|
На работу в Россию без страха21.05.2010 — Аналитика Не секрет, что "бизнес по-русски" и "бизнес по-европейски" - это разные понятия, что очень часто приводит к недопониманию между россиянами и их зарубежными партнёрами. "РусБизнесНьюс" начинает совместный проект с международной юридической фирмой Hedman Partners Attorneys-at-Law, цель которого - познакомить иностранных предпринимателей, заинтересованных в ведении бизнеса в России, с наиболее проблемными вопросами российского бизнес-законодательства и практикой его применения. Цикл "В Россию с Hedman Partners" открывает интервью о нюансах миграционного законодательства России, которое буквально на днях претерпело существенные изменения, с ведущим юристом офиса Hedman Partners в Екатеринбурге Ольгой Лашкуль. - Ольга, насколько, на Ваш взгляд, Россия за последние годы стала доступней для иностранцев, приезжающих сюда с туристическим визитом, к друзьям или поработать? - Если говорить об изменениях, произошедших со времен распада Советского Союза, когда государство весьма жестко контролировало перемещение своих граждан, а также въезд лиц из других государств, миграционная политика России, конечно же, прошла серьезный путь либерализации. Численность трудящихся-мигрантов, как внешних, так и внутренних, возросла в РФ за 2002-2008 годы в пять раз - до 2 миллионов человек. Ключевые реформы произошли в 2007 году. Причем такой поворот был весьма и весьма оправдан. По аналогии со многими западными странами в России наблюдается существенная естественная убыль населения и, соответственно, трудоспособной рабочей силы. Большинство стран Европы уже давно озаботились данной проблемой, открыв границы для мигрантов, за счет которых в основном и происходит прирост населения. По мнению Всемирного Банка, российской экономике в последующие два десятилетия необходимо свыше 12 миллионов иммигрантов, чтобы компенсировать естественную убыль населения. Поэтому такая "открытость" является, помимо всего прочего, и вынужденной мерой. - Наша страна в этом плане не является исключением. Столкнувшись с кризисом, правительство вновь пошло на ужесточение миграционных ограничений. В 2010 году по сравнению с предыдущим годом квота на количество допустимых трудовых мигрантов сократилась более чем в два раза. На мой взгляд, это является ярким примером протекционистских мер. Количество разрешений на работу в России на 2010 год составит 1 944 356 против 3 976 747 в прошлом году. Наибольшая потребность в иностранных работниках определена для выполнения горных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; на позиции руководителей учреждений, организаций, предприятий и их структурных подразделений, а также для неквалифицированных рабочих. Наименьшая - для продавцов и демонстраторов товаров. В сфере розничной торговли квота на иностранную рабочую силу составляет 0%. Положительный либо отрицательный эффект от данных мер оценить сложно. С одной стороны, очевидны попытки государства оказать поддержку своим гражданам в кризисное время. Однако на практике ситуация складывается иным образом: легальная миграция трансформируется в нелегальную, приезжающие рабочие уходят "в тень". - Коль скоро мы заговорили о теневой занятости, легко ли соблюсти все требования действующего законодательства РФ иностранным работникам и нанимающим их организациям, насколько бюрократизирован данный процесс? - Данные требования соблюсти сложно, но возможно. Как и большинство административных процедур в России, этот процесс до сих пор сильно бюрократизирован и отнимает большое количество времени. Получение разрешений на работу осуществляется в несколько этапов и может занять достаточно продолжительное время. Мы рекомендуем работодателям с целью оптимизации временных и трудовых ресурсов обращаться к профессиональным услугам организаций, занимающимися такими проблемами. Прежде всего, нужно отметить, что порядок получения разрешения различается в зависимости от того, требуется ли виза приезжающему работнику. Если виза нужна, то получение таких разрешений осуществляется в два этапа: сначала организации необходимо оформить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а уже потом разрешение на работу конкретному иностранному гражданину. Для граждан из государств, с которыми у России действует безвизовый режим, процедура упрощена. В данном случае применяется уведомительный, а не разрешительный порядок. Однако в том и в другом случае будут применяться устанавливаемые на каждый год квоты. - Есть ли какие-то послабления в миграционном законодательстве, касающиеся высококвалифицированных работников, приезжающих в Россию? - Буквально на днях - 20 мая Президент России подписал изменения в Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который значительно упрощает процедуру получения разрешений для данной категории. Во-первых, профессионалам для получения вида на жительство в России не нужно будет обязательно проживать на территории РФ в течение одного года. Вид на жительство может быть оформлен на срок до 5 лет (как самому работнику, так и членам его семьи), в зависимости от заключенного с работодателем договора. Во-вторых, что является самым главным нововведением: работодатели, привлекающие высококвалифицированный персонал, не будут ограничены устанавливаемыми квотами, а также исчезнет необходимость получать разрешение на привлечение иностранных работников. Однако в обязанность работодателя будет входить обязательное медицинское страхование работника. Также установлены критерии, позволяющие отнести работника к высококвалифицированному: это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, годовое вознаграждение за труд которого составляет не менее 2 миллионов рублей. При этом доходы иностранного гражданина будут облагаться по ставке 13%, равной ставке для гражданина Российской Федерации. По сравнению со многими европейскими государствами данная ставка очень невысока. - Требуемое вознаграждение достаточно существенно... На первый взгляд да, однако же, в законе предусмотрено, что исходя из приоритетов развития российской экономики, правительство РФ вправе снижать требования к размеру заработной платы таких иностранных граждан. Кроме того, необходимо заметить, что, по данным исследований, проведенных британским банком HSBC, квалифицированные специалисты, работающие в России, получают самый высокий в мире доход - 30% таких работников получают в России более 250 тысяч долларов в год. - Давайте уточним, распространяются ли все требования и ограничения для руководителей-иностранцев? - Квоты на привлечение иностранных работников не распространяются на генеральных директоров акционерных обществ, объединений, предприятий и т.д., председателей правления и их заместителей, директоров филиалов, заводов, департаментов и на некоторых иных руководящих работников при условии, что данные должности включены в штатное расписание организации. - Чем грозит невыполнение установленных требований миграционного законодательства РФ? За невыполнение требований грозят штрафы, а также выдворение за пределы Российской Федерации. В отношении иностранного гражданина штраф достигает 5 тысяч рублей за каждый факт нарушения. Необходимо отметить, что одновременно административной ответственности подвергается и принимающая сторона (организация или физическое лицо). Им нарушение порядка оформления документов и неисполнение обязанностей в сфере миграционного учета может обойтись в штраф до 500 тысяч рублей. На территории РФ ежегодно проводятся операции "Нелегал" - они помогают выявить иностранных граждан, незаконно находящихся или осуществляющих трудовую деятельность в нашей стране. В 2010 году запланировано две такие операции. В прошлом году размер административных штрафов за нарушение миграционного законодательства превысил 9 миллионов долларов США. - Каковы, на Ваш взгляд взгляд, перспективы развития миграционного законодательства РФ? - Мне кажется, что законодательство будет развиваться по пути привлечения в Россию специалистов приоритетных для экономики страны специальностей. Кроме того, стране явно не хватает неквалифицированных работников. Этот недостаток, скорее всего, будет восполняться за счет иммигрантов, представляющих собой сравнительно недорогую рабочую силу. В то же время, не стоит полагаться на полное отсутствие в будущем механизмов контроля за миграционными процессами. Если сложная экономическая ситуация не изменится, всевозможные квоты сохранятся. Возможно и повышение мер ответственности за нарушения. При этом в рамках мировой экономической интеграции России и увеличения инвестиционной привлекательности страны все административные процедуры должны быть максимально прозрачны и выполняться в установленные сроки. Справка: Hedman Partners Attorneys-at-law - международная юридическая компания, основанная в 1975 году. Головной офис расположен в Хельсинки. Собственные офисы расположены в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Таллине; партнерские компании Hedman Group - в Риге и Вильнюсе. www.hedman-attorneys.com |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |