На главную / Новости & Аналитика
/ Последние новости
/ Хлеб-соль или холодный душ для инвестора в России?
|
Хлеб-соль или холодный душ для инвестора в России?22.07.2010 — Аналитика Во время российско-германского саммита в Екатеринбурге, состоявшегося в середине июля 2010 года, неожиданно для Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель германские бизнесмены подняли вопрос об облегчении визового режима между Россией и Евросоюзом. Именно, германские, а не российские. Это лишний раз доказывает, что интерес западного бизнеса к России неуклонно растет, а инвесторы начинают думать, куда вкладывать посткризисный cash. Готово ли российское законодательство к хлебосольной встрече зарубежных капиталов? Об этом директор "РусБизнесНьюс" Вадим Дынин беседует с ведущим юристом екатеринбургского офиса юридической фирмы Hedman Partners Attorneys-at-Law Ольгой Лашкуль. - Не секрет, что инвестиционная привлекательность России на сегодняшний день объективна низка. В составленном Всемирным Банком списке стран наиболее благоприятных для ведения бизнеса Россия занимает 120 место из 183. С чем, на ваш взгляд, это связано? - Безусловно, основные факторы, сказывающиеся на инвестиционном климате России, традиционно носят экономический и политический характер. К сожалению, до сих пор не снята проблема коррупционного барьера, ставшая уже притчей во языцех, когда речь заходит об инвестировании в Россию. Однако нельзя забывать и про несовершенство законодательства, несмотря на ряд весьма ощутимых либеральных мер. Интересы крупных инвесторов в основном связаны с так называемыми стратегическими отраслями, которые по-прежнему являются самыми зарегулированными. Совершение сделок с пакетами акций предприятий таких отраслей более 5% требует одобрение правительственной комиссии. Одно упоминание о подобных комиссиях может распугать любых частных инвесторов, не говоря уже об иностранных.... Поэтому, с одной стороны, не совсем благоприятный инвестиционный климат, а с другой - настороженное отношение к иностранным инвесторам со стороны государства и приводят к тому, что место России в списке Всемирного Банка далеко за первую сотню... - Хорошо, а как российское законодательство рисует портрет иностранного инвестора? - С точки зрения федерального закона «Об иностранных инвестициях» в общих словах это иностранное юридическое лицо, иностранный гражданин, международная организация, или иностранное государство, осуществляющие вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Как правило, различаются "прямые" и "портфельные" инвестиции. И если цель у них одна - получение прибыли от предприятий, действующих на территории России, то способы ее получения отличаются. "Портфельные" инвестиции означают вложение капитала в акции зарубежных предприятий, которое не дает контроля над ними. Ну, а, решаясь на "прямые" инвестиции, инвестор получает право участвовать в деятельности таких предприятий. Портфельные инвестиции не получили широкого распространения в РФ, поэтому давайте остановимся на прямых. В данном случае формы участия в российском бизнесе могут быть следующие: 1) вложение капитала во вновь создаваемые или уже действующие российские юридические лица. В данном случае это может быть как создание предприятия с долевым участием иностранного капитала (совместное предприятие), так и создание предприятия со 100% иностранным капиталом; 2) вложение капитала в филиал иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; 3) осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором финансовой аренды (лизинга) оборудования.Кроме того, инвестирование может осуществляться в виде предоставления прав на использование определенных технологий, ноу-хау, предоставления займов и кредитов, приобретение прав пользования землей и иными ресурсами... - Ольга, а какой вариант организации бизнеса наиболее удобен и безопасен для инвестора с Вашей точки зрения? - Сложно ответить однозначно, все зависит от конкретной ситуации. Например, если иностранный инвестор стремиться взять в свои руки руководство бизнесом в России, то, безусловно, наиболее предпочтительным вариантом будет создание филиала иностранной организации или вложение средств в российское юридическое лицо при условии, что размер его участия в уставном капитале позволяет принимать стратегические решения, т.к. в России нередки случаи ущемления интересов миноритарных инвесторов. Если же цель - вложить деньги, чтобы они работали, то тут будут иные конструкции, например возвратные инвестиции (кредиты, займы и пр). Что же касается безопасности, хочу заметить следующее: как и любая иная предпринимательская деятельность, инвестирование связано с определенными рисками, в том числе экономическими. Это понимает любой бизнесмен. Юридическая же безопасность проекта и гарантии максимальной защиты интересов инвестора зависят от грамотности составленных документов, на основании которых осуществляется вложение капитала. Очень важно на данном первоначальном этапе обращаться к профессионалам в таких вопросах. - Немаловажный вопрос: осуществляется ли в России политика защиты иностранных инвестиций и создания режима благоприятствования? -Да, безусловно. Создание режима благоприятствования иностранным инвестициям - основной принцип законодательства в РФ, регулирующего их. Режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной прибыли не может быть менее благоприятным по сравнению с российскими инвесторами. Кроме того, российское законодательство предоставляет гарантии полной защиты прав иностранного инвестора на территории РФ, гарантию возмещения убытков от незаконных действий государственных органов и. т.д. Российская Федерация также связана множеством международных договоров и ратифицированных конвенций по защите иностранных инвестиций. - Есть ли какие-то специфические ограничения в РФ, касающиеся ведения бизнеса иностранными физическими и юридическими лицами? - Разумеется, есть, как и в любом ином государстве. Во-первых, нужно упомянуть ограничения в банковском бизнесе - законом предусмотрены квоты участия иностранного капитала в банковской системе, которые устанавливаются по предложению Правительства, согласованному с Банком России. Кроме того, в 2008 году был принят значимый закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли, о котором я уже упоминала. К ним, в частности, относятся авиационная безопасность и разработка авиационной техники, осуществление телевизионного вещания, услуги связи, средства массовой информации, добыча полезных ископаемых и водных биологических ресурсов и т.д. Перечень достаточно обширен. Вхождение иностранного капитала в данные отрасли регулируется Правительством РФ. Помимо этого, есть и иные ограничения, которые нужно иметь в виду. Так, например, право собственности на земли сельскохозяйственного назначения не предоставляется организациям, если доля участия иностранного капитала в них превышает 50%. - Какие "подводные камни" могут ожидать зарубежного инвестора в российском законодательстве? - Я бы отметила, что, прежде всего, инвестору нужно обратить внимание на российских партнеров, будь то соучредитель совместного предприятия или нанимаемый управленец. Во-вторых, важно изначально взвесить и оценить риски отрасли, представляющей интерес. Юридические "подводные камни" тоже встречаются. Проблема в том, что помимо законов в России существует еще и разветвленная система подзаконных нормативных актов, в которой легко запутаться. Так же зачастую неожиданностью для инвесторов становятся требования российского валютного законодательства, которые могут показаться дикостью по сравнению с либеральными западными законами. Однако все проблемы решаемы, если задумываться о них хотя бы на пол шага вперед. - На Ваш взгляд, будет ли российское законодательство дальше продвигаться по пути либерализации регулирования иностранных инвестиций? - Конечно же, Россия, как и любая другая страна, всегда будет регулировать процесс привлечения иностранных инвестиций, особенно в ключевые для государства отрасли. Какого-то коренного изменения в этой позиции, скорее всего, не произойдет. Однако власти понимают значение и необходимость притока капитала извне в целях развития экономики страны. Поэтому содействие инвесторам, как на федеральном, так и на региональном уровне просто необходимо. Равно как необходимо добиваться прозрачности нормативно-правовой базы и ликвидации административных барьеров, повышать качество государственного и муниципального управления. На совещании по проблемам инвестиционного климата в начале 2010 года президент России Дмитрий Медведев определил инвестиционную активность как решающий фактор для модернизации экономики страны, а также озвучил комплекс мер, которые должны быть предприняты для инвестиционного "потепления". Некоторые из них, в том числе, отмена квот на высококвалифицированных зарубежных специалистов уже реализованы. |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |