|
Российская забава – бензиновые качели29.04.2010 — Аналитика Нефтяники пугают россиян дефицитом автомобильного бензина. С начала 2010 года оптовые цены на высокооктановое топливо выросли в среднем на 13%, летом ценовая волна докатится и до розницы. Эксперты считают, что правительство России могло бы пресечь ажиотаж с помощью экспортных пошлин, но ограничивается лишь антимонопольными мерами. В итоге, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", помимо доходов в сырьевом секторе страна получит инфляцию и падение доходов населения. История с ростом цен на топливо в России повторяется каждый год. Причины летних ценовых скачков называются самые разные: индексация правительством России акцизов, дефицит топлива, связанный с реконструкцией нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), монопольный сговор нефтяных компаний, рост мировых цен на "чёрное золото". Эксперты утверждают, что акцизы влияют на цены, но не существенно. В 2010 году ставка акциза на высокооктановый бензин составляет 3992 рубля за одну тонну. В 2011-м она будет дифференцированной: за тонну бензина 2-го класса и ниже придется платить 4624 рубля, 3-го класса - 4302 рубля, 4-го и 5-го класса - 3773 рубля. По мнению главного редактора отдела цен и региональных рынков информационно-аналитического центра "КОРТЕС" Михаила Турукалова, максимальный "штраф" в 600 рублей за выпуск "отсталой" продукции и "премия" в 200 рублей за производство экологически чистого топлива слишком незначительны, чтобы кардинально изменить стоимость тонны высокооктанового бензина. Мировой рынок также не является определяющим при формировании цены на топливо. Высокооктановых бензинов Россия экспортирует мало, а потому в большей степени на стоимость бензина внутри страны влияют спрос-предложение, сезонность, ремонт перерабатывающих заводов и т.д. По данным ИАЦ "КОРТЕС", спрос на высокооктановый бензин увеличился в 2009 году на 6,3%, а объем первичной переработки нефти остался практически на том же уровне. Новые установки строят Сызранский и Омский НПЗ, "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" и Ангарская НХК. Выдавать продукцию они смогут не ранее 2011 года. Учитывая, что два российских НПЗ планируют этим летом встать на профилактику, можно прогнозировать некоторый дефицит поставок бензина в третьем квартале. Заведующая сектором института ВНИПИнефть Елена Чернышева, между тем, не видит оснований для резкого сокращения поставок бензина на внутренний рынок. По ее данным, процессы, идущие в нефтепереработке, не повлияют качественным образом на производственные показатели отрасли. Эксперт полагает, что истерия по поводу предстоящего дефицита бензина раздувается сознательно теми структурами, которые заинтересованы в повышении цен на топливо. Заинтересованные лица прекрасно известны государству. Федеральная антимонопольная служба, устав штрафовать нефтяные компании за необоснованное повышение цен на бензин, решила разработать универсальную формулу ценообразования. В её основе, считают чиновники, должна лежать привязка внутренних оптовых цен к мировым. Согласовать единую формулу государству и нефтяным компаниям пока не удалось: сырьевики предлагают ввести коэффициенты, с помощью которых будет корректироваться стоимость топлива в России, а это ставит под вопрос сам факт привязки российских цен к мировым. Нефтяники опасаются, что зависимость от мировых цен может привести к сокращению объемов производства светлых нефтепродуктов в стране и остановке некоторых убыточных НПЗ. Нефтепереработка в России довольно затратна, а потому работа заводов оптимизируется в основном за счет роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Привязка к мировым ценам отразится на прибыльности нефтехимического бизнеса, который сегодня встроен в общемировое разделение труда. Российские поставщики, безусловно, хотели бы продавать светлые нефтепродукты зарубежному потребителю, но произведенный в России бензин не может конкурировать с иностранным. Поэтому вертикально-интегрированные компании предпочитают вывозить сырую нефть и дизельные фракции, которые доводят "до ума" на зарубежных заводах. По данным Михаила Турукалова, спрос на дизтопливо в 2009 году сократился в России на 9,3%, а его экспорт увеличился на 5%. Руководитель ЗАО "Авангард" Николай Курилов говорит, что с весенним открытием судоходства по рекам экспорт сырья увеличивается, создавая дефицит нефтепродуктов внутри страны. Как следствие - каждой весной в России начинают расти оптовые цены: по словам предпринимателя, цены на нефтепродукты, поступающие на базу, в течение месяца могут измениться дважды. На сколько они вырастут нынешним летом, Н.Курилов сказать не берется: нефтяной бизнес стал очень непредсказуемым. Участники топливного рынка утверждают, что если бы государство захотело сдержать цены на бензин, оно бы ввело высокие экспортные пошлины, побудив компании продавать нефтепродукты на внутреннем рынке. Но чиновники по каким-то соображениям этого не делают, поощряя тем самым экспорт сырья и рост оптовых цен внутри страны. За все в итоге расплачивается российский потребитель: повышение стоимости бензина, как известно, оборачивается ростом стоимости тонны зерна, квадратного метра жилья и т.д. Россияне, конечно, предпочли бы, чтобы нефтяники зарабатывали на внешнем рынке, а не на внутреннем, но государство уже много лет мирится с тем, что при продаже бензина соотечественникам нефтяники "привязываются" к мировым ценам, когда те растут, и "отвязываются", когда они падают. Несовпадение мирового и российского трендов отчетливо видно на графиках: когда в 2009 году стоимость бензина на мировых рынках снижалась, в России она росла, что помогло нефтяникам получить свои прибыли даже в кризис. Благодаря полученным доходам, нефтяники смогли в 2009 году понизить экспортную стоимость сырья в период резкого падения цены на нефть и сохранили свое присутствие на внешних рынках. Поставки сырой нефти за границу, безусловно, позволяют как-то пополнить бюджет страны. Плохо другое: внутренняя инфляция, провоцируемая дорожающим бензином, обесценивает зарплаты россиян. Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |