|
Уральская модернизация прокормит всех04.02.2010 — Аналитика С конца 2009 года уральский рынок инжиниринговых работ в части модернизации промышленных предприятий снова оживился. Ведущие европейские инжиниринговые и машиностроительные компании надеются на расширение своей деятельности на Урале. Обозреватель "РусБизнесНьюс" оценил уровень конкуренции и перспективы союзов в этой сфере. Мировой экономический кризис резко негативно отразился на ходе модернизации уральских промышленных предприятий. Это сразу почувствовали инжиниринговые и машиностроительные компании, реализующие проекты по реконструкции или созданию новых производств. "2009 год оказался очень сложным, - рассказал "РусБизнесНьюс" директор филиала "Даниели Руссия Инжиниринг" (дочерняя компания итальянской Danieli) в Екатеринбурге Валерий Гилёв. - Многим уральским предприятиям пришлось вообще отказаться от задуманных проектов, некоторые - приостановили их реализацию. Например, Уральская горно-металлургическая компания сдвинула сроки строительства в Тюмени завода по производству сортового проката. Все технологическое оборудование для этого завода Danieli поставила еще год назад. Надеемся, что в 2010 году строительство будет возобновлено, и мы начнем его монтаж. Также были сдвинуты сроки реализации контрактов на Серовском и Чусовском металлургических заводах". По словам регионального директора филиала "СМС Зимаг Сервис"(дочерняя компания немецкой SMS Siemag) в Челябинске Фульвио Микелутти, в последние 3-4 года до кризиса российские металлурги активно инвестировали в развитие технологий, повышение качества продукции и наращивание производственных мощностей, строились новые заводы и проводились масштабные реконструкции существующих предприятий. "Сегодня ситуация другая; множество проектов заморожено, спрос на металл упал, многие производители существенно снизили объемы производств. Сейчас стало ясно, что основная цель и новая стратегия всех металлургов - не наращивание производственных мощностей, а оптимизация работы существующего оборудования и повышение его производительности при условии быстрого возврата инвестиций", - сообщил "РусБизнесНьюс" г-н Микелутти. После годового затишья эксперты отмечают сегодня некоторое оживление на рынке. "Сейчас всё возвращается на круги своя, и мы говорим о реанимации ранее замороженных проектов. Это произошло ближе к концу 2009 - началу 2010 годов, - подтвердил "РусБизнесНьюс" генеральный директор екатеринбургской инжиниринговой компании "Химические системы" Аркадий Кудряшов. - Постепенно начинает восстанавливаться интерес и спрос со стороны металлургических, химических компаний. Раньше для них основной задачей было довести до конца проекты, начатые ранее, но сейчас уже разрабатываются и новые программы". Ряд предприятий даже в период кризиса не сворачивали модернизацию. Например, Danieli на протяжении 2009 года продолжала совместную работу с "Мечелом" (монтаж установок в электросталеплавильном цехе), "Камасталью" (запуск ковочного пресса и вакууматора для обработки стали), Ашинским метзаводом (монтаж 120-тонной сталеплавильной печи). Безусловно, речь пока не идет о выходе на объемы заказов, сопоставимых с докризисным уровнем. Тем не менее, инжиниринговые компании почувствовали восстановление уральского рынка промышленной модернизации и приступили к активным действиям. Например, компания "СМС Зимаг Сервис", чтобы быть ближе к основным заказчикам - металлургам, открыла в конце 2009 года челябинский офис, работающий по всей России и странам СНГ. Екатеринбургский филиал "Даниели Руссия Инжиниринг" намерен в ближайший месяц повысить свой статус и преобразоваться непосредственно в представительство Danieli. Валерий Гилёв признает, что конкуренция среди инжиниринговых компаний очень сильная. Аркадий Кудряшов соглашается с тем, что на данном рынке сконцентрировано достаточно много игроков (преимущественно европейских и российских), но каждый всегда может найти нишу в соответствии со своей специализацией. Эксперты делят инжиниринговые компании по видам деятельности на три большие группы. Первые применяют комплексный подход, специализируются на возведении объектов "под ключ". Они выполняют функции и генпроектировщика, и генподрядчика. Для таких компаний непринципиально, какую модель внедрять: если они не обладают той или иной конкретной технологией, то приглашают в проект в качестве субподрядчика компанию-партнера, которая специализируется именно на этом виде работ. Вторую группу составляют узкоспециализированные компании, которые занимаются разработкой и производством определенной продуктовой линейки, предлагая, например, выпарные установки. В третью группу входят те инжиниринговые компании, которые специализируются не на конкретном виде оборудования, а на определенных технологических процессах - сепарировании, сушке-прокалке, выпаривании, газоочистке и др. Для реализации этих процессов они подбирают оптимальный в каждом конкретном случае вариант оборудования. На уральском рынке промышленной модернизации в первой группе компаний преобладают европейцы. Во второй и третьей - на равных представлен отечественный и европейский инжиниринг. Главный недостаток российских инжиниринговых компаний - отсутствие солидного опыта работы, десятилетиями отлаженных бизнес-процессов. В отличие от иностранцев, они не могут продемонстрировать заказчику многочисленные проекты, реализованные в разных частях света. Но и европейские компании имеют существенный минус. При работе с российским предприятием-заказчиком им крайне сложно учесть в проекте модернизации весь комплекс проблем на производстве, накопленных еще с советских времен, а также вести согласование с Ростехнадзором. Поэтому российские и зарубежные инжиниринговые компании просто обречены работать на уральском рынке рука об руку. Первый вариант такого сотрудничества - передача части работ по субподряду - уже успешно применяется. Так, на строительстве производства по переработке серной кислоты на Среднеуральском медеплавильном заводе генподрядчиком выступила канадская SNC Lavalin, а работы по проектированию и монтажу крупнотоннажного оборудования выполняли уральские компании. Второй вариант сотрудничества - адаптация отечественными компаниями иностранных технических проектов к российским стандартам, условиям и материалам. Но наивысшей точкой взаимодействия может стать создание на Урале совместных предприятий - как инжиниринговых центров, так и машиностроительных производств. "На сегодняшний момент нашим основным партнером в Уральском регионе является Уральский инжиниринговый центр, - отмечает г-н Микелутти. - С ними мы активно сотрудничаем, а также создали совместное предприятие "СМС Челтек" - цех по ремонту кристаллизаторов для машин непрерывной разливки стали". Вместе с тем эксперты признают, что пока российские инжиниринговые компании и машиностроительные заводы недостаточно подготовлены для создания СП. "Наша компания имеет инжиниринговые центры в Италии, Таиланде и Китае, - рассказал Валерий Гилёв. - На Урале мы рассматриваем возможность и ведем переговоры по организации совместного инжинирингового центра и производства, в частности, с Машиностроительной корпорацией "Уралмаш", но пока - безрезультатно. Главная причина - российская машиностроительная отрасль очень сильно отстает от своих зарубежных конкурентов по материально-техническому обеспечению". Уральский рынок промышленной модернизации реанимирован. По мнению экспертов, местные машиностроительные предприятия имеют возможность получить значительную долю внутрироссийских заказов по изготовлению оборудования, особенно крупногабаритного, транспортировка которого из-за границы весьма затруднительна. Но для этого требуется соответствовать требованиям инжиниринговых компаний. Павел Кобер |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |