Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Бизнесмены Свердловской области тонут в "византийском" море
Выбрать: Русский язык English language

Бизнесмены Свердловской области тонут в "византийском" море

Бизнесмены Свердловской области тонут в "византийском" море

16.06.2010 — Аналитика


Назначение на пост губернатора Свердловской области Александра Мишарина возродило надежды местных элит на скорейшую диверсификацию экономики. Выступая в ноябре 2010 года перед депутатами регионального парламента, новый глава клятвенно пообещал сделать ставку в своей работе на развитие малого и среднего бизнеса. Ожидалось, что этот сектор поможет вытащить Средний Урал из пучины кризиса, создаст новые рабочие места. С тех пор прошло полгода, а воз и ныне там. Губернаторская команда не реагирует на инициативы предпринимателей и не желает идти с ними ни на какие контакты. Итоги полугодового правления А.Мишарина в интервью "РусБизнесНьюс" проанализировал руководитель регионального отделения "ОПОРЫ России" Евгений Артюх.

- Евгений Петрович, как среднеуральские предприниматели восприняли назначение на пост губернатора Александра Мишарина? Какие надежды они связывали с появлением москвича-варяга на региональном политическом Олимпе?

- Предприниматели были готовы к смене губернатора. Скажу больше - они жаждали политических перемен. Ведь к осени 2009 года в регионе сложились далеко не лучшие условия для бизнеса. Государство лишь в редких случаях протягивало руку помощи страдающим от кризиса фирмам, саботировалось выполнение закона о малой приватизации, свирепствовали многочисленные проверяющие структуры, процветала коррупция. Бизнес-элите было не важно, кто станет следующим главой области - Иванов, Петров или Сидоров. Нужно было любое новое лицо, лишь бы не изрядно поднадоевший за 19 лет губернатор Эдуард Россель.

Поэтому приход А.Мишарина был воспринят с радостью и воодушевлением. Нового губернатора мало кто знал лично, но он все же получил мандат доверия, завладел умами и надеждами многих жителей региона.

- С тех пор прошло полгода. Сумел ли А.Мишарин оправдать возложенные на него надежды?

- Полгода, конечно, срок небольшой. Но и его хватило, чтобы в обществе наступило отрезвление. Ожидаемых результатов смена власти в Свердловской области пока не принесла. 

Более того, в ряде сфер ситуация лишь ухудшилась. Взять хотя бы "архитектуру" областных органов власти и эффективность действующих в них управленческих схем. В команде Э.Росселя были выстроены все управленческие связи, было понятно, кто с кем работает и за что отвечает. Новый губернатор и его окружение оказались приверженцами "византийского" стиля управления. Новый глава региона изрядно обновил состав правительства и администрации губернатора. Но принцип работы этих органов стал абсолютно не понятен. А иногда возникают сомнения, работают ли они вообще.

- В чем это проявляется?

- Приведу конкретный пример. После формирования нового состава правительства региональное отделение "ОПОРЫ России" отправило всем министрам письма с предложениями о встрече. Мы намеревались обсудить с ответственными чиновниками вопросы социально-экономического развития региона, развития малого и среднего предпринимательства. 

Президент РФ Дмитрий Медведев поставил задачу привлечь к 2020 году в малый бизнес 60-70% экономически активного населения страны. Для ее выполнения "ОПОРА России" разработала концепцию "Дорожная карта 2020". В документе, в том числе, говорится, что сегодня нет смысла увеличивать число небольших фирм в торговле. В данной сфере они представлены более чем достаточно. Нужно открыть дорогу предпринимателям туда, где их пока нет. Это станет возможным благодаря развитию частно-государственного партнерства, передаче государством бизнесу некоторых своих функций.

В соответствии с законодательством министры должны были направить нам ответы в течение 30 дней. Но подавляющая часть из них проигнорировали полученные письма. Они могли хотя бы выслать отписки, протелеграфировать слово "угу" или "согласен" или на самый крайний случай просто подтвердить получение наших отправлений. Так ведь и этого не сделали.

Аналогичная ситуация складывается и с многочисленными обращениями, которые мы направляем в адрес губернатора.

- В последнее время все более частыми становятся разговоры о максимальной открытости исполнительных органов власти, повсеместном создании "электронных правительств". Получается, что в Свердловской области они не имеют смысла?

- О каком "электронном правительстве" может идти речь, если правительство не желает давать даже предусмотренные законодательством ответы? Мы хотим составить в ближайшее время реестр всех оставшихся без внимания писем, обращений и всерьез подумываем над необходимостью обращения в прокуратуру с требованием привлечь чиновников к ответственности.

Я знаю, что таким образом руководители правительства относятся не только к "ОПОРЕ России", но и к большинству других действующих в регионе аналогичных структур. Я допускаю, что Александр Мишарин пришел к власти, чтобы подмести регион "новой метлой". Он действительно может "переворошить" часть местной элиты, перетрясти ряды чиновников. Но даже самый жесткий государственный управленец должен понимать, что его настоящей опорой являются общественные организации, которые по сути своей ничем не обязаны действующей власти. Команде действующего губернатора они почему-то оказались не нужны.

- Какие министерства согласились на сотрудничество с "ОПОРОЙ России"?

- Министерство по управлению госимуществом отреагировало на наше письмо, но довольно странным образом. Они отправили ответ с просьбой сообщить им суть предстоящего разговора. Мы подробно ответили, что планируем обсудить ход реализации федерального закона о малой приватизации, возможность снижения выросшей в разы кадастровой стоимости земли, имущественной поддержки малого бизнеса. С тех пор прошло несколько месяцев. За это время мы не получили от ведомства "ни ответа, ни привета".

Должным образом отреагировали на наши обращения и встретились с представителями "ОПОРЫ России" лишь руководители министерств торговли, внешнеэкономических связей и сельского хозяйства.

- Какие идеи готова предложить "ОПОРА России" региональному правительству?

- Мы подготовили проект поправок к закону о поддержке малого и среднего предпринимательства. Они увеличивают рассрочку по оплате выкупаемых представителями бизнеса офисов, складов и производственных цехов с 5 до 15 лет. Мы считаем, что кризис не закончился, и приобрести в собственность оцениваемые в миллионы рублей помещения предпринимателям сегодня очень тяжело.

Некоторые из наших инициатив мы предложили кабинету министров еще в конце 2008 года, когда губернатором был Э.Россель. Это был разгар кризиса, у всех были серьезные опасения, что вырастет безработица, что на пороге экономические, а вслед за ними и социальные потрясения. Чтобы не допустить такого развития событий, Правительство РФ начало принимать меры, направленные на создание новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе. В этот непростой момент мы от имени "ОПОРЫ России" разработали и направили экс-губернатору программу развития частно-государственного партнерства в социальной сфере. Однако никакой реакции не последовало.

Появился новый губернатор. За прошедшие полгода нас один раз уведомили, что планируется проведение совещания по поднятому нами вопросу. Но подготовка к совещанию была заволокичена, оно так и не состоялось. Действия Александра Мишарина и его команды по сути ничем не отличаются от действий их предшественников. Нам говорят лишь "да-да", но пока конкретных шагов мы не видим. 

Одновременно с этим региональные чиновники разрабатывают весьма странные документы за спиной предпринимательского сообщества. В том числе, министерство экономики Свердловской области представило федеральным властям программу развития конкуренции. Правительство РФ попросило нас оценить данный документ, и мы увидели, что он имеет весьма поверхностный характер. Члены команды А.Мишарина собрали с предприятий сведения о предстоящих капитальных вложениях в производство и представили "наверх" в виде некоего программного документа. Я мог бы понять, если бы региональные власти выделяли деньги на развитие данных предприятий и ставили себе этот шаг в заслугу. Но развитие идет исключительно за счет частных средств, в том числе привлеченных промышленниками банковских кредитов.

- Как отражается такая политика на экономической ситуации в регионе?

- Весьма печальным образом. Прежде всего, мы упускаем возможность увеличить доходы бюджета. Возьмем закон о малой приватизации. По нашим подсчетам его полноценная, планомерная реализация позволит пополнить казну 7 миллиардами рублей. Однако команда Э.Росселя не собиралась этого делать. С приходом А.Мишарина ситуация осталась прежней - на сегодняшний день в регионе продано малым и средним предприятиям лишь 12% от попадающих под действие документа объектов.

- Каким образом, на ваш взгляд, выглядит наиболее эффективная форма взаимодействия между органами власти и предпринимательским сообществом?

- Президент Д.Медведев неоднократно говорил о необходимости создания новой идеологии поддержки предпринимательства в России, призывал привлекать к выработке государственной политики в данной сфере представителей малого и среднего бизнеса. И он абсолютно прав. Лишь таким образом можно заблаговременно разрешать многие социально-экономические конфликты, предотвращать коллапсы на рынке.

Но как наладить подобное взаимодействие? Ведь невозможно собрать на Красной площади в Москве или Площади 1905 года в Екатеринбурге всех предпринимателей и спросить "Люди, чего вам надо?". Вот здесь-то и должны придти на помощь общественные организации. В "ОПОРЕ России" на федеральном уровне создаются советы, комиссии и комитеты по отраслевому принципу, в рамках которых представители малого и среднего бизнеса общаются с профильными министерствами Правительства РФ, создают с ними рабочие группы, вырабатывают проекты решений.

Отдельные члены областного правительства, по всей видимости, не желают понимать и принимать эту идеологию. Ярким примером этого является паралич в работе Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области. Он должен проводить экспертизу принимаемых в регионе и затрагивающих интересы малого бизнеса нормативно-правовых актов. Мы, как представители "ОПОРЫ России", с завидным постоянством направляем председателю Совета, вице-премьеру областного правительства Михаилу Максимову письма с предложением рассмотреть те или иные законопроекты. И со столь же завидным постоянством не получаем никакой реакции. 

Большие нарекания вызывает и решение о ликвидации регионального комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства. Тем самым потеряна профессиональная, проработавшая многие годы и достигнувшая определенных результатов команда. Под большим вопросом оказалась дальнейшая деятельность областного и порядка 40 муниципальных фондов поддержки предпринимательства.


Это особенно тревожно в преддверии получения федеральных траншей на поддержку моногородов. Часть этих средств должна пойти на развитие малого бизнеса. Насколько эффективно будут осваиваться эти деньги? Этот вопрос повис в воздухе.

- Можно ли найти хоть какое-то разумное объяснение такому поведению?

- Мы считаем, что налицо управленческая проблема, основанная на попытке реализовать некую надуманную стратегию. Возможно, члены команды А.Мишарина думают, что они технократы, а общественные организации лишь отвлекают их от работы. Это предположение доказывают действия губернатора - поехал в кризисный город N, велел включить там отопление домов, оставил заместителя министра для контроля своего поручения. Такой вот бюрократический режим ручного управления. А где системные решения, которые можно было перенести на другие города региона, столкнувшиеся с теми же проблемами?

В условиях кризиса губернатор и правительство могли бы опереться на предпринимательские структуры и общественные организации. Мы готовы, например, предложить министерству культуры проекты по развитию внутреннего туризма, повышению привлекательности области для жителей других регионов. Вот, например, соседняя Пермь стала выбиваться в культурные столицы России. Каким образом? Так там работает культурный "лоббист" Марат Гельман, проводятся фестивали, на которые приезжают известные представители искусства. Это же инвестиции и немалые. У нас же министерство культуры занимается ремонтом крыш дворцов культуры и установкой пластиковых окон. Это, конечно, важная работа. Но где перспективные проекты? Их нет.

Или возьмем, например, министерство образования. У нас есть ряд предложений по развитию в школах интеллектуальных занятий и игр. Но мы не можем донести свои идеи до власти. Министры, как улитки, закрылись, сидят в своих раковинах и боятся общаться с общественностью. 

- Каким образом можно разрешить эти проблемы?

- Это можно сделать, разработав и обнародовав внятную программу деятельности губернатора и правительства области. Тогда станет понятно, в какой точке мы находимся и куда движемся. И тогда в каждый конкретный момент мы сможем дать объективную оценку работе всех представителей областной власти.

Но, к большому сожалению, Александр Мишарин, обещавший во время вступления в должность использовать проектный подход, пока не предпринимает необходимых для этого шагов. Обещанных проектов или не существует в природе, либо общественности о них ничего не известно.

Интервью подготовил Константин Джултаев

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта