|
Российская оборонка вернулась в 90-е годы03.12.2009 — Аналитика Намерение российского правительства увеличить в 2009 году государственный оборонный заказ на 30% осталось нереализованным. Более того, из-за несвоевременного поступления бюджетных средств многие предприятия отрасли сократили производство. В 2010 году ситуация может усугубиться, поскольку Министерство обороны РФ объявило о финансировании производства только тех образцов военной техники, которые соответствуют мировому уровню. Накануне совещания по проблемам «оборонки», которое премьер Владимир Путин проведет 9 декабря в Нижнем Тагиле, обозреватель "РусБизнесНьюс" изучил положение дел. Вице-премьер правительства России Сергей Иванов заявил в начале 2009 года, что оборонные предприятия Свердловской области получат госзаказ на 19 миллиардов рублей, что на пять миллиардов больше, чем в 2008 году. Однако в ноябре стало понятно, что только 19 из 40 основных предприятий отрасли сохранят прошлогодние объемы производства. По словам заместителя руководителя Союза оборонных предприятий Свердловской области Владимира Кукарских, первые контракты на получение денег из бюджета были заключены в июне, а последние конкурсы провели в сентябре, что само по себе нонсенс. Более или менее устойчивое положение сохраняется на предприятиях, контролируемых государственной корпорацией "Росатом". Как утверждает заместитель генерального директора ОАО "ОКБ "Новатор" Вячеслав Горбаренко, все нормально с загрузкой и у предприятий, выпускающих ракетную технику. Госзаказ для них был увеличен в среднем на 10% сразу после войны с Грузией. Значительно хуже обстоят дела у предприятий Свердловской области, специализирующихся на выпуске обычных вооружений, а также электроники и средств связи. "Баранчинский электромеханический завод", "Автомобили и моторы Урала" (АМУР), "Егоршинский радиозавод" проходят процедуру банкротства. Техника, выпускаемая ими, настолько устарела, что не находит спроса даже в гражданских секторах экономики. Егоршинский завод какое-то время существовал за счет поставок электрических жгутов на ОАО "АвтоВАЗ", но экономический кризис привел к серьезной задолженности последнего перед оборонным предприятием. Долг частично погашен за счет кредита государственной корпорации "Внешэкономбанк". Завод АМУР пытался выжить за счет промышленной сборки китайских легковых автомобилей, но российское правительство соответствующий статус ему не предоставило, а грузовики для российской армии в прежних объемах уже не нужны. Баранчинский завод, полагает Владимир Кукарских, мог бы найти заказчиков на новые генераторы, но затянувшийся спор собственников обернулся задержкой зарплаты и протестами персонала. Большую обеспокоенность вызывает нижнетагильское ОАО "НПК "Уралвагонзавод". Военные заказы на этом предприятии есть только благодаря венесуэльскому лидеру Уго Чавесу, который решил оснастить два батальона своей армии уральскими танками. Внутренние заказы на 2010 год - под вопросом, поскольку российские Вооруженные силы не спешат подписывать контракты на Т-90. По словам сотрудников Уралвагонзавода, за все время существования новой России армия заказала всего 31 танк, а оплатила и вовсе лишь 13. Восемнадцать боевых машин стоят под забором. Не исключено, что их продемонстрируют Владимиру Путину. Эксперты полагают, что в ближайшие годы в сфере ВПК ситуация вряд ли улучшится: после ноябрьского совещания с промышленниками в Екатеринбурге министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что его ведомство будет стараться загрузить по максимуму все предприятия, но приоритет в финансировании будет отдан ракетно-ядерному оружию. Генеральный директор Союза оборонных предприятий Свердловской области Виталий Смирнов убежден, что и разработчики ракет далеко не все получат деньги: лишь те из них, которые докажут, что смогут буквально завтра при небольших затратах представить модернизированную технику. В последние полтора года российские власти кардинально пересмотрели свои взгляды на уровень отечественной военной техники. На самом высшем уровне признано, что российское оружие уступает иностранному, потому что "оборонка" живет за счет старых разработок, перестав уделять должное внимание опытно-конструкторским работам. С 2010 года Минобороны решило заказывать только те образцы, которые соответствуют по тактико-техническим характеристикам мировым образцам. Эксперты при этом разводят руками: откуда взяться новым разработкам, если государство упорно не хочет финансировать конструкторские бюро? По данным первого заместителя генерального директора ОАО "НПП "Старт" Давида Лернера, выпуск новых комплексов сократился по сравнению с советскими временами в восемь раз, потому что деньги из бюджета поступают небольшими порциями в течение нескольких лет. Любопытно, что когда президентом России стал Владимир Путин, сделавший ставку на агрессивную внешнюю политику, финансирование НИОКР из бюджета продолжило деградировать. Во времена его предшественника Бориса Ельцина слабое финансирование конструкторских работ объясняли отсутствием денег. Правительство Владимира Путина недостатка в средствах не испытывало, но - парадокс - чем больше нефтедолларов поступало в бюджет, тем отвратительнее финансировался госзаказ. Особенно трудно стало три года назад, когда Минфин РФ принялся создавать Инвестиционный фонд, а Минобороны в это же время существенно удлинило сроки оплаты за готовую продукцию и стало регулярно пересматривать заказы на военную продукцию, что вносило дезорганизацию в работу оборонных предприятий. Государство фактически не интересуется качеством производимой техники. Приемка новых комплексов превратилась в фарс: вместо полномасштабных испытаний сегодня ограничиваются тремя пусками и отправляют новую разработку в серию. Как известно, от стендовых испытаний ракеты "Булава" и вовсе решили отказаться - отсюда и плачевный результат. Ни один из пусков не завершился успехом. Модернизацию экспортных образцов предприятия вынуждены делать, как правило, за счет своих средств, а те немногие заказы, что поступают от Минобороны, часто не подкреплены бюджетными деньгами. Государство, например, заказало на 2010 год морской "Град", который не производится в России уже двадцать лет. Деньги на обновление производственной базы и переработку документации промышленникам предложено просить у Министерства экономики. Руководители предприятий утверждают, что господдержки производства новой техники нет - есть лишь разговоры на эту тему. В конце 2009 года ситуация только усугубилась: министр обороны Анатолий Сердюков предложил производственникам снизить цены на продукцию на 15-20%, либо, на худой конец, не повышать их в 2010 году. При этом он не стал обещать, что конкурсы на этот раз пройдут вовремя, то есть в первом квартале следующего года, поскольку бюджет еще не утвержден. Руководители предприятий, по словам Виталия Смирнова, напомнили военным, что заводы не остановились по их вине лишь потому, что брали кредиты. В итоге одно среднее предприятие в Свердловской области, располагая фондом оплаты труда в 17 миллионов рублей, было вынуждено отдать 74 миллиона рублей на погашение банковских процентов, то есть четырехмесячную зарплату персонала. Получается, что деньги военного бюджета выделяются не промышленности, а банкирам. Генералы от оборонки также предложили Анатолию Сердюкову повлиять на монополистов, которые регулярно повышают цены на газ, электроэнергию и коммунальные услуги. Это, по их мнению, очередной нонсенс, когда топливо дорожает в год на 36%, а машиностроению предлагают снизить цены на 20%. Это невозможно сделать еще и потому, что металлургическая и химическая промышленность поставляют свою продукцию по рыночным ценам. Поскольку министр обороны признался, что не может обуздать "Газпром", руководители оборонных предприятий предложили ему принимать те "оборонные" цены, которые складываются на рынке. При этом, учитывая российскую действительность, заключать контракты надо на 2-3 года, предусматривая в них средства на оплату банковских процентов, а также иных расходов. Виталий Смирнов, работавший в 90-е годы руководителем оборонного предприятия, полагает, что российский ВПК вернулся на четырнадцать лет назад. В сентябре 1995 года Министерство обороны стало поголовно отказываться от ранее заказанной техники. Директорам тогда приходилось львиную долю своего времени проводить в Москве, предлагая чиновникам кризисные варианты: допустим, выпустить на запланированные в бюджете средства не пять единиц, а две, пустив оставшиеся деньги на "модернизацию". Именно такой подход помог тогда оборонке выжить. Сегодня все повторяется: директорский корпус, считает эксперт, должен понимать, что усилий на заключение контрактов придется тратить значительно больше, чем еще год назад. Получение заказов будет напрямую зависеть от уровня "модернизации по-российски". Возврат в 90-е ничуть не удивил закаленных производственников: руководители в Министерстве обороны новые, а потому наступают на те же самые грабли. Например, еще пятнадцать лет назад чиновникам предлагали освободить производственников от ненужных мобилизационных мощностей, на чьё содержание предприятия тратят средства, которые могли бы пойти на разработку новой техники. С тех пор ничего не изменилось: государство по-прежнему обязывает содержать простаивающие мощности, оборонщики жалуются на отсутствие денег на опытно-конструкторские работы, Минобороны требует поставлять в армию технику, соответствующую мировым образцам. Так что в сфере государственного оборонного заказа, по меткому выражению генерального директора ОАО "НПП "Старт" Геннадия Муратшина, продолжается диалог слепого с глухим. Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |