На главную / Новости & Аналитика
/ Последние новости
/ "Уралмаш" раскачивает корабль нефтегазового машиностроения
|
"Уралмаш" раскачивает корабль нефтегазового машиностроения25.03.2010 — Аналитика Машиностроительная корпорация "Уралмаш" заключила контракт на изготовление для ОАО "Газпром нефть" пяти буровых установок. Сделка, по мнению экспертов, обострит конкуренцию среди производителей нефтегазового оборудования, переживающих нелегкие времена. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", победителей в этой борьбе, скорее всего, не будет: тонущий корабль российского машиностроения может не выдержать качки. Корпорация "Уралмаш", снабжавшая некогда буровыми установками дружественные СССР страны, не выпускает станки для бурения почти пять лет. В 2005 году четыре цеха завода, специализировавшиеся на производстве нефтегазового оборудования, перешли вместе с технической документацией в собственность группы "Интегра". Заводские конструкторы были вынуждены также сменить место работы. Новые собственники очень скоро получили от ОАО "Газпром" заказ на 11 тяжелых установок. Еще 13 буровых заказало ОАО "Роснефть". По данным вице-президента "Интегры" Виталия Ткачева, к 2009 году на Ванкорское, Приобское, Юрубчано-Тохомское и другие месторождения было отгружено 16 буровых станков. Всего же за четыре года было спроектировано 40 комплексов - в том числе и стационарная буровая грузоподъемностью 320 тонн. Прогресс очевиден по сравнению с 2005 годом, когда "Уралмаш" выпустил всего две установки. Ситуация резко поменялась в 2009 году, когда геологическое бурение практически остановилось. "Газпромбанк", владеющий "Уралмашем", начал оздоровление предприятия. Собственник завода уговорил конструкторов "Интегры" вернуться на "Уралмаш" и заказал предприятию пять буровых установок для "Газпромнефти". Это будут те самые стационарные установки грузоподъемностью 320 тонн. Пострадали от перестановки акцентов китайские производители. Ради загрузки своего предприятия "Газпром" объявил о сокращении закупок оборудования за рубежом. Первоначально планировалось две установки заказать в России и еще пять закупить в Китае. В 2009 году "Газпромбанк" получил связанный кредит в 300 миллионов долларов на приобретение исключительно китайских установок. Эксперты, впрочем, говорят, что с получением заказа проблемы у "Уралмаша" только начались. Изготовить в сжатые сроки сразу пять буровых вышек после пятилетнего перерыва заводу будет непросто. Кроме того, заказчик еще намучается с комплектацией бурильного комплекса, поскольку производство насосов, дизелей и прочего инфраструктурного оборудования осталось в "Интегре". "Уралмаш" традиционно производил лишь вышку с подъемным устройством. Вероятно, осознавая шаткость своих позиций, завод в феврале стал рассылать нефтегазовым компаниям письма, в которых предостерегал их от сотрудничества с "Интегрой". Более того, "Уралмаш" инициирует разборки по поводу продажи заводского имущества "Интегре", что, по его мнению, может помешать выполнению контрактов на поставку бурового оборудования. Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин считает, что, раздувая конфликт, "Уралмаш" наносит урон отечественному производству нефтегазового оборудования. Хозяин завода "Газпромбанк" мог бы найти более изящный выход из положения: например, инициировать изготовление платформ для добычи углеводородов на шельфе, которые Россия закупает за рубежом. "Уралмаш" в 70-е годы выпускал морские установки для Азербайджана. Сегодня они уже устарели, и работы необходимо начинать практически с нуля: искать заказчика, выбирать концепцию платформы и т.д. Бывший руководитель дивизиона нефтегазового оборудования "Уралмаша" Рауф Джабаров летом 2009 года сообщил "РусБизнесНьюс", что предприятие ведет переговоры с компаниями-операторами, получившими право на разработку месторождений на шельфе Каспия. При этом топ-менеджер не рассчитывал на скорое получение технического задания. Эксперты, между тем, говорят о том, что Россия, как всегда, может опоздать. Иран заявил об успешном глубоководном бурении на Каспии при помощи собственной платформы, впервые построенной на Ближнем и Среднем Востоке. Александр Романихин полагает, что исламская республика достигла столь быстрого успеха благодаря политике государства, которое обязало нефтяников до 50% оборудования заказывать на собственных заводах. Эксперт не исключает, что через несколько лет нефтегазовые компании России будут ввозить морские установки из Ирана. Существует и еще один рынок бурового оборудования, который россияне оставляют иностранцам. Заведующий лабораторией Института горного дела УрО РАН Валерий Шеменев рассказывает, что в России всего один производитель установок для бурения технологических скважин. Его продукция существенно отстает от требований времени, и горные компании отдают предпочтение импортному оборудованию, которое производительнее едва ли не на порядок. Зарубежные компании применили в своих изделиях технологию гидроудара, которую изобрели в екатеринбургском Институте горного дела, но не смогли внедрить в производство из-за плачевного состояния машиностроения, оказавшегося неспособным изготовить детали заданной точности и геометрии. Эксперты вообще говорят о системном кризисе. Заместитель главного конструктора одной машиностроительной компании на условиях анонимности рассказал "РусБизнесНьюс", что ни одно российское предприятие не может сегодня создать "на коленке" перспективное и качественное оборудование. Электронная промышленность развалена, отечественная гидравлика ломается и течет, эргономика изделий никуда не годится. Самое печальное, по мнению конструкторов, заключается в том, что в стране развалена система подготовки кадров. Раньше молодые специалисты тратили несколько лет на изучение наработок своих предшественников. Сегодня у них нет времени на это: работодатель требует результаты с первого дня работы. Хорошим же конструктором можно стать лишь через 15 лет - если, конечно, присутствует талант. Производство брошено на произвол судьбы с распада Советского Союза, и чтобы его поднять, нужно проводить фундаментальные исследования и изыскивать средства на создание технологической базы. По мнению экспертов, именно такие структуры, как "Газпромбанк", и могли бы стать организаторами создания новой промышленности в России. У компании солидный финансовый ресурс и приличные лоббистские возможности, которые могут стать решающими в борьбе с экспансией зарубежных производителей. Однако, по странному стечению обстоятельств, структура "Газпрома" тратит свой ресурс на разжигание войны между отечественными предприятиями, которая в нынешних условиях, равнозначна, по меткому выражению Александра Романихина, выяснению отношений на палубе тонущего корабля. Этот тезис наглядно подтверждает статистика: по данным заместителя директора Института горного дела УрО РАН Андрея Глебова, поставки машиностроительной продукции из Свердловской области составили лишь 10,5% от всего экспорта в 2009 году. А до 80% в нем составляют руда и металлы. Из-за рубежа в регион поступают самосвалы, буровые станки, экскаваторы, которые превосходят аналогичную продукцию "Уралмаша", подконтрольного "Газпромбанку". Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |