Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Любить Урал по-французски
Выбрать: Русский язык English language Français

Любить Урал по-французски

Любить Урал по-французски

14.07.2009 — Аналитика


Среди иностранцев французы кажутся самыми большими критиками существующих в Уральском регионе условий ведения бизнеса. Как заявил в интервью "РусБизнесНьюс" Генеральный консул Франции в Екатеринбурге Клод Круай, это связано с их масштабными планами инвестиций.

 

- Господин Круай, каково Ваше общее впечатление об Уральском регионе и его экономическом потенциале?

- Я работаю здесь уже почти два года. Занимаюсь в основном вопросами продвижения французского бизнеса и упрощения системы выдачи виз.

Объективно у Уральского федерального округа есть большой потенциал, ведь здесь добывается около 70% российской нефти и 90% газа, не говоря уже о промышленности, в частности, металлургической. Поэтому имеются серьезные причины, чтобы ехать сюда и инвестировать в местную экономику.

Но есть большие препятствия для ведения иностранцами бизнеса на Урале. На официальном уровне подписываются двусторонние соглашения и договоры о сотрудничестве между Францией и России. Однако конкретные шаги в экономике даются труднее. Может быть, это связано с тем, что Урал на протяжении почти всего советского периода был полностью закрыт для иностранцев, и контактов было мало.

Хотя были времена, когда французы в конце XIX века приезжали на Урал и в Сибирь. Французские банки и инженеры были задействованы в строительстве Транссибирской железной дороги. Но после этого был большой период закрытости, вплоть до начала 90-х годов. Настороженность к иностранцам сохраняется до сих пор, я это ощущаю регулярно.

Поскольку на Урале военная промышленность занимала и продолжает занимать очень большое место в структуре экономики, часто проявляется осторожность по отношению к иностранцам. Хотелось бы, чтобы вопросы безопасности не распространялись на все сферы экономики. Последний контракт, подписанный в Нижнем Тагиле между российскими и французскими предпринимателями, обнадеживает (Соглашение о продолжении оснащения танков Уралвагонзавода Т-90С, поставляемых на экспорт, камерами французской компании Thales Optronics – прим. ред.).

Все знают, что в советское время здесь работали крупные промышленные предприятия, но в 90-е годы в результате приватизации многие из них оказались у новых собственников, и они не были реконструированы и модернизированы. В итоге многие заводы сегодня почти остановлены, поскольку оказались в тупике: их продукция не выдерживает конкуренции из-за высокой себестоимости. Старые заводы потребляют огромное количество энергии, используют труд большого числа людей. Поскольку предприятия не успели пройти модернизацию в период экономического подъема с 2000 по 2008 годы, то сейчас им очень сложно.

Если в Европе инвестор может подыскать объект с инфраструктурой, то здесь непросто найти хорошее окружение.

 

- Зато, наверное, дешевле, чем в Европе?

- Нет, не дешевле. Здесь сохраняется идея, что иностранец богатый, он может платить. Поэтому зачастую переговоры проходят очень долго.

 

- Какие именно объекты интересуют французов на Урале?

- Франция располагает ноу-хау во многих областях. В целом, предприятия осуществляют инвестиционные вложения, например, в экономику Китая, либо, с целью расширения рынка сбыта, к примеру, в российскую экономику. Урал становится крупным рынком по своему экономическому развитию, и поэтому представляет для наших предприятий большой интерес.

Однако есть проблемы выделения земли, перевозки грузов, сетевых подключений (электроэнергия, газ, вода) и т.п. Надо договориться с каждым, но при этом идёт лёгкий шантаж по выколачиванию средств. Когда приезжает иностранный инвестор, он быстро оказывается в каких-то тисках. Поэтому очень многие французские предприниматели, ознакомившись с ситуацией на месте, начинают задумываться или уезжают. Потому что для них всё это очень сложно и непонятно.

У России есть мощный конкурент в борьбе за инвестиции – это Китай, который проявляет очень гибкую политику ко всем инвесторам. Поэтому когда условия бизнеса слишком сложны, иностранцы из России уходят дальше в Китай и на Дальний Восток.

 

- Разве не помогает иностранным инвесторам администрация Свердловской области во главе с губернатором?

- Помогает. Но областная власть стоит высоко. У нее много идей и добрых намерений. А на местах у каждой административной или частной структуры есть своё понимание работы с иностранцами. Хотя для любого предприятия было бы идеальным - вступать в контакт только с коммерческими структурами, а не с политическими.

Возможность приехать сюда и работать пока имеют в основном крупные компании. Они могут нанимать консультантов, которые будут досконально изучать всю ситуацию и помогут компаниям действовать более уверенно.

Причем, это ведь нужно не только иностранным инвесторам. Между прочим, в Уральском регионе без развития малого и среднего бизнеса, который по всей Европе создает разнообразие и уют, не будет реальной конкуренции, а значит, цены будут сохраняться очень высокими. Прекрасным примером является развитие в Екатеринбурге гостиничного бизнеса. Приход известных гостиничных сетей на рынок создает конкуренцию, заставляющую снижать цены и расширять выбор.

 

- Вы полагаете, что на Урале высокие цены?

- Да. Одежда, обувь и даже товары широкого потребления – всё очень дорого. Из-за того, что экономике не хватает гибкости и конкуренции. Здесь есть целые отрасли, которые монополизированы в руках влиятельных бизнесменов. А весь бизнес должен быть свободым.

 

- Вам часто жалуются французские бизнесмены на уральские условия ведения бизнеса?

- Нет, они не жалуются. Просто много тех, кто приезжает на Урал в первый раз, и больше сюда не приезжают. Наоборот, другие влюбляются в регион.

 

- Какие отрасли экономики в первую очередь интересуют французские компании на Урале?

- На данный момент крупные французские компании в достаточной степени представлены в регионе: Lafarge, Lessafre, Areva T&D, Шнейдер Электрик, Auchan…

Есть планы по развитию аэропорта Кольцово в Екатеринбурге. Ведь он находится на перекрестке многих воздушных линий. Здесь пока не хватает мощностей для приема и обработки грузов, хотя потребность есть. Три французские компании проявляют интерес к развитию транспортной логистики в Кольцово, перевозке грузов из Европы в Китай через Екатеринбург.

 

- Каковы перспективы сотрудничества в оборонной промышленности?

- У нас есть точки соприкосновения. Некоторые страны-производители оружия работают в кооперации. Например, американцы, англичане и израильтяне активно сотрудничают друг с другом. А Франция, как и Россия, работает независимо. Поэтому мы, наверное, должны сотрудничать в этой сфере. И уже есть успехи.

 

- Какие схемы используют французские компании для продвижения своей продукции, технологий и инвестиций на Урал?

- Отчасти продвигаться на зарубежные рынки компаниям помогает Министерство внешней экономики Франции. Но предполагается, что если какая-либо компания решила реализовать за границей инвестиционный проект, то она делает это за свой счёт и государство тут ни при чём. Посольство может лишь следить за выполнением условий реализации крупных проектов.

Но есть и исключения. Если проект весьма капиталоемкий и влечёт за собой приход других французских компаний из смежных отраслей, то он может получить гарантии правительства Франции. Единственный раз на Урале это произошло при строительстве гостиницы Hyatt Regency Ekaterinburg. При осуществлении этого проекта напольное покрытие, мебель, всё внутреннее оборудование было поставлено из Франции.

 

- А насколько активен поток визитеров с Урала во Францию? Какова динамика выдачи виз?

- В Екатеринбурге мы начали выдавать визы полтора года назад. В 2008 году выдано около 16 тысяч разрешительных документов. В этом году из-за кризиса мы, наверное, не сможем увеличить это число, останемся на таком же уровне. За первую половину 2009 года выдано 6 500 виз.

Но потенциал к увеличению есть, потому что большое число уральцев еще не посещало Западную Европу. Мы рекламируем свою страну и первым делом стараемся объяснить российским туристам через турагентства, что есть и более приемлемые по ценам места отдыха во Франции, чем Ницца, Куршевель и Париж.

Очень много регионов богатых историческими памятниками и культурными традициями. Например, это юго-запад Франции от Бордо до Тулузы, вся Бургундия, на западе - Бретань и Нормандия, где Атлантика и прекрасный воздух, замечательная еда и вино. И всё вместе очень дёшево и качественно.

В Уральском регионе мы работаем практически со всеми серьезными турфирмами, их около 80. Из них примерно 10 специализируются на турах во Францию, они дают нам большинство заказов на оформление виз.

Интервью подготовил Павел Кобер

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта