Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Россия не знает, что делать с "лишним" танковым заводом
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Россия не знает, что делать с "лишним" танковым заводом

Россия не знает, что делать с "лишним" танковым заводом

01.09.2009 — Аналитика


В сентябре 2009 года уставный фонд ОАО НПК "Уралвагонзавод" будет увеличен на 4,4 миллиарда рублей. Корпорация также получит от государства гарантии для привлечения кредитов в размере 10 миллиардов рублей. Средства будут направлены на поддержку предприятия, 12 000 сотрудников которого находятся в вынужденном отпуске из-за отсутствия заказов на гражданскую продукцию. Эксперты не исключают, что экономический кризис может сказаться на структуре создаваемой корпорации, поскольку имеющихся заказов не хватает, чтобы загрузить все мощности холдинга.

 

Корпорация "Уралвагонзавод" (УВЗ) - самый крупный в мире производственный комплекс, специализирующийся на выпуске танков Т-90. В тяжелые 90-е годы, когда отсутствовал государственный оборонный заказ, предприятие выживало за счет продажи железнодорожных вагонов и дорожно-строительной техники. В 2000-е вовремя подоспел контракт на поставку крупной партии танков в Индию. Основной конкурент УВЗ - производитель танков Т-80 ФГУП "Омсктрансмаш" - к тому времени обанкротился, накопив миллиардные долги, и был остановлен.

Власти Свердловской области, лоббировавшие создание в России единого бронетанкового холдинга, добились создания научно-производственной корпорации на базе "Уралвагонзавода", в которую вошли "мозги" "Омсктрансмаша" - Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ). Производственный комплекс омского предприятия был выставлен на продажу.

В 2007 году военные мощности по инициативе администрации Омской области передали КБТМ. Площади, на которых выпускалась гражданская продукция, взяло в аренду ООО "ЧТЗ-Уралтрак", 17% долей которого контролируется "Уралвагонзаводом". Челябинские тракторостроители, выпускающие двигатели для Т-90, решили организовать в Омске производство колесной техники, а впоследствии - построить современное металлургическое предприятие.

В январе 2009 года гражданский имущественный комплекс был продан за 300 миллионов рублей челябинскому заводу. Однако арбитражный суд Омской области аннулировал сделку. С иском о признании торгов несостоявшимися обратилось местное отделение Сбербанка России, которое, будучи кредитором "Омсктрансмаша", посчитало, что конкурс был проведен некорректно: не в тех СМИ было опубликовано объявление, не там прошло вскрытие конвертов и так далее. Банкиры решили, что имевшие место нарушения привели к ограничению круга участников конкурса и, как следствие, к занижению цены продаваемого объекта.

Начальник комитета по имущественным проектам ООО "ЧТЗ-Уралтрак" Сергей Возьянский пояснил "РусБизнесНьюс", что ограниченное количество претендентов на покупку производственных мощностей в Омске объясняется тем, что конкурс был закрытым, то есть в нем могли принимать участие лишь предприятия, имеющие лицензию на производство бронетанковой техники. Соответственно, на решение первой инстанции суда была подана апелляция, рассмотрение которой состоится в сентябре.

Очевидно, что спор вокруг имущества "Омсктрансмаша" совершенно не связан с нарушением процедур при его продаже. Начальник отдела оборонной промышленности и связи министерства промышленности Омской области Евгений Косинцев считает, что приобретение части имущественного комплекса "Уралтраком" приведет к дроблению структуры "Омсктрансмаша" и затруднит управление предприятием. Региональные власти обратились к федеральному правительству с просьбой выделить деньги на покупку гражданских мощностей Конструкторскому бюро транспортного машиностроения. Чиновники администрации Омской области неоднократно заявляли в СМИ, что хотели бы вновь организовать на предприятии полноценное производство бронетанковой техники. При этом будущее КБТМ полностью увязывается с развитием "Уралвагонзавода": по словам Евгения Косинцева, объединение предприятий поможет наиболее безболезненно пережить кризис.

Проблема кроется в том, что Россия сегодня вряд ли сможет загрузить два танковых завода. Эксперты Центра анализа стратегий и технологий утверждают, что в 2009 году "Уралвагонзавод" поставит 62 танка для российской армии и 60 - для индийских Вооруженных сил. Возможно, заказ увеличится за счет кипрского контракта, о котором мало сведений. Но в любом случае полторы сотни танков не позволят нормально существовать даже одному предприятию, на котором числится около 30 000 сотрудников, не говоря уже про корпорацию.

В отличие от 90-х годов не спасает сегодня "Уралвагонзавод" и гражданская продукция: заказы на вагоны и дорожно-строительную технику отсутствуют. На этом фоне сама борьба за производственные мощности "Омсктрансмаша" теряет остроту.

Пресс-секретарь "Уралвагонзавода" Борис Минеев сообщил "РусБизнесНьюс", что колесная техника в Омске производиться больше не будет, но о дальнейшем использовании производственных площадей лучше справиться в ООО "ЧТЗ-Уралтрак".

Генеральный директор тракторного завода Валерий Платонов передал через секретаря, что обозревателю "РусБизнесНьюс" следует пообщаться с его подчиненными, поскольку он сам не располагает дополнительной информацией. Заместитель руководителя ООО "ЧТЗ-Уралтрак" Андрей Складских по поводу выпуска гражданской продукции на площадях "Омсктрансмаша" сказал, что эта информация является коммерческой тайной.

Причина "секретности" стала понятна после общения с другими менеджерами ООО "ЧТЗ-Уралтрак". По их словам, 2 года назад предприятие взяло в аренду мощности на "Омсктрансмаше" потому, что не справлялось с заказами на своих площадях. Часть продукции выпускалась для собственных нужд, часть - для "Уралвагонзавода". В перспективе предполагалось расширить производство вагонов. Однако сегодня эти планы неактуальны вследствие резкого падения спроса на продукцию машиностроения. "Уралтраку" вполне хватает собственных мощностей.

Специалисты тракторного завода признают, что есть своя логика в том, чтобы весь производственный комплекс "Омсктрансмаша" отошел к КБТМ, хотя бы потому, что военная и гражданская части завода связаны между собой технологически и не могут существовать одна без другой. Но даже это очевидное обстоятельство не побудило руководителя КБТМ Игоря Шумакова признать, что бюро является наиболее реальным покупателем оспариваемого имущества омского предприятия. "За комментариями обращайтесь к тому, кто вам сказал, что мы будем участвовать в конкурсе", - сказал он обозревателю "РусБизнесНьюс".

Нетрудно заметить, что существует противоречие между официальной позицией руководства ООО "ЧТЗ-Уралтрак", продолжающего борьбу за имущественный комплекс "Омсктрансмаша", и неофициальными комментариями, фактически свидетельствующими о незаинтересованности челябинцев в приобретении новых мощностей. Специалисты объясняют его тем, что "Уралвагонзавод", которому, как базовому предприятию корпорации, в конечном итоге и предстоит решать судьбу проблемного актива, до сих пор не определился с продукцией, которую он будет выпускать в Омске.

Эксперты отмечают, что в нынешних условиях сделать выбор практически невозможно, поскольку организация производства гражданской продукции на банковские кредиты по существующим ставкам неизбежно обрекает на неудачу любой проект. Позиция Сбербанка, добивающегося по сути новой продажи спорных активов "Омсктрансмаша" по более высокой цене, лишний раз это подтверждает.

Свои надежды "Уралвагонзавод" по-прежнему связывает с заказами от ОАО"Российские железные дороги", а также ОАО "Первая грузовая компания". Объемы производства корпорация пообещала озвучить в сентябре. Однако, учитывая состояние российской экономики, можно предположить, что заказов вряд ли хватит для полноценной загрузки производства как в Нижнем Тагиле, так и в Омске. Будущее НПК "Уралвагонзавод" сегодня еще туманнее, чем 2 года назад, когда было объявлено о ее создании.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта