Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Волоконно-оптический хребет России
Выбрать: Русский язык English language

Волоконно-оптический хребет России

Волоконно-оптический хребет России

20.05.2010 — Аналитика


Россия намерена стать одним из крупнейших "сухопутных" транзитеров интернет-трафика между Европой и Азией. Большим шагом на пути к столь амбициозной цели стал запуск волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) "Челябинск-Хабаровск". Благодаря ей информационный поток из России в Японию увеличился в 4-5 раз. Как выяснил корреспондент "РусБизнесНьюс", в будущем наземная ВОЛС станет достойным конкурентом традиционным морским маршрутам.

От Урала до самых до окраин

Строительство магистральной линии связи, соединившей Дальний Восток, Сибирь и Урал, началось в мае 2005 года. Заказчиком проекта выступило ОАО "Ростелеком". Инвестиции компании превысили 5 миллиардов рублей. На сегодняшний день "Челябинск-Хабаровск" является крупнейшей линией связи в России. Ее протяженность составляет 10 тысяч километров. Минимальная скорость передачи данных - 120 гигабит в секунду, а в перспективе "Ростелеком" планирует нарастить ее до 4 терабит в секунду. Сегодня такой поток не обеспечивают даже все вместе взятые коммуникации компании. 

Возведение линии позволило приобщить к магистральной DWDM сети десятки российских городов. К тому же, новая ВОЛС разгрузила имеющиеся в регионах коммуникации, которые сейчас могут быть задействованы для информатизации удаленных населенных пунктов. По такому пути пошли, например, в Хабаровском крае. 

Благами нового проекта в обозримом будущем смогут воспользоваться и уральцы. Протяженность ВОЛС в Уральском федеральном округе составляет 1000 километров. По словам генерального директора ОАО "Уралсвязьинформ" Сергея Лукаша, благодаря новой магистральной сети у местных связистов появилась возможность расширить список пользователей высокоскоростного Интернета.

"Мы совместно с межрегиональными компаниями планируем развивать сетевую инфраструктуру внутри уральских регионов. У ВОЛС "Челябинск-Хабаровск" другое предназначение - ликвидировать цифровое неравенство в стране. Если мы не будем развивать Сибирь и Дальний Восток, то неравенство будет только расти", - подчеркивает генеральный директор ОАО "Ростелеком" Антон Колпаков.  

Другой радужной перспективой реализации проекта является снижение стоимости интернета. Однако эксперты считают, что раньше чем через 5-7 лет (именно таков примерный срок окупаемости проекта) серьезных тарифных послаблений ждать не стоит.  

"Говорить о том, что тарифы на интернет в Челябинской области снизятся завтра-послезавтра, не приходится. Все зависит от себестоимости услуги в каждом конкретном населенном пункте. Если в течение пяти лет "Ростелеком" снизит нам плату в точке подключения, то выгоду почувствуют и пользователи. Но у нас есть и собственная программа снижения тарифов, которую мы реализуем", - отмечает Сергей Лукаш.

Всем сестрам по серьгам

Уникальность проекта ВОЛС заключается не только в его масштабах, но и в технологическом решении. Волоконно-оптический кабель, по которому идет сигнал, встроен в грозозащитный трос линий электропередачи напряжением 500, 220 и 110 киловольт. Благодаря альянсу с энергетиками, связистам удалось сэкономить время, необходимое для различных согласовательных процедур, и деньги, так как расходы на строительство отдельных мачт связи были бы на порядок выше. 

Энергетики тоже не остались в накладе. Они решили свою задачу - обеспечили более 100 энергоустановок (из них пять в Уральском федеральном округе) цифровой связью, которая позволяет управлять подстанциями и сетями в автоматическом режиме. Из 24 волокон, образующих оптический кабель, два связисты отдали сетевой компании. Вместе с тем, если верить партнеру "Ростелекома" - ФСК ЕЭС, энергетики вложили в проект только те деньги, которые были предусмотрены инвестиционной программой на строительство электрических коммуникаций.  

В то же время, по словам председателя Правления ОАО "ФСК ЕЭС" Олега Бударгина, выигрыш компании огромен. 25% аварий на сетях происходит из-за плохой погоды, а внедрение современных технологий даст возможность поправить не очень приятную статистику. "Оснащение магистральных коммуникаций цифровой связью явилось серьезным шагом на пути повышения надежности электроснабжения и формирования интеллектуальной сети", - подчеркивает он.

Технология ОКГТ (оптический кабель, встроенный в грозотрос) для России не нова. Однако в основном энергетики используют её самостоятельно - для автоматизации процессов управления сетями. К плюсам ОКГТ можно отнести высокую надежность и солидный срок службы - 40-50 лет. Кроме того, технология позволяет монтировать оптиковолоконный кабель при температуре до минус 30 градусов и при любом классе напряжения воздушных линий.  

Идем на Восток

Наряду с "информатизацией всей страны" российские связисты ставят перед собой другую, еще более амбициозную цель - нарастить свое влияние на рынках Японии и Китая. По словам Антона Колпакова, сегодня транзит цифровых технологий между Европой и Азией осуществляется по многим маршрутам. Большинство интернет-путей проходят под водой.

Но путь через Россию естественно считается самым коротким. О том, что Россия архипривлекательна для евроазиатского транзита, свидетельствует хотя бы то, что в 2003 году сразу три консорциума - FTA Enterprises Ltd., "Поларнет Проект" и "Евразия Телеком" - объявили о строительстве трансроссийских магистралей. Первая - вдоль линий электропередачи РАО "ЕЭС России" и автотрасс, вторая - по дну российских арктических морей, третья - по территории России (маршрут не оглашался). Тройка планировала стартовать в 2004 году. Однако сроки отодвигались, а потом и вовсе рассеялись. В итоге на рынке остались только два магистральных оператора - "Ростелеком" и "ТрансТелеКом", основанный в интересах железнодорожной отрасли.

Еще в 1990-е годы "Ростелеком" построил комплексы международной связи - "Западный" (Дания-Россия), "Южный" (Италия-Турция-Украина-Россия) и "Восточный" (Россия-Япония-Корея), а также трансроссийскую ВОЛС "Москва-Хабаровск". Тогда же появились реальные предпосылки для выхода России на рынок международного телекоммуникационного транзита. Однако низкая пропускная способность (560 мегабит в секунду) всех трех систем, рассчитанных в основном на голосовую связь, стала главным препятствием на международном пути. Тем не менее, участие "Ростелекома в проекте Россия-Япония-Корея позволило компании напрямую выйти на операторов двух иностранных государств. 

В 2003-2004 годах российские связисты активизировали свои действия на рынке международного транзита. В 2007 году "Ростелеком" участвовал в 27 международных проектах. А годом позже компания проложила высокоскоростную подводную кабельную систему связи, которая напрямую соединила Россию и Японию. Однако, по словам Антона Колпакова, из-за протяженности подводных сетей теряется скорость передачи сигнала. "Особенно болезненны такие задержки для банков и крупных корпораций, которые нуждаются в суперсовременном транзите", - отмечает он.  

Наземная ВОЛС "Челябинск-Хабаровск" должна стать альтернативой подводному транзиту на азиатском рынке. Ее запуск уже позволил увеличить скорость передачи данных в Японию в 4-5 раз. Кроме того, "сухопутный" кабель легче восстановить в случае аварии. Он лучше защищен от возможных катастроф и стихийных бедствий, подобных землетрясению на Тайване в конце 2006 года. Тогда из-за обрыва шести трансконтинентальных коммуникаций многие пользователи оказались в информационной изоляции.

В обозримом будущем российские связисты рассчитывают еще более ощутимо повысить качество интернет-сервисов для японских и китайских пользователей, сделав прорывной шаг на пути к завоеванию евроазиатского телекоммуникационного пространства.  

Марина Сирина

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта