Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Губернатор Среднего Урала взялся за старое
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Губернатор Среднего Урала взялся за старое

Губернатор Среднего Урала взялся за старое

01.11.2010 — Аналитика


Акционерное общество "Российские железные дороги" намерено заняться добычей и переработкой углеводородов. Подконтрольный РЖД "ТрансКредитБанк" объявил о финансировании разведки нефтегазовых месторождений в Уральском федеральном округе и строительства мощностей по переработке углеводородного сырья. Специалисты сомневаются, что проект будет реализован: в этом не заинтересованы крупнейшие игроки нефтяного рынка. Эксперты высказали обозревателю "РусБизнесНьюс" предположение, что никто и не собирается строить нефтеперерабатывающий завод: его бренд, возможно, служит лишь ширмой.  

Попытки построить в Свердловской области нефтеперерабатывающий завод предпринимаются не в первый раз. Еще в 90-е годы об этом заговорил тогдашний губернатор региона Эдуард Россель. С его подачи ТНК-BP учредила Уральскую нефтяную компанию, которой поручалось провести разведку, добычу и переработку нефтепродуктов. В 2003 году проект умер, практически так и не начавшись. В качестве официальной причины называлась нерентабельность нефтедобычи на Среднем Урале.

В 2006 году эстафетную палочку подхватила группа предпринимателей, торгующих нефтепродуктами. Они зарегистрировали бренд "Верхотурский нефтеперерабатывающий завод" и даже получили землю под его строительство. Было объявлено, что мощность предприятия составит 3 миллиона тонн в год, а глубина переработки сырья - 98%. Объем инвестиций оценили в 500 миллионов долларов. Проект предусматривал получение лицензий на разведку и разработку нефтегазовых месторождений на территории Свердловской и Тюменской областей. Половина продукции могла пойти на экспорт.

Проект вызвал критику Эдуарда Росселя. По его оценке, рентабельность завода возможна при переработке 10-15 миллионов тонн сырья в год. Но реально Верхотурский НПЗ мог получить из нефтепровода не более 2 миллионов тонн - большей квоты отбора нефти ему было не получить.

Несерьезность проекта тогда побудила главу области отказаться от его поддержки. Однако уже через полгода правительство Свердловской области неожиданно передумало и принялось искать инвесторов для строительства нефтеперерабатывающего завода, стоимость которого выросла до 1,4 миллиарда долларов. Среди отечественных компаний инвесторов не нашлось, а вот иностранцы были не против поучаствовать в проекте. С их появлением ставки резко выросли: в 2007 году возведение Верхотурского НПЗ оценивалось уже в 2,4 миллиарда долларов. Большую часть этой суммы (2 миллиарда) готов был предоставить Чешский экспортный банк, остальные средства пообещал вложить совладелец нефтяной компании Moravske naftove doly Карел Комарек. Реальные инвестиции составили около 500 тысяч долларов: в 2008 году чехи потеряли интерес к проекту. 

Сейчас предпринимается третья попытка построить нефтяной заводик в Свердловской области. "ТрансКредитБанк" летом заключил соглашение с правительством региона, а в конце октября - непосредственно с ООО "Верхотурский нефтеперерабатывающий завод", в уставной капитал которого банк со временем намерен войти. Эксперты сомневаются, что третья попытка будет успешнее двух предыдущих. 

Инвесторы совершенно не случайно не торопятся вкладывать деньги в строительство НПЗ. Официальной причиной ухода Карела Комарека называлось падение цен на нефть, а также финансовые разногласия собственников Moravske naftove doly. Осведомленные источники считают эти объяснения несерьезными и обращают внимание на условия, при которых чехи соглашались финансировать проект. Комарека интересовало участие в нефтедобыче, а Чешский экспортный банк потребовал гарантий в виде твердых контрактов на поставку нефти на будущий завод. Последних пока никто в глаза не видел. 

Заключая соглашение с "ТрансКредитБанком", генеральный директор ООО "Верхотурский нефтеперерабатывающий завод" Анатолий Мосеев сообщил журналистам, что имеются договоренности о поставках сырья с ОАО "Сургутнефтегаз" и Shell, а также с Ассоциацией средних и малых нефтедобывающих компаний ("Ассонефть"), которая готова выступить посредником в переговорах о приобретении месторождений нефти в Тюменской области. 

Между тем и.о. руководителя пресс-службы Сургутнефтегаза Алексей Артеменко сообщил "РусБизнесНьюс", что ему ничего не известно о договорах на поставку нефти на Верхотурский НПЗ. Не смогла ничего определенного сказать по поводу обеспечения сырьем строящегося завода и генеральный директор "Ассонефть" Елена Корзун

Сотрудники института ВНИПИнефть отмечают, что все крупные нефтяные компании имеют свои недозагруженные перерабатывающие мощности, а потому вряд ли заинтересованы в появлении новых заводов. В частности, тот же Сургутнефтегаз модернизирует в Киришах комплекс глубокой переработки нефти, после чего мощность его увеличится на 12 миллионов тонн, а глубина переработки возрастет до 95%. Стимула передавать 3 миллиона тонн нефти Верхотурскому заводу у компании нет. По этой же причине крупные вертикально интегрированные компании не будут продавать новоявленным нефтедобытчикам и месторождения. Существует проблема и со сбытом качественных бензинов. Российский рынок потребляет нефтепродукты стандарта "Евро-3" в очень незначительных количествах, отчего нефтяные компании оттягивают сроки перехода на более высокие стандарты. Не спасают положение и экспортные поставки: при отсутствии льготных пошлин вывозить за границу топливо выгодно лишь с заводов, расположенных вблизи портов. В России таковых - единицы, но и они не могут чувствовать себя в безопасности, поскольку на Среднем Востоке, в Индии и Китае строится множество современных мощностей. 

Все эти два года назад обстоятельства вынудили арабскую компанию Quality Energy Petro International Ltd отказаться от строительства завода мощностью 9 миллионов тонн в Челябинской области. Анатолий Мосеев тогда заявил, что при доминировании на рынке вертикально интегрированных компаний, вобравших в себя большинство НПЗ, независимым переработчикам очень трудно найти себе партнеров по обеспечению сырой нефтью. Между тем сегодня он лоббирует аналогичный проект в Свердловской области. 

Депутат думы Верхотурского городского округа Александр Зыков вообще не уверен, что завод хотят строить. По его мнению, в течение четырех лет власти и предприниматели лишь имитировали деятельность: отвели с нарушением землю, вырубили лес, а потом принялись тасовать инвесторов. Сначала заявили, что финансировать стройку будут американцы, потом - чехи, далее появились англичане, сейчас опять называются чешские компании ALTA, PSG и ZVU. Верхотурцам же понятно, что если бы завод хотели строить, то начали бы с наращивания энергетических мощностей. Север Свердловской области энергодефицитен, а планы по введению новых блоков на Богословской ТЭЦ заморожены в 2008 году. Не начато и строительство жилья для будущих сотрудников нефтезавода: своих специалистов в Верхотурье нет, а "импортированных" 750 человек разместить в городе негде. 

Банковские аналитики также обращают внимание на излишнюю суету вокруг проекта и отсутствие элементарной прозрачности в структуре собственности ООО "Верхотурский нефтеперерабатывающий завод". Компаний с таким названием в Свердловской области зарегистрировано четыре. По словам прокурора Верхотурского района Алексей Рубана, проверка показала, что никакой деятельности они не ведут. Отсутствие каких-либо результатов пятилетней работы по организации переработки нефти в Свердловской области наводит экспертов на мысль, что бренд Верхотурского завода, возможно, является "панамой" и создан для осуществления операций, далеких от нефтепереработки. 

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта