Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Уральский "завод заводов" отказывается умирать
Выбрать: Русский язык English language Deutsch

Уральский "завод заводов" отказывается умирать

Уральский "завод заводов" отказывается умирать

27.01.2010 — Аналитика


Менеджмент ЗАО "Машиностроительная корпорация Уралмаш" разработал трехлетнюю инвестиционную программу объемом 10 миллиардов рублей. Газпромбанк, владеющий предприятием, уже в этом году готов выделить 4 миллиарда рублей. Однако, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", с инвестициями Уралмаш безнадежно опоздал: инжиниринговый потенциал утрачен, а производить дешевле, чем в Китае, завод не сможет в силу законодательных и ментальных особенностей России. 

Детали инвестиционной программы Уралмаша Газпромбанк не раскрывает: не известно, на каких условиях банк будет предоставлять средства на модернизацию производства, и даже не называются направления деятельности, которые будут возрождаться. Впрочем, шила в мешке не утаишь: губернатор Свердловской области Александр Мишарин заявил, что перспективным является производство бурового, металлургического и кранового оборудования. Появление заказов на нефтедобывающее, а также агломерационное, оборудование позволит ежегодно наращивать объемы производства на 50%.

Эксперты, между тем, сомневаются, что Уралмашу удастся реализовать свою программу. Бывший менеджер завода, а ныне управляющий ЗАО "НПП "Машпром" Александр Котельников предполагает, что кредитная ставка Газпромбанка будет не ниже 13% в год. Соответственно, такая же наценка должна быть на уралмашевскую продукцию, производственный цикл которой - два года. Удорожание оборудования на 26% только за счет банковского кредита, утверждает эксперт, делает завод априори неконкурентоспособным. Все мировые производители тяжелого оборудования имеют дело со ставкой, колеблющейся в диапазоне от 0,5 до 4%.

Ведущие иностранные компании Voest Alpine, SMS-Demag, Danieli, чей инжиниринг весьма недешев, давно уже перенесли производственный бизнес в Китай, что позволяет им предлагать готовые металлоконструкции по цене 50 центов за килограмм - в то время как у россиян столько стоит лишь этап подготовки производства.

Соревноваться с Китаем Россия совершенно не готова: в Поднебесной государство под строительство нового завода предоставляет бесплатно землю и кредит на 20 лет под 0% годовых, а прежнюю площадку выкупает, засчитывая сумму в счет погашения кредита. Результат не замедлил себя ждать: в Китае, как грибы, растут заводы, каких нет в Европе.

Российское правительство созрело лишь до поддержки металлургической отрасли и отчасти сельского хозяйства. Поэтому инвестировать в нынешние машиностроительные заводы - занятие бесперспективное, да и никто этого делать, скорее всего, не будет. В нынешних условиях, очевидно, существует всего один способ самосохранения: увеличивая «домашний» интеллектуальный потенциал, размещать заказы в том же самом Китае. Некоторые екатеринбургские инжиниринговые фирмы так и поступают, что дает им шанс, при благоприятном развитии ситуации, вырасти в крупные машиностроительные компании.

Уралмаш является классическим советским предприятием. Бывший менеджер УЗТМ Александр Сагалович говорит, что в структуре предприятия было непросто разобраться даже его руководителям. Практически неуправляемый «завод заводов» необходимо было реконструировать еще в 70-е годы ХХ века. Время упустили, а потому в 90-е годы принялись резать по живому: тогдашний собственник Каха Бендукидзе раздробил Уралмаш и продал по частям. Буровые установки с цехами и конструкторами отошли к компании "Интегра", научно-исследовательский институт тяжелого машиностроения с технической документацией - к ОАО "Северсталь". Часть чертежей элементарно скопировали конкуренты: Уралмаш лишился инжиниринга.

В середине "нулевых" годов на Уралмаше опомнились и решили вернуть институт обратно. За это время конструкторское подразделение, сменившее профиль деятельности, потеряло многих специалистов. Уралмаш выкупил его обратно в два раза дороже, чем продал. Из шести тысяч сотрудников института осталось 200 человек. Средний возраст специалистов - 50 лет, и, как утверждает декан механико-машиностроительного факультета Уральского технического университета Юрий Тулаев, выпускников завод не заказывает. Соответственно, при нынешнем состоянии инжиниринга Уралмаш не спасет даже его бренд, который к тому же, полагает доктор экономических наук Александр Мокроносов, стал пользоваться у потребителей плохой репутацией после снижения качества продукции.

Разрабатывая инвестиционную программу, Уралмаш рассчитывает на мощь своего собственника. Газпром, по словам сотрудников завода, решил вернуть отданные "Интегре" производственные мощности. Газовый монополист пересмотрел свое решение о закупке установок для добычи углеводородов в Китае - пять из семи единиц должны быть изготовлены на уральском предприятии.

Проблема, однако, в том, что Уралмаш производил всегда лишь вышку и подъемное устройство, что не превышает 30% стоимости всего бурильного комплекса. Комплектацией бурильного оборудования занималась "Интегра". В этой связи непонятно, как быть Уралмашу с буровыми насосами, дизелями и прочим инфраструктурным оборудованием, производство которых осталось в "Интегре".

На рынке металлургического оборудования Уралмашу будет также чрезвычайно сложно конкурировать: на российский рынок зашли иностранные бренды. Правительство РФ им активно помогает, предоставляя льготы. Например, Магнитогорский металлургический комбинат освободится от таможенной пошлины и НДС, если закупит оборудование за границей, и, наоборот, будет платить НДС, если сделает заказ российской компании.

Попытки диверсифицировать производство Уралмаша, скорее всего, тоже не изменят ситуацию. В свое время Уралмаш решил выпускать оборудование для атомной промышленности, сконструировав неплохой портальный кран. Но набрать заказов для стабильной работы не удалось.

Некоторые уральские эксперты утверждают, что самое ценное в Уралмаше - это земля, на которой он стоит. В период строительного бума её можно было выгодно продать. Но сейчас и девелоперов не заманишь на заводскую территорию. Так можно ли вписать новую страницу в историю знаменитого предприятия Екатеринбурга? Газпром утверждает, что да.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта