Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Южный Урал затянет бюджетный пояс
Выбрать: Русский язык English language

Южный Урал затянет бюджетный пояс

Южный Урал затянет бюджетный пояс

28.11.2013 — Аналитика


Сокращение расходов не скажется на населении.

По прогнозам экспертов, предстоящие несколько лет для российской экономики будут не из легких. Президент РФ Владимир Путин уже дал указание оптимизировать госбюджет. Челябинской области также придется сократить расходы. Однако разработчики главного финансового документа региона на 2014-2016 годы утверждают, что оптимизация никак не отразится на населении. Принципиальная позиция губернатора области Михаила Юревича – сохранить социальную направленность бюджета и защитить все бюджетные статьи в этой сфере. О том, как формировался южноуральский бюджет на следующий год и как прошел 2013-й, "РусБизнесНьюс" рассказал министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.

- Андрей Вадимович, 2013 год подходит к концу - как он прошел с точки зрения исполнения бюджета? Какую часть налоговых сборов перечисляет область в федеральную казну?

- В первую очередь, хочется отметить, что Южный Урал остается в числе регионов, обеспечивающих прирост собственных доходов бюджета. Собственные поступления, обусловленные работой экономики региона, по итогам 10 месяцев текущего года превысили 90 миллиардов рублей и увеличились на 5%. Доходы поступают в соответствии с запланированным графиком.

Напомню, что собираемые в России налоги идут в федеральный, региональный и местные бюджеты. Из того объема налогов, что собираются на территории Челябинской области, в федеральный бюджет уходит в среднем около 30%. Так как распределение налогов по уровням бюджетов закреплено законодательно, эта доля остается практически постоянной.

В целом за январь - октябрь 2013 года в консолидированный бюджет области поступило 107,7 миллиарда рублей доходов, что на 2% выше аналогичного прошлогоднего показателя. Расходы регионального бюджета за этот период профинансированы в сумме 109,7 миллиарда с приростом 8%. В том числе для обеспечения расходов задействованы остатки собственных и федеральных ресурсов прошлого года.

Что касается федеральной поддержки, то ее объем в январе - октябре уменьшился на 6% по сравнению с 10 месяцами прошлого года и составил 18,5 миллиарда рублей. В основном сократились трансферты на здравоохранение в связи с завершением основных этапов модернизации отрасли, а также средства на поддержку занятости населения в связи с уменьшением количества граждан, которые обратились за пособиями по безработице.

- Проект южноуральского бюджета на ближайшие три года уже принят? Каким он будет? Какие основные сложности возникли при его формировании? От чего будет зависеть наполняемость бюджета?

- Проект бюджета на 2014-2016 годы сегодня находится на стадии рассмотрения Законодательным собранием области. Окончательное его принятие в третьем чтении состоится в декабре. Нужно понимать, что возможности бюджета напрямую зависят от работы экономики области и страны в целом. Пока специалисты прогнозируют достаточно низкие темпы ее роста в ближайшей перспективе.

Всем известно, что в сегодняшней нестабильной ситуации делать какие-то прогнозы в принципе сложно. Поэтому за основу формирования бюджета взят консервативный сценарий социально-экономического развития региона, который, впрочем, предусматривает рост основных бюджетообразующих показателей – валового регионального продукта, прибыли предприятий, фонда оплаты труда, стоимости имущества и индекса потребительских цен.

В этих условиях главной сложностью балансировки бюджета была ограниченность ресурсов на фоне необходимости реализовать масштабные социальные задачи. Основные из них – это выполнение указов и поручений президента страны, в первую очередь по повышению зарплат в бюджетной сфере. А также обеспечение новых полномочий в сфере дошкольного образования, которые с 2014 года переходят области от муниципалитетов.

Была проведена масштабная работа по оптимизации расходов, в результате которой в бюджете удалось учесть все приоритетные направления, сделать так, чтобы он отвечал современным условиям и был реальным для исполнения.

Учитывая все это, особенно важной становится работа по увеличению собственной доходной базы. Областными и муниципальными органами власти такая работа ведется. В частности, постоянно проводится анализ обоснованности и эффективности применения налоговых льгот. Налоговые льготы, имеющие низкую результативность, по возможности отменяются.

Также важно использовать имеющиеся резервы пополнения доходов за счет сокращения задолженности по платежам в бюджетную систему области. За 9 месяцев текущего года по итогам работы межведомственных рабочих групп и специальных комиссий дополнительные поступления в бюджеты всех уровней от предприятий области составили более 880 миллионов рублей.

- На что сделан акцент в бюджете-2014? Какими будут основные расходы области?

- Общий объем расходов в 2014 году составит 112 миллиардов 192,5 миллиона рублей. Они увеличатся на 17%. Условно принято различать расходы социального и экономического характера. К первым относятся средства на здравоохранение, образование, социальную поддержку населения, культуру, спорт.

По сравнению с планами на 2013 год объем финансирования этих направлений вырастет на 34%. А их доля в областном бюджете в 2014 году увеличится до 73%, в 2015, 2016 годах - до 75%. То есть в ближайшей перспективе социальная составляющая бюджетов всех уровней будет усиливаться.

Средства на предоставление мер социальной поддержки жителям области предусмотрены в бюджете на ближайшие три года в полном объеме. Это приоритет во все времена и при любых условиях. В частности, по решению губернатора Михаила Юревича сохранены дополнительно установленные на уровне области льготы и выплаты.

К экономическому блоку относятся, например, расходы на дорожное хозяйство, ЖКХ, сельское хозяйство, строительство, поддержку бизнеса. Особенностью бюджета Челябинской области является то, что при всех сложностях, существенном росте социальных направлений расходов инвестиционную составляющую областного бюджета удалось сохранить практически на прежнем уровне.

- Какие расходы все-таки будут урезаны?

- Когда шла работа над расходной частью бюджета, основной задачей как раз было не допустить ухудшения качества оказания государственных и муниципальных услуг населению. То есть сделать так, чтобы жители как можно меньше почувствовали на себе последствия оптимизации финансовой политики.

Мы считаем, что это сделать удалось. Серьезному анализу подверглась буквально каждая строка бюджета. В итоге все жизненно важные обязательства перед людьми обеспечены финансами в необходимом объеме. Если смотреть проект бюджета по отраслям, будет видно, что по большинству из них в 2014 году произойдет рост финансирования в сравнении с теми планами, которые были на текущий год.

Сокращению подверглись те направления, которые не связаны с непосредственным обеспечением потребностей граждан. В первую очередь, это административные расходы – закупка товаров, работ и услуг органами власти и учреждениями; проведение различных отраслевых мероприятий; зарплаты госслужащим. Часть расходов была перенесена на более поздние сроки. Часть – перераспределена между направлениями в зависимости от важности и приоритетности. В целом заявленный изначально на 2014 год уровень расходов удалось сократить на 16 миллиардов рублей.

- Уменьшатся ли дотации в муниципальные бюджеты?

- Общий объем трансфертов, передаваемых муниципальным образованиям области из регионального бюджета в 2014 году, не только не уменьшится, он увеличится почти на 32%. В территории традиционно отдается более половины средств областного бюджета. В 2014 году это 61,8 миллиарда рублей или 55% расходов бюджета.

Сокращение произойдет по отдельным направлениям финансовой помощи и обусловлено исключительно передачей полномочий с местного на региональный уровень. В частности, на 1,6 миллиарда рублей будут уменьшены дотации местным бюджетам. Отменен и сокращен ряд субсидий. Однако при этом города и районы в соответствии с федеральным законодательством получат дополнительные доходные источники. Поэтому в целом их финансовые возможности будут достаточны для выполнения своих обязательств перед жителями.

- Несколько лет подряд бюджет Челябинской области остается дефицитным. В чем причина?

- Главная причина дефицита – несоответствие доходных возможностей бюджета тому объему расходных обязательств, который возложен сегодня на регионы. Эта ситуация характерна для всех российских территорий. Сказываются дополнительная нагрузка по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, которая будет только возрастать, а также необходимость выполнения поручений президента в сфере дошкольного образования, жилищно-коммунального хозяйства, передача дополнительных федеральных полномочий. Дефицитным является также и федеральный бюджет.

- Переломить данную тенденцию можно?

- Сказать, как долго сохранится эта ситуация, достаточно сложно. Пока бюджет спрогнозирован с дефицитом на ближайшие три года. Сделанный федеральным минфином прогноз бюджетной стратегии показывает, что наибольшее напряжение со сбалансированностью бюджета будет наблюдаться к 2016 году. Министр финансов России Антон Силуанов уже ответил, что основная задача в связи с этим - переосмыслить обязательства государства с точки зрения их эффективности.

На всех уровнях предстоит дальнейшая работа, во-первых, по сокращению непервоочередных трат и снижению издержек как в бюджетном секторе, так и в экономике, концентрации ресурсов на важнейших актуальных направлениях, а главное – повышению результативности их использования. Во-вторых, необходимо активизировать усилия по увеличению поступлений в бюджет, укреплению доходной базы. В Челябинской области эта работа ведется постоянно, в том масштабе, который сложился еще со времен кризиса 2008 года.

Я уже говорил, что основные направления - это расширение доходных источников, выявление и использование имеющихся резервов пополнения доходов, взыскание задолженности по платежам в бюджет, постоянная работа с предприятиями области. На это направлена и масштабная деятельность по привлечению в наш регион инвестиций, которая в конечном итоге обернется новыми поступлениями в казну.

Отмечу, что сам по себе дефицит бюджета не несет в себе негативного характера, так как по законодательству он должен быть обязательно обеспечен источниками его погашения, которые, конечно, прописаны и в проекте бюджета на 2014-2016 годы.

- А как обстоят дела с государственным долгом региона?

- Его часто путают с дефицитом, но это совершенно разные вещи. На сегодняшний день размер госдолга Челябинской области составляет 16,5 миллиарда рублей. Из этой суммы реальные заимствования составляют 4,6 миллиарда, в том числе 3,3 миллиарда рублей – банковские кредиты, 1,3 миллиарда рублей – кредиты из федерального бюджета. Остальная часть госдолга – это выданные правительством региона гарантии под реализацию на территории области современных инвестиционных проектов.

Государственный долг у нас составляет только 22% от разрешенного законодательством уровня, тогда как у некоторых регионов эта цифра, к сожалению, уже достигла и 60%, и 70% и даже превысила 80%.

Беседовала Мария Комина


 


Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта