Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Евросоюз хворает имперскими замашками
Выбрать: Русский язык English language Deutsch

Евросоюз хворает имперскими замашками

Евросоюз  хворает  имперскими замашками

26.05.2014 — Аналитика


В Екатеринбурге российские и зарубежные юристы в течение двух дней решали, привели ли события на Украине к краху международного права. Многие говорили о разрухе в головах, которая может отбросить людей в зону иррациональности, войн и революций.

Но ситуацию никто не драматизировал: альтернативы взаимодействию народов и государств на основе права нет. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", экономически выгоднее развиваться,  руководствуясь четкими правилами, нежели политической целесообразностью. Это дает надежду на то, что конфликт в Европе рассосется без особых последствий.

В России, по мере развития кризиса на Украине, модной стала тема самоизоляции: продовольствие и оборудование производить у себя, расчеты осуществлять через национальные платежные системы, программы компьютерные разрабатывать самим и т.д. Определенная логика в этом есть, но, как показала восьмая сессия Европейско-Азиатского правового конгресса, прошедшего 22-23 мая в Екатеринбурге, закрыться экономически от мира не получится при всем желании.

Профессор Уральского юридического университета Владимир Ярков в качестве примера привел один крупный объект, который возводится в Свердловской области. Его регулярно посещают первые лица государства, он имеет чрезвычайно важное значение для экономики страны, но подчиняется он… швейцарскому праву, потому что зарегистрирован в альпийской конфедерации. Россия, получается, импортирует из Швейцарии не только станки и часы, но и право.

С еще более показательным фактом столкнулись недавно российские банкиры. Один олигарх набрал кредитов на миллиард долларов и сбежал а Лондон, где обратился в суд о признании себя банкротом. Английская Фемида пошла ему навстречу, и теперь он, тряся вердиктом, утверждает, что свободен от всех обязательств.

Вывод из этих примеров эксперты делают простой: Россия, сталкиваясь с юрисдикциями других государств и с мировой правовой системой, не может абстрагироваться от них. Вместо изоляции, полагают юристы, было бы полезнее активнее включиться в процесс разработки международных конвенций и правил, влияющих напрямую на национальные экономики.

В России, утверждает Ярков, еще не придают достаточного внимания экономической составляющей гражданского нормотворчества. В мире важность этого давно уже поняли, а потому и стремятся экспортировать и свое право, и свой образ жизни.

Например, эксперты Всемирного банка с 2003 года публикуют доклады  Doing business, которые построены на простой посылке: лучшей экономической и правовой системой является американская, и, соответственно, все остальные должны равняться на США.

Французы, когда в 2006 году увидели в рейтинге свою страну  между Руандой и Бурунди, возмутились и провели "разбор полетов". Выяснилось, что  в основу рейтинга положены сомнительные  критерии и подтасованные цифры.  Цивилисты, проводившие анализ, пришли в уныние и опубликовали большой доклад, в котором предупредили мировую общественность, что правовая традиция поставлена под вопрос.

Российские юристы перевели это исследование на русский язык и сочли, что с достоверностью рейтинга Doing business все понятно. Каково же было их удивление, когда в 2012 году высшее руководство РФ в качестве национальной идеи предложило подняться стране с 120-го на 20-е место. Очевидно, что кому-то надо было, чтобы Россия взяла на вооружение правовые конструкции, сделанные в США, на которые отчего-то ориентируются инвесторы.

Между тем советник президента РФ Вениамин Яковлев считает, что континентальная, то есть европейская, система права значительно ближе и полезнее для России, чем англо-саксонская, которой придерживаются США. Несмотря на то, что обе эти системы начали потихоньку сближаться, законодательство континентальных стран более перспективно с точки зрения общества.  

Например, статья 14 конституции Германии напоминает, что собственность обязывает: "Пользование собственностью должно служить общественному благу". Россияне, как, впрочем, и американцы, говорят лишь о правах собственников. Имеется в немецком основном законе и глава об исполнении федеральных законов. В России этот механизм не отработан, отчего и хромает правовая система.

По мнению Вениамина Яковлева, право будет работать тогда, когда взаимодействие федеральных и региональных органов власти будет доведено до автоматизма. Однако до единого государственного организма в России еще очень далеко. Немецкие предприниматели говорят, что российская судебная система позволяет защитить свои права, гарантированные законодательством, но эти плюсы напрочь перечеркиваются исполнительной властью, которая создает проблемы на стадии вхождения в бизнес.

Использование опыта стран с континентальным правом приносит вполне ощутимую экономическую выгоду. При англо-саксонской системе, утверждает Владимир Ярков,  средняя стоимость правовой инфраструктуры (то есть затрат на юриспруденцию) составляет 2-3% от ВВП.  В континентальных странах, создавших более четкие правила, она составляет 0,5 -1%. Все это говорит о том, что континентальная система более эффективна.  

Правда, в последнее время в Европе политика стала доминировать над правом, игнорируя даже экономические интересы. Причиной  кризиса международного права, полагает профессор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Анатолий Капустин, стала вовсе не Украина. Просто Евросоюз решил вернуться к политике, которую в свое время окрестили империализмом, то есть к политике, которая пытается сократить сферу действия международного права.

В результате ЕС потерял лицо. Провозгласив когда-то интеграцию европейских стран как высшее достижение правовой мысли и практики ("Право решит все политические, экономические и социальные проблемы"), Евросоюз сегодня принес ее в жертву политике, не считаясь с деградацией отдельных стран и потерями собственной экономики. Интеграция через право превратилась в интеграцию через конфликт. Насколько это страшно?

Анатолий Капустин уверен, что не страшно. Международное право всегда развивалось благодаря конфликтам. Еще 30 лет назад, когда заговорили о неразрешимых противоречиях XXI-го века,  поднимали вопрос о необходимости принять какие-то нормы и правила поведения, которые бы стали правовыми. В итоге ничего создано не было.  Но и катастрофы из-за многочисленных  столкновений не произошло.

В децентрализованной системе, считает эксперт, есть свои плюсы. Их начинают видеть и европейцы. На прошедших в мае выборах депутатов Европарламента жители многих стран показали, что своя рубашка им ближе к телу.  

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта