|
Уралу перекрыли углеродные инвестиции23.10.2009 — Аналитика Торговля квотами на выбросы парниковых газов в России оказалась монополизированной и практически не работает. В интервью "РусБизнесНьюс" председатель Общественного совета по проблеме глобального потепления (Екатеринбург), эксперт по Киотскому протоколу Владимир Чекашев назвал имя монополиста. - Владимир Васильевич, какую выгоду могут получить российские предприятия от использования механизмов Киотского протокола? - В соответствии с Киотским протоколом, который для нашей страны вступил в силу в феврале 2005 года, многие развитые страны и Россия взяли на себя обязательства по ограничению выбросов парниковых газов. Для этого каждая из стран проводит у себя инвентаризацию выбросов. Правительства стран Евросоюза на основании данных инвентаризации и принятых обязательств установили для крупных компаний предельные значения эмиссий парниковых газов, так называемые квоты на выбросы. Эмиссии парниковых газов свыше установленных квот облагаются значительным штрафом. Но любой компании необходимо развиваться. Представьте, одна из них намерена построить новый производственный цех, работа которого будет сопряжена с выбросом в атмосферу, к примеру, 10 тысяч тонн углекислого газа в год. Для этого она вынуждена либо сократить выбросы на такой же объем в своих действующих производствах, либо купить квоты за рубежом. На сегодняшний день развитым странам экономически более выгодно покупать квоты, чем внедрять новые технологии снижения потребления энергии, так как относительно дешевые способы сокращения уже исчерпаны. С учетом того, что в США и ЕС расходы на снижение эмиссии тонны углекислого газа составляют 60-200 долларов, в Японии 100-300 долларов, а в России всего 1-20 долларов, то может оказаться, что экологический бизнес для нас - один из самых прибыльных и перспективных. - Как конкретно это можно реализовать? - Если российское предприятие реализует проект по модернизации своих основных фондов и при этом сокращает выбросы парниковых газов, то возможно получение иностранных инвестиций в обмен на квоты сокращения выбросов парниковых газов, которые образуются в результате реализации этих проектов. Таким углеродным инвестором может выступить зарубежная компания, которой необходимы квоты на сокращение выбросов 10 тысяч тонн углекислого газа. Если она проведет соответствующие экологические мероприятия на своих производствах, то затратит около 2 миллионов долларов, а если на российских предприятиях, то всего примерно 1 миллион долларов. Разница существенная. Перспективным с точки зрения Киотского протокола является перевод ряда котельных с мазута (таких у нас на Урале - великое множество) на древесное сырье. Благодаря этому, территория получает практически бесплатную котельную, а инвестор - квоты на выброс углекислого газа, необходимые ему для развития своего производства. - Работает ли эта схема в реальной жизни? Сегодня в Уральском федеральном округе металлургические комбинаты модернизируют свои производства, сокращая выбросы углекислого газа, нефтяные компании, наконец, приступили к утилизации попутного газа. Воспользовался ли кто-то из них возможностью продать квоты? - Я не знаю ни одного такого случая. Причина в том, что в России механизм Киотского протокола еще не запущен. Мы не провели до конца инвентаризацию выбросов парниковых газов, не установили для наших компаний предельные значения этих выбросов. Хотя отдельные шаги в этом направлении делаются. Так, Россия и Япония в рамках Киотского протокола реализуют 5 совместных проектов в Иркутске, Хабаровске, Сургуте. В Вологде один из лесхозов осуществляет лесные посадки по договору с Данией. Но это единичные примеры. Для подавляющего большинства как крупных, так и малых предприятий в России Киотский протокол до сих пор остается чем-то далеким и непонятным. Большая редкость, когда на правительственном уровне появляются какие-либо публикации, разъяснения или призывы. Идет сознательное замалчивание. - Почему? - Это связано с монополизацией целых отраслей национальной экономики как со стороны государства, так и со стороны отдельных лиц. Когда Анатолий Чубайс занимался российской энергетикой, по характеру его действий стало понятно, что углеродные инвестиции и торговлю квотами в стране он желает подмять под себя. То есть реализация конкретных проектов должна проходить через него, установилась монополия. Бизнесу проходить через все эти бюрократические процедуры стало затруднительно и не выгодно. Таким образом, в настоящее время российские предприятия не могут напрямую договариваться с зарубежными углеродными инвесторами. - Как же в таком случае Россия собирается выполнять взятые на себя обязательства Киотского протокола по сокращению выбросов парниковых газов? - Киотский протокол устанавливает обязательства по ограничению эмиссий относительно 1990 года. Благодаря падению в России объемов промышленного производства в 90-е годы и во время сегодняшнего кризиса с соответствующим сокращением выбросов парниковых газов, мы можем рапортовать о том, что задачи в рамках реализации Киотского протокола у нас выполняются. Но это нелепица с точки зрения охраны окружающей среды и перспектив экономического развития! Здесь показателен пример Свердловской области, которая, согласно проведенным в 1997 году исследованиям, занимала первое место среди всех субъектов РФ по объемам выбросов углекислого газа (основного парникового газа). Из-за сокращения объемов промышленного производства, обусловленного структурными изменениями в экономике, в 2000 году эмиссии парниковых газов в Свердловской области составляли 67,7% от уровня 1990 года. Последовавший далее рост экономики привел к росту эмиссий, которые в 2006 году составили 72,4% от уровня 1990 года. Но сегодня на промышленность региона негативно влияет мировой кризис, экономика падает. Соответственно, снизятся и выбросы парниковых газов. Так что Свердловской области, как и всей России, беспокоиться не о чем - формальности Киотского протокола будут соблюдены, но только не за счет проведения экологических мероприятий. Между тем, сейчас идут переговорные процессы по так называемому "посткиотскому периоду" (срок действия Киотского протокола заканчивается в 2012 году). Они направлены на то, чтобы повысить уровень обязательств по сокращению эмиссий парниковых газов. Даже если уровень обязательств составит минус 10% по отношению к 1990 году, то высока вероятность того, что Россия не сможет выполнить эти обязательства при существующих сценариях развития. Кроме того, существует и ряд неучтенных рисков, которые могут загнать нашу страну в ловушку. - Какие это риски? - Развитие нашей экономики сейчас находится на таком низком уровне, что, подпиши мы очередной международный протокол, он "наложит крышку" на развитие наших энергетических мощностей. Экономику невозможно поднять без развития энергетики. Но если Россия начнет развивать энергогенерацию, то пойдут огромные штрафные санкции за увеличение выбросов парниковых газов. Пока этот механизм санкций не работает, но он обязательно включится. Если же мы не подпишем очередной протокол, нас заклеймит вся мировая общественность, мы превратимся в изгоев. Китай и Индия поступили мудрее. Они открыто признали себя странами с низким уровнем жизни населения и заявили, что до присоединения к Киотскому протоколу им необходимо существенно нарастить энергетические мощности и поднять промышленность. А мы - гордые, и скорее съедим свой галстук, чем признаем себя развивающейся страной, хотя в действительности это так и есть. Отмечу также, что ни Киотский протокол, ни готовящийся ему на смену новый документ не учитывают некоторые особенности нашей страны. Например, тот факт, что у нас огромная сибирская тайга, которая поглощает значительные объемы углекислого газа и выделяет кислород. Но наравне с этим благом есть и потенциальная проблема. Сейчас климат на планете теплеет, лесные пожары в тайге увеличиваются как по числу, так и по площади возгорания. По сравнению даже с автомобильным транспортом при лесном пожаре выделяется гораздо больше углекислого газа. В ближайшем будущем международное сообщество непременно предъявит претензии России: если у вас из-за пожаров в тайге увеличивается выделение углекислого газа, то в качестве компенсации сокращайте промышленные выбросы, сворачивайте производство. В нынешней ситуации обнадеживать может только одно. Кризис лишил многие российские предприятия доступных финансовых средств. В этих условиях они начнут искать иные пути модернизации своих производств, помимо банковских кредитов. Один из таких путей - использование механизмов Киотского протокола. Интервью подготовил Павел Кобер |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |