Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Боязнь китайской экспансии превратит Россию в страну индустриального недостроя
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français 中文

Боязнь китайской экспансии превратит Россию в страну индустриального недостроя

Боязнь китайской экспансии превратит Россию в страну индустриального недостроя

19.05.2009 — Аналитика


Политическая линия российских властей, не приветствующая приход инвесторов из КНР, лишает шанса на спасение множество крупных инвестпроектов, замороженных из-за кризиса. К этому добавляется нежелание увидеть в Шанхайской организации сотрудничества нечто большее, чем "восточное мини-НАТО". По мнению участников XIV Российского экономического форума, в преддверии екатеринбургского саммита глав стран ШОС для России особенно остро встает проблема выбора: избавиться от синофобии или попрощаться с планами развития Дальнего Востока и Сибири, попутно сдав важные экономические позиции в Средней Азии. Подробности в материале "РусБизнесНьюс".

 

По словам министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Александра Харлова, вопросы экономической интеграции на саммите ШОС обсуждаться не будут. Об этом позволяют судить итоги встречи глав МИД стран-участниц, прошедшей 15 мая 2009 года в Москве.

Прежде всего, Россия считает ШОС военно-политическим союзом, который направлен на борьбу с терроризмом и наркотрафиком, а также поддержание стабильности режимов на ее рубежах. "Однако точка зрения Китая прямо противоположна — не отрицая необходимость сотрудничества в силовом поле, Пекин предлагает странам ШОС различные инвестпроекты", — указывает управляющий партнер юридической фирмы "Вегас Лекс" Альберт Еганян. Но Россия опасается традиционного восточного конкурента, который считает Забайкалье и Дальний Восток сферой своих прямых интересов, и потому не спешит пускать в страну китайский капитал.

Обсуждение инвестпроектов наталкивается и на принципиальную разницу в планировании. Если Россия не может структурировать крупные совместные проекты с младшими странами ШОС из-за отсутствия у них национальных стратегий развития, то Китай, где рассчитывают на 50-100 лет вперед, не устраивают российские горизонты в 10-20 лет.

Кроме того, сказывается отсутствие у российской стороны конкретного подхода к реализации проектов. "После 8 лет обсуждений экспорт электроэнергии в Китай так и не согласовали, запустив его в экспериментальном режиме на 5 лет. Китайцы опять-таки предлагают: давайте экспериментально запустим его на 50 лет, а потом, собрав статистику, решим, что делать дальше", — поясняет Альберт Еганян.

На этом фоне, учитывая огромное экономическое отставание, России принципиально сложно найти какие-либо общие цели для сотрудничества с КНР. Тенденцию иллюстрирует пример Свердловской области, чье отрицательное сальдо товарооборота с Китаем неуклонно растет с 2006 года. "В большинстве отраслей Китай ушел далеко и нас просто не видит. Однако Россия — это транзитный путь для китайских грузов на многие рынки, поэтому КНР выгодно, чтобы у нас была хорошая транспортная инфраструктура. Именно к этой сфере относятся перспективные проекты, имеющие особое значение для Екатеринбурга и Среднего Урала", — считает первый вице-премьер регионального правительства Михаил Максимов.

Однако борьбу за подряды на строительство магистралей российский бизнес безнадежно проиграл — он физически не сможет справиться с требуемыми объемами и не конкурентоспособен в ценовом отношении. "В 2008 году РЖД заявила, что для сооружения 1 000 километров путей ей понадобится 108 миллиардов рублей. Участвовавшие к конкурсе европейские компании предложили 52 миллиарда рублей. Затем заявку подали китайцы — 26 миллиардов с предоставлением кредитных ресурсов на 45 лет и гарантией качества на 18 лет", — приводит яркий пример Альберт Еганян.

"Сегодня в России доминирует доктрина: зачем строить за 26 миллиардов, если можно за 108?", — иронично комментирует председатель комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерий Фадеев.

Несмотря на потерянные заказы, для РФ гораздо важнее отстоять возможность влияния на логистику и распределение потоков по евразийскому пространству, покрываемому ШОС. Именно с той страной, которая добьется этого преимущества, в дальнейшем будут вести переговоры о транспортных потоках и энергоресурсах Европа и Ближний Восток.

В частности, речь идет о транспортном коридоре "Западная Европа — Западный Китай", 2 200 километров которого пройдут по России и 2 800 — по Казахстану. Пока Россия и Китай дискутируют о том, кто будет бенефициаром логистических схем, Казахстан действует. "В условиях кризиса он привлек кредит Всемирного банка в 4 миллиарда долларов на строительство своего участка инфраструктурного створа и занимается долгосрочным планированием и комплексным освоением прилегающих территорий. В России этого не происходит", — констатирует директор Института региональной политики Булат Столяров.

У России осталось крайне мало ресурсов для совместных проектов с Казахстаном, и их практически нет на мероприятия в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане. Более того, необходимо спасать проекты на собственной территории. В этой связи жизненно важен ответ на вопрос: в каком объеме и форматах Россия готова впустить китайские инвестиции?

В конце мая-начале июня планируется принять федеральную стратегию развития Дальнего Востока. По словам Булата Столярова, она является абсолютной калькой с инвестпланов крупного бизнеса в Забайкалье и на Дальнем Востоке, оформленных в 2005-2008 годах. На сегодня подавляющее большинство этих проектов — 85% по частному сектору — приостановлено, отложено или развалено.

На 2008 год крупный бизнес структурировал около 150 проектов на сумму более 1 триллиона долларов. Сумма проектов, находящихся в стадии строительства, превышает 250 миллиардов долларов. При этом около 40% из них сейчас может быть завершено за счет организации проектного финансирования с азиатским капиталом.

Порядка 70% всех потенциальных инвестиций в рамках ШОС локализовано на российской территории. Чтобы не превратиться в страну индустриального недостроя, России нужно, как минимум, осмыслить все ресурсы, в том числе китайские, и, как максимум, подумать о пилотных кредитах. "Стоит принять часть денег на определенных условиях — возможно, начав со штучного отбора отдельных проектов не в самых стратегически важных отраслях, не отдавая контрольные пакеты", — полагает Булат Столяров.

Энергомощности, запущенные в КНР в 2006 году, составили 45% всех мощностей в РФ. Уже на протяжении пяти лет в Поднебесной ежегодно вводят мощности сопоставимые со всей российской металлургией. Схожая ситуация наблюдается в угольной промышленности, девелопменте и других отраслях.

"Когда с нашими микроскопическими объемами мы опасаемся, что разовьем Китай, а сами получим риск стать сырьевым придатком, это смешно, - отмечает Б.Столяров. - Сейчас пришло время избавляться от китайских фобий. При этом, будем ли мы принимать инвестиции китайцев и развивать восточную часть России, — сугубо наш внутренний вопрос, потому что их он по большому счету не волнует".

Денис БОРОДКИН

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта