Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Россия меняет кружку пива на стакан водки
Выбрать: Русский язык English language

Россия меняет кружку пива на стакан водки

Россия меняет кружку пива на стакан водки

10.09.2009 — Аналитика


Министерство финансов РФ нашло "дойную корову" в лице пивоваров. За счет увеличения акцизных сборов власти намерены частично покрыть дефицит бюджета. Однако, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", без ужесточения контроля за оборотом спиртного серьезное изменение акцизных тарифов может нанести стране огромный экономический и социальный урон.

В конце августа 2009 года Министерство финансов РФ опубликовало законопроект, предполагающий увеличение к 2012 году акцизных ставок на пиво - в 3 раза, а на вино-водочную продукцию - от 10 до 35% ежегодно. За счет изменения тарифов чиновники намерены дополнительно привлечь в бюджет более 60 миллиардов рублей.

"Перекос" в акцизной политике на алкогольном рынке - налицо: главный удар придется на пивоваров. Участники рынка прогнозируют, что в связи с необходимостью увеличения отчислений им придется повысить стоимость продукции на 10-50%.

"Сегодня легальный крепкий алкоголь в России в среднем в 4 раза дороже, чем пиво. С троекратным увеличением стоимости "пенного" напитка и незначительным  водки, пиво будет стоить ненамного дороже сорокоградусной", - отмечает директор филиала ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика-Челябинск" Сергей Бабинский

Неизбежно изменится структура потребления: эксперты прогнозируют увеличение объемов продаж крепкого алкоголя (в том числе низкокачественного недорогого) и сокращение - пива. При этом, по данным Росстата на конец 2008 года, в стране только 25% в общем объеме потребления алкоголя приходилось на пиво. На водку - 66%, на вино - 8%. Для сравнения, в Чехии соотношение легкого и крепкого алкоголя диаметрально противоположно.

"Мы движемся примерно по тому же пути, что страны Скандинавии 30 лет назад. Только в обратном направлении, - говорит вице-президент группы компаний Heineken в России Виктор Пятко. - У них в свое время тоже существовала проблема: доля крепких спиртных напитков в структуре потребления занимала до 70%. На протяжении нескольких лет власти последовательно увеличивали налоговую нагрузку для производителей вино-водочной продукции и усиливали контроль за оборотом на рынке крепких напитков. В результате структура потребления изменилась. Сейчас 60% приходится на слабый алкоголь, в том числе пиво. Как результат - продолжительность жизни населения стран Скандинавии заметно выросла". 

Кроме того, что росияне будет искать альтернативу легкому алкоголю на рынке крепкого, вместе с сокращением производства пива полетят вниз и смежные отрасли: агросектор, производство упаковки, транспортные услуги, ритейл. "Больше половины нашей продукции закупают пивзаводы, - рассказывает директор компании "Ретал Екатеринбург" (подразделение одного из крупнейших в России производителей упаковки, ПЭТ-преформ, ПЭТ-пленок) Кирилл Солонович. - Если пивовары "просядут", мы потеряем основных покупателей и вынуждены будем либо искать новые рынки сбыта либо сокращать производство".

Если на время забыть о социальной проблеме пивной зависимости населения страны и обратиться к экономике, то налицо еще одна беда - снижение доходности продуктовых магазинов. По словам директора направления "Алкоголь. Напитки" ЗАО "Компания "Юнилэнд-Екатеринбург" Александра Шумилова, в магазинах небольших российских городов пиво является самым ходовым товаром. На него приходится порядка 40-50% ассортимента и объемов продаж. В результате снижения спроса на пиво частные предприниматели будут вынуждены либо перекладывать потери от выручки на другие товары, либо сворачивать бизнес.  

Аукнется акцизная политика и в сельском хозяйстве. По данным компании "Балтика", на сегодняшний день пивоваренный ячмень выращивается на 1,3 миллионах гектаров российских полей. Сырье для заводов поставляют порядка 40 агрохолдингов и 600 сельхозпредприятий. Им придется искать новые рынки сбыта либо вообще перепрофилировать производство. По оценкам экспертов, сегодня на одного сотрудника пивоваренной отрасли приходится 10-12 человек, обслуживающих смежные предприятия.

Сами же пивовары, снизив объемы производства, недополучат существенную долю выручки. А это, как снежный ком, приведет к падению объемов выплат НДС, социальных и прочих налогов во все уровни бюджетов. Кроме того, в таких условиях предприниматели будут вынуждены свернуть инвестиционные проекты.

Таким образом, с точки зрения экономики, эффект от троекратного повышения пивного акциза  будет практически нулевым. Намереваясь увеличить на 60 миллиардов рублей поступления в бюджет за счет пивоваров, правительство страны может столкнуться с сокращением их налогов на 30-50%. Между тем, по данным Союза российский пивоваров, 250 предприятий отрасли в 2008 году перечислили в казну порядка 100 миллиардов рублей. 

Судя по историческому опыту законотворчества российского правительства, если оно нашло "дойную корову", то вряд ли от неё откажется. Поэтому избежать повышения пошлин на алкоголь не удастся. И оно было бы даже полезно, учитывая высокую алкогольную зависимость россиян. Но если и зарабатывать, то, по мнению экспертов, нужен комплекс мер, направленных на регулирование всех сегментов и направлений развития отрасли.

В частности, необходимо в соотносимых размерах увеличить акцизы не только на слабые, но и сильные алкогольные напитки - это позволит избежать повального перехода населения с пива на водку. Но самое главное, власть должна разработать более эффективную систему контроля за оборотом алкогольной продукции. В противном случае, на месте погребенного рынка пива вырастут горы некачественного алкоголя. В итоге Россия не получит ни доходов в бюджет, ни отрезвления  населения.  

Евгения Еремина


 

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта