Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / АМУР с Renault Trucks возбудили конкурентов
Выбрать: Русский язык English language Français

АМУР с Renault Trucks возбудили конкурентов

АМУР с Renault Trucks возбудили конкурентов

29.03.2010 — Аналитика


Компания Renault Trucks создаст совместное предприятие с ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (АМУР), которое займется сборкой грузовиков класса Midlum. Эксперты видят массу сложностей на пути реализации проекта. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", успех проекта напрямую будет зависеть от того, сумеют ли власти России в ближайшее время оживить рынок грузовых перевозок.  

Renault Trucks объявил о намерении выпускать грузовики в России еще в 2006 году. Поиск площадки несколько затянулся, потому что концерн искал партнера, способного инвестировать в производство. Уральский завод был выбран потому, что он готов начать сборку грузовиков буквально завтра: по словам президента АМУРа Павла Чернавина, вложения в подготовку производства будут минимальными. Завод до кризиса выпускал индийские грузовики ТАТА, китайские самосвалы FAW и Foton, легковые автомобили Geely, а также технику на базе автомобиля ЗИЛ-130. Кризис внес коррективы: сегодня завод живет лишь за счет государственного заказа на выпуск ЗИЛ. Предприятие накопило солидную задолженность перед персоналом и инициировало процедуру банкротства.

Проблемы АМУРа не остановили Renault Trucks. По словам ведущего консультанта департамента транспортных и инфраструктурных проектов компании "Развитие бизнес-систем" Ярослава Поповидченко, решающим аргументом для французов стали имеющаяся дилерская и сервисная сеть завода, а также логистический потенциал Свердловской области и поддержка проекта со стороны региональных органов власти.

На первом этапе совместное предприятие предполагает собирать до 10 тысяч грузовиков класса Midlum. В последующем не исключается производство на уральском заводе отдельных узлов и деталей. Менеджерам АМУРа хотелось бы также привлечь французских конструкторов для разработки новых моделей грузовых машин.

Эксперты считают, что реализовать задуманное будет чрезвычайно сложно. Руководитель ООО "Автоконсалт" Рустам Юнисов говорит, что производить в России иностранные грузовики сегодня невыгодно. Во-первых, нет спроса из-за резкого сокращения рынка строительства. Ситуация, по мнению эксперта, выглядит значительно хуже, чем это отражено в официальной статистике: объемы продаж техники, которые показывают дилеры, сильно завышены. Во-вторых, на площадках скопились огромные партии зарубежных грузовиков. Именно их и будут покупать при первых признаках оживления строительного рынка - например, после старта проекта по возведению в России платных дорог. Затраты на перевозку и таможенные платежи с лихвой будут покрыты за счет качества оригинальных машин. Поэтому Р.Юнисов не понимает, какой смысл иностранному производителю тратить средства на содержание площадей и обучение российского персонала ради выпуска, скажем, 50 грузовиков в год.

Положение в мировой автомобильной промышленности сегодня настолько плохое, что поддерживают ее на плаву лишь государственные вливания средств. В частности, правительство Франции выделило отрасли 8 миллиардов евро: по три миллиарда получили Renault и Peugeot, полмиллиарда - Renault Trucks. Льготные кредиты предоставлены под обещание автоконцернов в течение пяти лет не сокращать персонал и не закрывать заводы во Франции, переводя производство в страны с более дешевой рабочей силой. Власти также простимулировали увеличение продаж автомобилей, произведенных во Франции, выделив солидные денежные средства кредитным организациям. Усилия президента Николя Саркози принесли свои плоды: продажи французских машин выросли, что осложнило и без того непростую ситуацию на автомобильном рынке.

Падение производства на российских автозаводах в 2009 году составило 75-80%, и в ближайшие два года, полагает начальник управления стратегического маркетинга дивизиона "Группы ГАЗ" Владимир Руденко, положение не изменится. Кризис "подвесил" проект по выпуску дорожных автомобилей на заводе "Урал", ради которого ОАО "Автодизель" организовало производство двигателя ЯМЗ-650 по лицензии Renault Trucks. Мотор, отвечающий экологическим стандартам Евро-3, оказался не востребован и Минским автомобильным заводом, поскольку 80% своей продукции тот отправлял в Россию, попавшую в полосу затяжной стагнации. Техника стареет, выходит из строя, а в стране не востребованы ни новые автомобили, ни запасные части к ним.

В сложившейся ситуации создание новой продукции сопряжено с большими рисками, что и показали события на "Автодизеле". Ярославский моторный завод, заканчивающий строительство новых мощностей по выпуску двигателей стандарта Евро-4, столкнулся с жестким противодействием со стороны собственников "Камского автомобильного завода". КамАЗ, традиционно покупавший ярославские двигатели, решил производить современный двигатель по американской технологии у себя. Следствием этого шага стала попытка корпорации "Ростехнологии", которая владеет 37,8% акций КамАЗа, заблокировать предоставление кредита "Автодизелю". Проект спасла лишь высокая безработица в Ярославле: количество сотрудников на моторном заводе сократилось к 2010 году с 15 до семи тысяч человек, а предприятие перешло на трехдневный график работы.

Столкнулся с проблемами после заключения соглашения с Renault Trucks и АМУР. В середине марта 2010 года Арбитражный суд Свердловской области неожиданно приостановил процедуру банкротства, которая позволяла заводу отсрочить выплату долгов. Павел Чернавин полагает, что за этим решением стоят интересы многих людей: кто-то хочет получить своё на распродаже активов по частям, кто-то мечтает развалить сделку с Renault Trucks. Недоброжелателей у АМУРа очень много, и они располагают мощным административным ресурсом. Собственник завода почувствовал это несколько лет назад, когда начал собирать по 2 тысячи китайских машин в месяц, а планировал выйти на 30 тысяч. Конкуренты тогда сумели пролоббировать в федеральном правительстве запретительные пошлины на китайскую продукцию. Задействовали они все административные рычаги и сейчас. По мнению президента АМУРа, развал сделки с французами выгоден и "Солерсу", и КамАЗу, и ГАЗу. Именно жесткое противодействие конкурентов и побудило Renault Trucks пока не раскрывать детали сделки.

Эксперты между тем предполагают, что французы рассчитывают на быстрое восстановление и дальнейшее развитие рынка грузового автотранспорта. По мнению Ярослава Поповидченко, рост объема продаж среднетоннажных грузовиков класса Midlum напрямую связан с восстановлением сектора транспортно-логистических услуг. Разогреть рынок перевозок не получится без возобновления коммерческого кредитования и лизинговых программ по приобретению автотранспорта. Увеличение продаж автомобилей в России, полагает эксперт, зависит от того, удастся ли властям завлечь на рынок компании среднего и малого бизнеса.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта