, в которую вошли представители власти и бизнеса Чешской Республики и Свердловской области. Ежегодно проводится заседание этой группы (поочередно в Чехии и на Урале), где рассматриваются новые совместные инвестиционные проекты.
- Какую динамику в последнее время показывает товарооборот между Чехией и уральскими субъектами Российской Федерации? - В целом по итогам 2008 года товарооборот между Чехией и Россией достиг исторического максимума – 13,1 миллиарда долларов США. Это на 59% выше показателя предыдущего года. В 2008 году по товарообороту со Свердловской областью мы также достигли рекордного объема в 338 миллионов долларов (наш экспорт в этот регион увеличился более чем в два раза, а чешский импорт вырос на 86%). Большие перспективы мы видим в Челябинской области и Ханты-Мансийском автономном округе, а также в Сибири – Омской области. Так, товарооборот между Чехией и Челябинской областью вырос за 2008 год на 64%. Я хотел бы здесь привести еще и статистику нашего Генерального консульства. В 2002 году, в самом начале нашей работы в Екатеринбурге, было выдано 2 500 виз для посещения Чехии. А в 2008 году – уже почти 30 тысяч виз. Это свидетельствует о значительном повышении интереса жителей Урала и Сибири к нашей стране. Но кризис затронул и это направление. За первые четыре месяца этого года мы выдали почти 5000 виз, что на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, я думаю, что ситуация скоро изменится в лучшую сторону: у людей появится больше денег и они будут путешествовать в Чехию как раньше.
- Какие именно отрасли экономики в наибольшей мере привлекают сегодня чешские компании на Урале и в Сибири? - В первую очередь, это уральское машиностроение и металлургия. Мы видим здесь массу возможностей для наших предпринимателей. Мы готовы предоставить современные технологии машиностроительных производств и модернизировать заводы, которые находятся в Свердловской области. Хорошим примером нашего сотрудничества в области модернизации машиностроения является ОАО НПК "Уралвагонзавод" в Нижнем Тагиле. Несколько лет назад чешская корпорация ALTA заключила с этим предприятием рамочный контракт на поставку оборудования на общую сумму в 1 миллиард евро. Кредиты выделяет Чешский экспортный банк (на 100% государственный).
- Но проведение модернизации на "Уралвагонзаводе" тесно связано с контрактами на поставку железнодорожных вагонов для Российских железных дорог. РЖД в последнее время резко сократили объем заказов этих вагонов. Это каким-то образом повлияло на сотрудничество с чешской стороной? - В апреле этого года Свердловскую область посетил министр промышленности и торговли Чешской Республики Мартин Ржиман. Он посмотрел "Уралвагонзавод". На тот момент еще не было ясно, как разрешится ситуация. Но что касается контракта с ALTA, то с его реализацией нет никаких проблем. Я думаю, что нынешняя непростая ситуация на заводе на это никак не повлияет. Модернизация заводу необходима. Без этого невозможно качественно производить вагоны и другую технику. Не исключено, что увеличится срок реализации контрактов этого рамочного соглашения, но, я думаю, что все будет в порядке. Причина такой уверенности в том, что финансирование этих проектов ведется Чешским экспортным банком при поддержке нашего государства. Кроме того, внимательным изучением и страхованием всех этих программ финансирования занимается чешская государственная страховая компания EGAP.
- Хватит ли Чешскому экспортному банку ресурсов в новых экономических условиях для продолжения финансирования всех заявленных и планируемых совместных проектов на Урале? - Чешский экспортный банк проводит очень консервативную политику и финансирует только те проекты, которые досконально изучены и максимально прозрачны. Регулярно проводится аудит этих проектов. В последние два месяца на Урал приезжали две большие группы чешских предпринимателей, в составе которых были и представители Чешского экспортного банка и страховой компании EGAP. Такая схема финансирования совместных проектов очень интересна и продолжает работать даже в период кризиса. Так, в апреле этого года ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" заключило контракт на поставку оборудования и строительные работы по подготовке с ALTA на сумму 440 миллионов долларов в рамках реализации проекта по реконструкции стана 2500 горячей прокатки. Финансирование этого контракта также обеспечит Чешский экспортный банк.
- Насколько нова такая схема, при которой поставки чешского оборудования кредитуются государственным банком и страхуются государственной страховой компанией? - Эта схема начала реализовываться на Урале несколько лет назад с подписанием контрактов между "Уралвагонзаводом" и концерном ALTA. Кредитование со стороны Чешского экспортного банка осуществляется при основном условии – не менее 50% всего оборудования для реализации инвестиционного проекта должно закупаться у чешских компаний. Проекты очень серьезно проверяются банком на предмет грамотного составления и экономической выгоды.
- Продвигается ли идея строительства в Свердловской области Верхотурского нефтеперерабатывающего завода? Чешский экспортный банк изучал возможности кредитования этого проекта в несколько миллиардов долларов в том случае, если основным инвестором строительства станет чешская компания Moravske naftove doly. - Компания Moravske naftove doly по-прежнему заинтересована в реализации данного проекта. Этот вопрос обсуждался и во время встречи губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с нашим министром Мартином Ржиманом в апреле этого года. Перед началом строительства Верхотурского НПЗ нужно заручиться гарантиями от всех сторон и, прежде всего – получить гарантии по поставкам необходимых объемов нефти для переработки на будущий завод. Сейчас необходимо некоторое время, чтобы проверить информацию по таким гарантиям.
- В каких субъектах Российской Федерации на Урале и в Сибири сегодня заложены наибольшие перспективы для сотрудничества с чешскими компаниями? - Очень хорошие перспективы для сотрудничества есть в Ханты-Мансийском автономном округе. Большая часть нефти поступает в Чешскую Республику именно из Югры. Нашим компаниям интересно участие в конкурсах по переработке нефти и геологоразведке. Кроме того, хорошие контакты с этим округом имеют наши ученые - с Ханты-Мансийском сотрудничает наш университет в Брно. Есть перспективы участия в проектах по деревопереработке в Югре, в частности, чешские компании имеют хороший опыт в производстве качественной современной мебели. В городах Свердловской и Челябинской областей мы готовы участвовать в реализации муниципальных программ по энергосбережению и водоочистке. Например, есть предложения по реконструкции старых домов, в которых плохо сохраняется тепло. У нас есть компания Stomix, которая сейчас договаривается с администрацией Екатеринбурга о строительстве завода по производству новейших теплоизоляционных материалов для реконструкции старых пятиэтажек. Эта компания готова провести капитальную реконструкцию в городе одного здания, чтобы показать свои возможности. Речь идет не только об обновлении фасада, а о замене всех внутренних коммуникаций и внедрении энергосберегающих технологий. В Екатеринбурге мы заинтересованы также и в проведении модернизации старых чешских трамваев, которые до сих пор ездят по улицам города. Нашу технологию мы можем принести сюда и организовать пункт модернизации на базе одного из трамвайных депо в Екатеринбурге. Отмечу еще несколько перспективных направлений сотрудничества. В настоящее время Минздрав Свердловской области ведет переговоры с чешскими компаниями UJP Praha и FAVEA engineering. Первая готова поставлять в больницы Свердловской области оборудование для лечения онкозаболеваний – кобальтовые облучатели, рентгеновские стимуляторы, системы фиксации пациентов. Рассматриваются возможности организации в Екатеринбурге сервисного центра по обслуживанию этого оборудования. Вторая компания изучает возможности поставки фармацевтического оборудования для производства медикаментов. Еще одна чешская компания – Bauer Technics – при участии министерства сельского хозяйства Свердловской области ведет переговоры с рядом уральских агрофирм (в частности, с УГМК-Агро) по поставке на Урал животноводческих комплексов и оборудования по переработке сельхозпродукции.
- Недавно власти Тюменской области озвучили заинтересованность в открытии кредитных линий из Чехии для местных предприятий под гарантии правительства региона. Возможна ли такая финансовая схема? - Я слышал об этом предложении. Это новая финансовая схема, она обсуждалась с представителями Чешского экспортного банка. Но мне пока не известно, гарантии какого уровня готовы предоставлять власти Тюменской области и под какие проекты. Думаю, нужно вести предметные переговоры по каждому такому проекту.
- К кому обращаться на Урале местным компаниям, которые заинтересованы в получении кредитов Чешского экспортного банка для приобретения оборудования из Чехии? - Если речь идет о среднем и малом бизнесе, то можно обращаться в агентство CzechTrade, которое имеет в Екатеринбурге свое представительство. Агентство ищет партнеров для средних и малых предпринимателей из Чехии, организует их встречи, бизнес-форумы, выставки. В агентстве имеется хорошая база контактов. Чешские компании интересуют такие сферы бизнеса как машиностроение, производство стекла, водоочистка, экологические проекты, сельское хозяйство, здравоохранение. Они готовы поставлять на Урал соответствующее оборудование и обращаются в агентство CzechTrade с просьбой найти соответствующих партнеров в Уральском регионе. Интервью подготовил Павел Кобер |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |