Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Российское государство хочет заработать на санации моногородов
Выбрать: Русский язык English language

Российское государство хочет заработать на санации моногородов

Российское государство хочет заработать на санации моногородов

22.01.2010 — Аналитика


Российское правительство 25 января заканчивает принимать комплексные планы развития моногородов. В марте будут названы муниципальные бизнес-проекты, отобранные для финансирования, а "Внешэкономбанк" обнародует условия их кредитования. Однако, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", предусмотренные средства наверняка окажутся невостребованными, поскольку представленные муниципалитетами планы будут "сырыми" и формальными. Причина - не только в отсутствии средств на их разработку, но и в нежелании предпринимателей строить бизнес "вслепую", не зная стоимости кредитных ресурсов.

Правительство России совместно с государственной корпорацией "Внешэкономбанк" провело в Екатеринбурге семинар, на котором были обнародованы размеры и условия кредитования проектов в моногородах. На развитие последних предусмотрены средства из нескольких источников: 10 миллиардов в федеральном бюджете, столько же - в Инвестиционном фонде (эти деньги целевым образом предназначены для поддержки вновь создаваемого бизнеса). Крупные проекты стоимостью свыше 2 миллиардов рублей со сроком окупаемости не менее пяти лет готов взять на себя Внешэкономбанк.

Зарезервированных средств, полагает руководитель правительственной рабочей группы по модернизации моногородов Ирина Макиева, должно хватить для предоставления помощи всем 37 муниципалитетам, отобранным Министерством регионального развития. Впрочем, как подчеркнул статс-секретарь этого министерства Юрий Осинцев, "сырые" проекты финансироваться не будут, что явно "проредит" число участников программы. 

Заместитель министра экономического развития Мурманской области Виктор Горбунов практически не сомневается, что проекты будут "сырыми". Его региону основную головную боль причиняет поселок Ревда, где расположен Ловозерский горно-обогатительный комбинат, специализирующийся на добыче лопаритовой руды (используется для производства тантала, ниобия, главным потребителем которых является военно-промышленный комплекс). В советское время сырье поставлялось в Прибалтику и на Соликамский магниевый завод (Пермский край). Разрушение оборонной промышленности обернулось банкротством комбината. Связи с Прибалтикой оборвались, Соликамский магниевый завод начал жестко диктовать цены. Кончилось все тем, что ОАО "Сильвинит", владеющее соликамским предприятием, приобрело одну из производственных площадок Ловозерского горно-обогатительного комбината. Остальные мощности оказались не нужны.

Из трех тысяч работающих на рудниках сегодня осталось не более тысячи. Администрация Мурманской области осознает, что часть людей надо переселять в другие поселения, но на это "Внешэкономбанк" деньги выделять не будет. Придумать же новые производства, сопоставимые с комбинатом, очень сложно. Сложно будет даже получить бюджетные деньги на организацию малых или средних предприятий, поскольку Министерство здравоохранения и социального развития РФ, выделяя деньги на переобучение высвобождаемых работников, требует составлять жесткие сетевые графики: какие, когда и сколько рабочих мест регион планирует создать. Сделать качественные проекты без привлечения специалистов невозможно. "Я не понимаю, - недоумевает В.Горбунов, - почему Минрегион не выделяет на это деньги. У нас в области существует порядка 17 субсидий для малого бизнеса - в том числе под разработку проектов. Комплексные планы следовало бы тоже финансировать на паритетных началах региону и федерации. Тогда нормальные проекты бы получились. А так они будут сырые".

Федеральное правительство, однако, готово лишь профинансировать половину стоимости уже готового бизнес-проекта. Если проекты будут отвечать критериям "Внешэкономбанка", кредитная ставка для предприятий будет ниже, чем у коммерческих банков. Впрочем, Ирина Макиева не смогла сказать, насколько она будет отличаться от ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Сформируется ставка не раньше марта, когда будет понятно, в каких проектах корпорация готова поучаствовать.

Неясность со стоимостью кредитных ресурсов, между тем, настораживает предпринимателей. Виктор Горбунов сомневается, что акционерному обществу "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", входящему в ЗАО "МХК "ЕвроХим", будет интересно сотрудничать с "Внешэкономбанком", который не может даже назвать процентную ставку. Бизнес не идет туда, не зная куда. Кроме того, город Ковдор находится недалеко от границы с Финляндией и Норвегией, где можно получить кредиты под 2% годовых. Связи с этими странами у ковдорцев налажены, и банки, утверждает В.Горбунов, ни в чем им не отказывают.

Главы муниципалитетов видят еще одну проблему, с которой им придется столкнуться при реализации комплексных планов. Мэр Верхней Салды (Свердловская область) Николай Тихонов полагает, что ставка на диверсификацию производства, сделанная Министерством регионального развития, безусловно, правильная - только реальное производство сможет обеспечить поступление налогов в бюджет. Но он опасается, что пока производства будут создаваться, моногорода могут лишиться весьма значительной части кадрового потенциала. Поэтому на переходный период, считает Н.Тихонов, надо также предусмотреть средства на инфраструктурные и социальные проекты.

Эксперты, между тем, убеждены, что само по себе выделение средств на поддержание моногородов не даст ничего. На это указал, в частности, заместитель начальника экспертного департамента Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Лукин. По его словам, Щербинка (Московская область) попала в число моногородов из-за плачевного положения местного лифтостроительного завода. Фонд выделил регионам деньги на замену лифтов в жилых домах, чтобы поддержать подмосковный завод. Однако выяснилось, что в Свердловской области практически половина замененных лифтов закуплена за рубежом, а в Челябинской области - и вовсе 90%.

Федеральные чиновники призывают моногорода поддерживать друг друга. Региональные власти им возражают: надо делать такие лифты, чтобы их покупали. Но без кардинальной перестройки финансовой системы и создания благоприятной деловой среды в России это невозможно. Одна из важных причин неконкурентоспособности российской продукции заключается в огромных издержках, обусловленных высокими тарифами монополий и неподъемными кредитными ресурсами, что мешает модернизировать производство.

Эксперты говорят, что если "Внешэкономбанк" не установит ставки на уровне западных банков, он может смело переводить зарезервированные на развитие моногородов средства в американские ценные бумаги: эти деньги в России все равно не будут востребованы. 

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта