Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Модернизация загоняет Россию в феодализм
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Модернизация загоняет Россию в феодализм

Модернизация загоняет Россию в феодализм

14.05.2010 — Аналитика


Инвестиционный бум конца 90-х-первой половины 2000-х годов обошел стороной Россию. Страна упустила шанс модернизировать свою промышленность. Эксперты говорят, что российская экономика не смогла воспринять инвестиции, поскольку находится на очень низком технологическом уровне. Поднять его без политических реформ не удастся: федеральному правительству придется отдавать полномочия регионам. Но так думают не все: некоторые экономисты отмечают, что россияне имитируют институты, присущие инновационной экономике, но не занимаются черновой работой по ее созданию. Обозреватель "РусБизнесНьюс" выслушал дискуссию о развитии российских регионов. 

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич уверена, что в России развиваются два отложенных кризиса: в 2010 году главными проблемами государства станут безработица и межбюджетные отношения. "Навес" из лишних людей составляет, по данным эксперта, почти 4 миллиона человек. Сегодня им платят за вынужденный простой и говорят, что завтра все будет хорошо. На самом деле, не будет, потому что внедрение современных технологий потребует сокращения персонала в 2-3 раза. Поглотить лишние рабочие руки может только новый бизнес, создание которого сегодня чрезвычайно затруднено из-за административных барьеров и отсутствия инвесторов. 

Государство, между тем, предпочитает инвестировать не туда, куда надо, а туда, куда считает нужным. Например, в Татарстане безработица ниже среднероссийской, но на общественные работы этому субъекту РФ выделили в 3-4 раза больше средств, чем прочим нуждающимся регионам. Исходя из политической целесообразности финансируются Чечня, Ингушетия и Сочи, где пройдет Олимпиада 2014 года. Остальные регионы попали в зависимость от "ручного управления", суть которого в том, что премьер Владимир Путин мотается по городам и весям и лично определяет, кому следует дать денег, а кто и так перебьется.

Итогом ручной работы стало увеличение трансфертов из федерального бюджета в регионы с 17 до 27%. Чем наполнять бюджет России в 2011 году, ясности пока нет: регионы-работяги, вроде субъектов Уральского федерального округа, раздеты, по образному выражению Н.Зубаревич, "до плавочек". Они раньше всех упали в яму кризиса, а центр был озабочен спасением остальных двух третей регионов, для которых кризис только начинается. "Тепличные" субъекты Федерации в 2010 году будут пребывать в перманентном состоянии ужаса: нужно сокращать расходы, а это запрещено, нужно повышать тарифы на услуги ЖКХ, а это нельзя, потому что нарвешься на протесты граждан. В конце концов, придется сокращать сеть социальных учреждений, что чревато высвобождением бюджетников, которых пристроить в хозяйстве чрезвычайно сложно.

Не слишком удачно поддерживало государство и бизнес. Проанализировав антикризисные меры властей, заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев заявил, что господдержка не способствовала выводу с рынка неэффективных предприятий и не позволила инновационным компаниям занять их место. По данным эксперта, растущие и инвестиционно активные предприятия положительно восприняли снижение налоговой нагрузки и ограничение чиновничьих проверок, стимулирование кредитования и обновление оборудования, а также снижение платы за подключение к электрическим сетям. В то же время предоставление квот на поставку продукции в рамках муниципального заказа, а также ценовые преференции со стороны властей удержали на плаву и пассивные, финансово неустойчивые компании. В итоге кризис не оказал никакого очистительного воздействия на российскую экономику: неэффективные компании остались на рынке, а перспективные предприятия не получили толчок к развитию. Господдержка привела к стабилизации промышленности без модернизации.

Федеральные чиновники, утверждает Ю.Симачев, знакомы с результатами исследования Межведомственного аналитического центра, но целенаправленно формировать инновационную среду им менее интересно, чем планировать развитие конкретного крупного бизнеса: там им четко понятно, с кем иметь дело, какова будет стоимость решений и т.д.

Эксперты убеждены, что властям рано или поздно придется создавать равные конкурентные условия как для предприятий, так и для регионов. Это предполагает делегирование вниз полномочий, ресурсов и ответственности, что приведет к изменению сложившейся в середине 2000-х годов политической системы России. Правда, как замечает президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев, произойдет это лишь в том случае, если элиты согласятся, что они хотят иметь современную инновационную экономику, а не продолжат увлекательный процесс перманентного передела дедовских активов.

Декан экономического факультета Уральского госуниверситета Сергей Кадочников, между тем, обращает внимание на чрезвычайную бедность российских регионов: в самой богатой Тюменской области валовой региональный продукт на душу населения составляет 32 тысячи долларов, а в экономическом районе Ile de France - 736 тысяч. Отсталые регионы, полагает эксперт, не могут заимствовать технологии из-за рубежа.

Первый заместитель председателя правительства Свердловской области Михаил Максимов также считает, что Россия не готова строить инновационную экономику. По мнению чиновника, задумываться о современных технологиях надо, но сначала необходимо разобраться с очень простыми вещами. Россияне чрезвычайно любят увлекаться процессом, не утруждая себя правильной постановкой задачи. Например, сегодня уральцы всерьез обсуждают возможность прокладки высокоскоростной железнодорожной магистрали в 200 километров между Екатеринбургом и Челябинском, хотя и дешевле, и проще было бы построить современную автомобильную трассу. Заимствование технологий строительства хороших дорог - это более актуально для сегодня, чем организация движения железнодорожного экспресса "Сапсан".

В российской ментальности видит причины неудач реформирования страны и директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России Ксения Юдаева. По ее наблюдениям, россияне, начав бежать марафонскую дистанцию, уже через 100 метров начинают искать финиш. Когда выясняется, что дистанция не закончилась, бегуны расстраиваются, останавливаются и начинают размышлять, можно ли как-то быстрее добраться до финиша.

Подмена текущей черновой работы поисками философского камня, полагают эксперты, способно повернуть развитие России вспять. По словам члена-корреспондента РАН Натальи Ивановой, в условиях капитализма любая страна способна конкурировать, если она постоянно совершенствует свои институты и технологии. Подобная работа требует огромных интеллектуальных усилий и многим кажется утомительной, отчего часть стран и регионов неизбежно откатывается в феодализм. Россия, как известно, всегда была слабым звеном в цепи капитализма.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта