Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Россия присматривается к английским станкам
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français

Россия присматривается к английским станкам

Россия присматривается к английским станкам

09.12.2009 — Аналитика


Британские компании напрасно рассчитывают на большие объемы продаж станочного оборудования в России. Машиностроительные комплекс страны пока не готов к проведению масштабной модернизации. О возможностях совместного решения проблемы в интервью РИА "РусБизнесНьюс" рассказал директор Российского представительства Ассоциации производственных технологий Великобритании (МТА) Игорь Баженов.

- Игорь Алексеевич, какие задачи ставит МТА перед своим представительством в России, и почему оно было открыто именно в Екатеринбурге?

- Начну с того, что Ассоциация производственных технологий Великобритании - это неправительственная некоммерческая организация. Она объединяет около 260 предприятий-производителей и дилеров станкоинструментальной продукции. Прежде всего, это металлорежущие станки плюс всё, что относится к станкостроению - режущий инструмент, технологическая оснастка, робототехника, большое количество программного обеспечения. МТА регулярно пишет письма британскому премьеру о состоянии отрасли, лоббирует интересы членов Ассоциации в правительстве и парламенте. В определенной степени к ней прислушиваются.

Российское представительство МТА было открыто в 2006 году. В качестве места для его размещения был выбран Екатеринбург, поскольку на Урале расположена основная часть машиностроительного комплекса страны. Кроме того, Екатеринбург - хороший транспортный узел. Немаловажный фактор - здесь располагается Генеральное консульство Великобритании.

На должность директора представительства несколько месяцев искали инженера по металлорежущим станкам со знанием английского языка. Главная функция российского представителя - информирование российских машиностроителей о том, что делается в станкостроительной отрасли Великобритании. Я содействую в установлении контактов между российскими и британскими компаниями. Иногда пишу договоры, представляю английских станкостроителей в российских тендерах на поставку продукции. Но в целом моя деятельность оценивается количеством установленных контактов.

- Насколько сложно организуются такие контакты?

- Как правило, приезжающий в Россию представитель какой-либо компании не говорит по-русски и не ориентируется в стране. Моя задача - помочь ему не только организовать встречу, но и опекать во время поездки. Иногда англичане просят организовать контакты не с конкретной российской компанией, а просто называют профиль деятельности. Приходится искать для встреч с ними несколько партнеров.

Например, на днях в Екатеринбург приезжает представитель компании Renishaw PLC, которая производит измерительное и метрологическое оборудование. Его интересуют центры нанотехнологий. Я предложил ему посетить здесь 2 таких центра - в Уральском госуниверситете и Уральском государственном техническом университете-УПИ, а также центр нанотехнологий в Челябинске.

У всех представителей компаний, которые сюда приезжают, чисто коммерческая цель - продать свое оборудование.

- Какие вы можете выделить тенденции в части продажи британского станочного оборудования на Урале?

- Во-первых, современный металлообрабатывающий станок - это дорогая наукоемкая продукция. Поэтому переговоры о его покупке ведутся достаточно долго, иногда до двух лет. Такому решению со стороны российских машиностроителей предшествуют длительные переговоры, деловые поездки, участие в выставках. Ведь российский рынок станочного оборудования - очень насыщенный, с высоким уровнем конкуренции среди иностранных производителей. Практически у любой британской компании в этой сфере всегда найдутся конкуренты из Германии, Японии, Италии, Испании, Китая, Тайваня.

Второй момент. Много британских компаний хотят найти в России просто дилеров. В настоящий момент у меня есть поручение от Ассоциации помочь в этой части трем-четырем компаниям.

- В кризисный 2009 год контакты увеличились или наоборот, сократились?

- Продажи станочного оборудования резко упали, причем, не только у британских компаний. Они вообще не находится у российских машиностроителей на передовых позициях. Потому британцы и пытаются сейчас сюда достучаться, интенсивность контактов осталась примерно на докризисном уровне. Но меня создается такое впечатление, что многие британские станкостроительные компании, попав в тяжелую ситуацию, начинают рассматривать Россию как свой потенциальный рынок сбыта. При этом не совсем правильно надеются на начало больших продаж. Это ошибка, поскольку продавать в России в кризис стало еще труднее.

В течение года ко мне обращаются в среднем 12-15 британских компаний. Кроме того, я активно работаю с дилерами британских компаний, которых в России уже достаточно много.

- Какую помощь оказывает правительство Великобритании для продвижения станочного оборудования в Россию?

- Правительственная поддержка оказывается британским компаниям за счет того, что кредитуется российское предприятие-заказчик оборудования. При этом процент за предоставленные финансовые ресурсы ниже, чем стоимость кредита в российских банках. Также имеется и правительственная лизинговая схема.

К сожалению, эти схемы работают плохо. Британцы требуют от российских предприятий гарантий возврата средств, а те их не могут предоставить. Из-за этого, в том числе возникают проблемы у лизинговых компаний. Ведь в случае, если предприятие не платит, то оборудование, приобретенное в лизинг, переходит в собственность лизинговой компании. Но куда потом девать эти станки, как найти нового покупателя, если это оборудование во многом уникальное и предназначено под конкретное производство?

Реальная помощь британского правительства - спонсирование регулярных поездок российских машиностроителей на выставку технологического оборудования, которую проводит МТА в Бирмингеме. Это делают практически все страны Европы. Но мне сложно себе представить, чтобы российское или какое-либо региональное правительство оплатило, например, поездку китайцев для знакомства с промышленной продукцией Урала.

- Каковы перспективы организации на Урале совместного станкостроительного производства?

- Англичане рассматривают этот вопрос. Руководству МТА была озвучена заинтересованность руководства Свердловской области в проведении модернизации парка станочного оборудования на промышленных предприятиях региона и в развертывании на Среднем Урале производства металлорежущих станков. Правда, эта идея пока сырая, поскольку имеется несколько сотен типов станков. Надо определиться, какие конкретно станки здесь собираются выпускать, поскольку ни одна компания мира не производит всю гамму станочного оборудования.

В правительстве Свердловской области было заявлено, что оно, безусловно, будет обращаться с вопросом организации станкостроительного производства к зарубежным компаниям, а мера их участия в проекте будет зависеть от их активности.

Руководство МТА восприняло это достаточно близко. Была привлечена британская консалтинговая компания, специализирующаяся на технологиях для машиностроения. Сейчас сформировался список из порядка 30 британских компаний, которые возможно проявят интерес к проекту. Их представители весной 2010 года должны посетить Екатеринбург и уже на месте ознакомиться с реализацией региональной программы по модернизации машиностроительного комплекса и развитию станкостроения на территории Свердловской области на период до 2015 года.

- Разве создание станкостроительного производства не является бизнес-проектом в чистом виде? Для чего необходимо привлекать региональные власти? Покупать-то станки будут конкретные уральские машиностроительные предприятия, не зависящие в своей деятельности от решений областного руководства.

- Во многом выход на правительственные круги был инициирован мной. Действительно, большинство промышленных компаний на Урале являются частными, за исключением федеральных унитарных предприятий, которые работают на оборонно-промышленный комплекс (областное руководство на них тем более не влияет). Тем не менее, какие-то организующие функции правительственные круги осуществлять способны. Например, гораздо проще, заручившись поддержкой регионального правительства, собрать в одном месте директоров нескольких уральских предприятий и проинформировать их о готовящемся проекте. Поэтому я дорожу поддержкой правительства.

Но возникает вопрос - откуда возьмутся деньги на организацию станкостроительного производства? Зарубежные компании почтут за честь участвовать в реализации данного проекта, но они не будут это делать бесплатно. Британская консалтинговая компания, которая собирается сюда приехать и попытаться координировать усилия британцев по реализации этой программы, реализовала 2 таких проекта. В Польше это кредитовалось Всемирным банком, на Кипре - Европейским Союзом. Если таким образом смогут договориться по уральскому проекту, то будет хорошо.

Был намек со стороны областных властей, что принять участие в реализации станкостроительного проекта собираются и немецкие, и итальянские компании. Но мне неизвестно, в какой стадии переговоры с ними. Зато знаю, в какой стадии переговоры с англичанами. Они выдвинули свою принципиальную концепцию. Она переведена на русский язык и передана в областное правительство. Следующий шаг - организация визита британских компаний в Екатеринбург.

Но тут следует иметь ввиду, что модернизация машиностроительного комплекса и организация станкостроительного производства - это несколько разные вещи. В Свердловской области имеется огромный станочный парк, средний возраст оборудования - 15,5 лет, уровень износа - 55-60%. Всю эту прорву оборудования в одночасье не заменить. Но те станки, которые морально еще не устарели, надо восстанавливать и модернизировать. В Великобритании очень многие компании специализируются именно на восстановлении оборудования. Модернизированный станок может приобрести технические характеристики, вполне сопоставимые с новым станком, а обходится примерно в 60% от стоимости нового станка.

Программа модернизации станочного оборудования в России и, в частности в Свердловской области, системно не ведется. Поблизости есть станкоремонтные заводы в Кургане и Уфе. Это как раз те заводы, которые занимаются модернизацией оборудования. Но они работают не по современным восстановительным технологиям. Хотя данное направление мне представляется очень перспективным.

- Создают ли свои производства британские станкостроительные компании в Китае?

- Не просто создают. Строят масштабные заводы. Производимое там оборудование потребляется исключительно на внутреннем китайском рынке, который огромен. В России также большой рынок, но машиностроительные предприятия неплатежеспособны. Причем, практически весь российский машиностроительный сектор находится сейчас в состоянии стагнации. Организация здесь станкостроительного производства потребует огромных инвестиций. Чтобы они окупились хотя бы за 8-10 лет, надо ежегодно продавать достаточно большое количество станков для достижения и превышения точки безубыточности. Гарантий таких продаж сегодня никто не дает.

Интервью подготовил Павел Кобер

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта