Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Главные геополитические ориентиры Урала – Юг и Восток
Выбрать: Русский язык English language

Главные геополитические ориентиры Урала – Юг и Восток

Главные геополитические ориентиры Урала – Юг и Восток

12.10.2009 — Аналитика


Несколько веков  назад через Урал шло освоение Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Сегодня Уральский регион претендует стать опорной точкой экономической интеграции России со странами ШОС. Какая роль отводится Уралу в системе геополитической безопасности России и станет ли Екатеринбург центром Евразии? Об этом обозреватель "РусБизнесНьюс" побеседовал с директором Института экономики Уральского отделения Российской академии наук Александром Татаркиным.

- Александр Иванович, давайте начнем с определения  места Уральского региона в мировой системе геополитики. Есть ли таковое?

- Прежде чем говорить о геополитической роли Урала, я бы хотел сказать, что проблемы геополитического статуса России в последнее время мы недооценивали. Наша власть, наука, многие государственные и общественные институты считали, что тот статус великой державы, который был признан мировым сообществом за Советским Союзом, автоматически по наследству перейдет и Российской Федерации.

Но реальность оказалась намного жестче. Сегодня Россия испытывает большой дискомфорт от того, что статус, к которому мы привыкли, мировым сообществом воспринимается совершенно по-другому. Поэтому одной из целей конференции было более объективно и взвешенно подойти к оценке этого статуса, а также рассмотреть формы и механизмы закрепления на уровне мирового сообщества той роли, на которую наша страна претендует.

Кроме того, конференция поставила вопрос и о роли отдельных российских регионов в укреплении геополитического статуса России. Урал хотя и является старопромышленным регионом, требующим серьезной реструктуризации и обновления в своем развитии, тем не менее, не потерял того важного значения в закреплении этого статуса, каким был еще при Советском Союзе.

Урал - срединный регион. Это территория высокой концентрации инновационно-ориентированных предприятий, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса. Поэтому наш регион остается опорой тех геополитических претензий, которые выдвигает Российская Федерация.

Сегодня мы должны не просто демонстрировать наше политическое желание что-то делать во благо сохранения мира и развития добрососедских и взаимовыгодных отношений с другими странами. Нужно доказывать, что мы способны развивать собственную экономику, эффективно решать собственные проблемы социально-экономического развития в интересах каждого человека. И ситуация на Урале как промышленно развитом регионе должна отражать именно эти устремления.

- Но пока это плохо получается. Во втором квартале 2009 года по росту ВВП среди стран G20 Россия заняла позорное 19-е место (минус 10,9%)...

- К сожалению, это так. В частности, сегодня мы непродуманно выдвинули в качестве приоритета формирование и развитие фондового рынка. Ведь вроде все понимают, что финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, мы создали искусственно, надувая финансовые пузыри, специально поднимая цены на акции и облигации фондового рынка. Тем не менее, в январе 2009 года принимается решение о принятии концепции приоритетного развития фондового рынка. В марте эта концепция утверждается в виде программы, ставится задача создания мирового финансового и фондового центра в Москве. А реальному сектору экономики мы опять отводим роль вспомогательного. По существу это очередная попытка надуть финансовый пузырь, не обращая внимание на необходимость развития реального сектора для решения многих и в первую очередь социальных вопросов.

- Недостаточное внимание правительства к реальному сектору экономики ослабевает геополитический статус Урала?

- Безусловно. Приведу только один пример. В конце прошлого года Центробанком России совместно с Министерством финансов принято решение о плавной девальвации рубля. Сразу было ясно, что это делается в интересах экспортеров нефти и газа.

- Но уральские металлурги тоже экспортируют свою продукцию...

- Да, экспортируют. Но экспорт у них достаточно снижен. До кризиса уральские металлурги активно проводили реструктуризацию своих производств. Многие из металлургических компаний (Синарский трубный завод, Магнитогорский металлургический комбинат и другие), поскольку кредиты российских банков недоступны из-за высоких процентных ставок, заняли деньги за рубежом в иностранной валюте. Они закупили оборудование, приступили к модернизации производства. Когда пошла плавная девальвация рубля, самыми пострадавшими оказались те, кто заботился о техническом перевооружении и реструктуризации своих производств. Вот пример того, когда правительственная забота об одном секторе экономики оборачивается колоссальными убытками для других секторов.

- В докладах многих участников конференции упоминается Шанхайская организация сотрудничества. Складывается впечатление, что на эту организацию делается большая ставка в части повышения геополитического статуса Уральского региона. Это действительно так?

- Мы исходим из того, что Российская Федерация имеет большой авторитет в Шанхайской организации сотрудничества. Здесь, как ни в какой другой международной организации, чувствуется уважительное отношение к нашей стране. Это отношение проявилось и в том, что в июле 2009 года очередной саммит глав государств-членов ШОС прошел в Екатеринбурге. Во время этого мероприятия было заключено соглашение о выделении Свердловской области Государственным банком развития Китая кредита в 1 миллиард долларов на развитие, в том числе и социальной инфраструктуры. Это показывает, что к Уралу отношение осталось достаточно уважительное и высокое. Вообще, Китай всячески показывает заинтересованность в развитии экономических, культурных, научных связей с уральскими субъектами Федерации. Так, наша научная делегация в октябре 2009 года посетит три китайские провинции. Цель визита - согласование  научных интересов.

- Если не секрет,  на что нацелены интересы?

- Это научно-организационные формы интеграции науки и производства: создание технопарков, технополисов, инновационно-прорывных территорий и др. Также происходит обмен мнениями в части мониторинга влияния внешних факторов на социально-экономическую стабильность стран-членов ШОС - как негативных факторов, так и позитивных. Мониторинг необходим, чтобы вовремя предупреждать органы власти о надвигающихся внешних угрозах.

Кстати, наука очень активно говорила о том, что мы приближаемся к финансовому кризису. Мы предложим создать международную группу из представителей законодательных и исполнительных органов власти, науки, общественности, чтобы мониторить влияние внешних и внутренних факторов на стабильное и устойчивое развитие, своевременно информировать об этом общественность и ставить перед руководящими структурами вопрос о принятии необходимых мер по предотвращению либо смягчению этих угроз. Может быть, эта группа будет создана в рамках ШОС.

- Тот факт, что Уральский регион в последнее время находится в тесных политических и экономических объятиях стран ШОС - не совсем демократических - не отпугнет от него Европу?

- Доля правды в ваших словах есть. Но я не вижу здесь большого противоречия, ведь программа действий стран-участниц ШОС мало чем отличается от программы действий стран Евросоюза или того же БРИК, в котором участвуют помимо России и Китая еще Индия и Бразилия.

Кроме того, необходимо учитывать, что Российская Федерация - это евроазиатская страна. По своему положению мы не имеем права отдавать исключительное предпочтение либо европейским, либо азиатским интересам. Мы должны опираться на согласованное мнение и европейского, и азиатского сообществ, какие бы режимы и формы правления там не существовали. Наше положение заставляет нас быть евроазиатскими дипломатами.

- Но с точки зрения именно геополитики географически и экономически Урал тяготеет к странам Азии...

- Чисто исторически мы уже показали определенное желание развивать интеграцию по двум основным векторам. Уральская промышленность, особенно в советский период, развивалась как центр, интегрирующий свое промышленное производство в восточном (Сибирь, Дальний Восток) и южном (Казахстан, Средняя Азия) направлениях. А по этим направлениям Урал выходил на Китай и другие азиатские страны, устанавливались производственные, научные, культурные связи.

Поэтому в странах Азии к нашему региону традиционно относятся с большим уважением. Недавно мы были в китайском Харбине в составе правительственной делегации. Китайцы приводили массу примеров того, что и по металлам, и по трубам, и по шагающим экскаваторам Уралмаша, и по военной технике Урал для них является знакомым и уже устоявшимся партнером.

- На конференции говорилось также и о миграционных процессах внутри страны и на Урале, в частности. Как эти процессы влияют на геополитическую расстановку сил в нашем регионе?

- На основе миграции развиваются и другие процессы - производственная, научно-техническая, инфраструктурная интеграция. Поэтому вопросам миграции уделяется много внимания, как в части социального самочувствия самих мигрантов, так и отношения к ним уральцев.

Здесь мы фиксируем достаточно противоречивую ситуацию. С одной стороны, Уральский регион, как и Россия в целом, нуждается в рабочих кадрах. Этот дефицит ощущается практически в каждой отрасли экономики, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, ЖКХ. Безусловно, приток мигрантов из Китая, Вьетнама, Кореи, Таджикистана и других азиатских стран помогает решать эту проблему.

С другой стороны, страны, которые нам поставляют мигрантов, заинтересованы в том, чтобы в российских регионах статус их граждан был каким-то образом зафиксирован и не ущемлялись их интересы. Эти вопросы обсуждались в том числе и в неформальных двусторонних беседах глав государств-участников ШОС на саммите в Екатеринбурге.

Сегодня начали предприниматься усилия по более четкой и взвешенной правовой регламентации статуса мигрантов. Это показатель того, что проблема существует. Наши предложения были основаны на социологических опросах мигрантов и местного населения Уральского региона. Их результаты показывают, что здесь нужен определенный компромисс в части определения статуса мигрантов, отношения местных органов власти к ним и в более четком выделении в качестве приоритета тех видов деятельности, где мигранты могут использоваться.

Интервью подготовил Павел Кобер

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта