На главную / Новости & Аналитика
/ Последние новости
/ "Три плюс три" - арифметика успеха уральской "оборонки"
|
"Три плюс три" - арифметика успеха уральской "оборонки"02.06.2009 — Аналитика Российская армия пока не готова использовать передовые разработки, созданные отечественными оборонными предприятиями с участием иностранных партнеров. Тем не менее, в условиях утверждающейся в мире идеи коллективной безопасности за совместными производствами – большое будущее. Такую уверенность в интервью "РусБизнесНьюс" высказал заместитель генерального директора ПО "Уральский оптико-механический завод" Вениамин Элинсон.
- Вениамин Соломонович, пару лет назад было заявлено сразу несколько проектов по организации на УОМЗ совместных производств с участием иностранных партнеров. Какова судьба этих проектов? - Действительно, мы проявляли и проявляем большой интерес к совместным производствам оборудования как гражданского, так и военного назначения. Почему нам это необходимо? При сборке различных видов оборудования мы нуждаемся в поставках из-за рубежа ряда комплектующих, серийное производство которых пока не можем освоить самостоятельно. Понимаете, в России можно сделать всё, но сложности возникают при организации серийного производства. Вот Левша подковал блоху, но как одинаково подковать миллион блох? Например, в тепловизорах третьего поколения есть один продукт, который мы пока не в состоянии производить на серийном уровне – это тепловизионная матрица, поэтому вынуждены закупать её за рубежом. Но конечной целью любого совместного производства должна быть его полная национализация, то есть выпуск всех комплектующих в России. На нашем заводе уже пять лет действует производство вентиляторов детских легких совместно с английской компанией SLE. Продаем их по России и странам СНГ, а в последние два года даже сама SLE покупает у нас эти вентиляторы. За пять лет сотрудничества мы реализовали более 600 вентиляторов стоимостью 15-20 тысяч долларов каждый. Второе совместное производство у нас организовано с французской компанией THALES Navigation – выпускаем GPS-навигаторы. Сами приемники покупаем у французов, а штативы, оболочку и прочее делаем уже здесь. Начинали с GPS, но, учитывая развитие российской системы ГЛОНАСС, мы готовы уже в этом году начать выпуск навигаторов, работающих в двух системах. УОМЗ не только привлекает к совместному производству иностранных партнеров, но и сам организует производство за рубежом. В конце апреля 2009 года в китайской экономической зоне получило официальный юридический статус предприятие "УОМЗ-Мейджоу". Это наша стопроцентная дочка. Там начали изготавливать геодезические приборы – нивелиры и теодолиты.
- Зачем вам открывать производство за рубежом? - Там дешевле, чем у нас, стоимость рабочей силы и стоимость аренды производственных площадей. Ставится задача продавать геодезические приборы в Китае и соседних государствах. Сейчас на "УОМЗ-Мейджоу" поставлено наше контрольное оборудование и комплекты деталей для сборки первых двух-трех сотен геодезических приборов. Уже со второго полугодия начнется замещение деталей, их будут производить по нашим чертежам в самом Китае. На предприятии планируется производить до 3 000 нивелиров и теодолитов в год.
- А как обстоят дела с совместным производством продукции военного назначения? - В 2007 году мы планировали создать совместное предприятие с французской фирмой Sagem по производству тепловизоров третьего поколения. Был подписан соответствующий меморандум. В России до сего времени не существовало совместных предприятий с иностранным участием по выпуску изделий военной тематики. Я не хотел бы говорить, что первый блин получился комом, но, к сожалению, время уже ушло. За этот период мы сами сделали тепловизор третьего поколения вместе с Казанским государственным институтом прикладной оптики. Оказалось очень сложным получить в обеих странах разрешение на открытие этого предприятия. Причем, больше бюрократических проволочек было в России. К сожалению, сегодня в нашей стране нет четкого регламента по созданию подобных предприятий. Нам известно, что для этого нужно распоряжение президента и постановление правительства, но как дойти до этого верха? Мы разработали серьезное обоснование, бизнес-план. Увы, но и российская армия пока еще не готова к применению импортной элементной базы, даже если эта база будет сделана в рамках совместного предприятия.
- Выходит, перспектив в экономическом сотрудничестве по созданию продукции военного назначения вообще нет? - Есть. Сегодня обсуждается такое понятие как "коллективная безопасность". Об этом говорят и первый вице-премьер Сергей Иванов, и начальник вооружения Вооруженных сил РФ Владимир Поповкин. Например, для российской армии уже закупили в Израиле беспилотные летательные аппараты. Может быть, наш проект с Sagem все же будет реализован в какой-то другой форме. Я надежды не теряю, но оптимизма за эти два года у меня существенно поубавилось.
- Рассматриваются ли другие совместные проекты с иностранными партнерами? - Продолжу тему "беспилотников". Прежде чем закупать эти летательные аппараты в Израиле, нашему военному руководству, наверное, надо было собрать представителей тех российских предприятий, кто способен их производить. У меня есть идея производить на Урале с использованием нашей оптико-электронной системы маленький, запускаемый с руки беспилотный самолет весом до 10 килограммов с дальностью полета до 5 километров с возвратом. По этому поводу мы ведем переговоры с одним из иностранных партнеров. Но для этих летательных аппаратов нужна супермалогабаритная оптико-электронная система диаметром всего 10 мм. По её совместному производству на базе УОМЗ мы общаемся с двумя израильскими компаниями - Controp и OnhoTech. Кто из них даст лучшие цены на комплектующие, с тем и будем работать. Но обе фирмы должны сначала получить разрешение от правительства Израиля, разрешение ждем уже два месяца. Ситуация заставляет нас работать быстро, но, к сожалению, это не всегда получается.
- А насколько тесно вы взаимодействуете с российскими властями? - Представители УОМЗ работают в полном контакте с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству. Основная проблема, которую мы постоянно озвучиваем – это пиратские методы работы сопредельных с Россией государств. УОМЗ является единственным разработчиком и изготовителем оптико-электронных систем для самолетов "Сухой" и МиГ. В то же время за рубежом мы часто встречаем представителей белорусских и украинских ремонтных заводов, которые совершенно открыто делают предложения по ремонту, восстановлению и поддержке в эксплуатации наших изделий. При этом они ставят на системы УОМЗ дешевые, но старые платы и блоки, которые остались у них на складах со времен Советского Союза. Это проблема, которая требует решения на высоком политическом уровне.
- Отразился ли мировой экономический кризис на внешнеторговой деятельности вашего предприятия? - Здесь нужно пояснить, что с 2003 года УОМЗ является самостоятельным субъектом военно-технического сотрудничества (всего в России 22 таких субъекта). Нам продлили это право уже в третий раз. Это возможность самостоятельно, без участия Рособоронэкспорта, осуществлять поставку запчастей за рубеж и проводить все виды ремонта наших оптико-электронных систем. Изделия УОМЗ есть во всех самолетах МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, Су-17, Су-22, Су-25, Су-27, Су-30 всех модификаций. Мы работаем с 15 странами мира. С 2003 года УОМЗ увеличил свою долю на мировом рынке более чем в 20 раз. По итогам прошлого года доходы от военно-технического сотрудничества составили около 30 миллионов долларов. Кризис на эти показатели пока не влияет, поскольку мы стараемся в основном делать долговременные контракты. Этот год у нас законтрактован полностью, подписываются контракты на 2010 и даже 2011 год. С самого начала получения права на самостоятельное ВТС мы поставили перед собой задачу супер оперативно оказывать содействие зарубежным клиентам. Именно тогда заработал наш фирменный слоган "Три плюс три". Мы гарантируем любую поставку любых запчастей в течение максимум трех месяцев с даты подписания контракта и любой ремонт в течение максимум трех месяцев с даты поступления имущества на завод. Больше такого нигде не бывало, обычно ремонт длится годами. В структуре производства УОМЗ военная техника, её ремонт и сервисное обслуживание составляют 75%, остальное – гражданская продукция. При этом, в структуре производства военной техники государственный оборонный заказ составляет менее 1% - всего12 миллионов рублей на 2009 год. А все остальное – это экспорт, который имеет три составляющие: поставка для головных заводов, которые производят самолеты на экспорт; поставка через Рособоронэкспорт (малая часть); самостоятельное участие в ВТС (основная часть). Сегодня мы можем сказать, что вполне научились работать на внешних рынках. Так, в прошлом году УОМЗ открыл свое первое европейское представительство TriAlpTek GmbH в Цюрихе (Швейцария). Его задача – продвигать наши гражданские изделия на европейском, ближневосточном и североафриканском рынках. Речь идет о продаже и сервисном обслуживании медицинского, светотехнического и геодезического оборудования. Одновременно через это представительство мы решаем вопросы, связанные с закупкой импортного оборудования и особо сложной комплектации. Это форпост нашего предприятия в Европе. Интервью подготовил Павел Кобер |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |