|
Петля на шею. "Made in Evraz Group"22.11.2010 — Аналитика 24 ноября 2010 года Evraz Group планирует с помпой отметить завершение реконструкции сталеплавильного производства ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат". А накануне Федеральная антимонопольная служба России уличила это предприятие империи миллиардера Романа Абрамовича в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Преследуемой смертельными случаями на производстве Evraz Group теперь придется поделиться частью выручки с государством. Но, как заявили обозревателю "РусБизнесНьюс" эксперты, это слишком маленькая плата за урон, который металлурги наносят российскому рынку, поддерживая необоснованно высокие цены. Комиссия ФАС России признала, что ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" нарушило закон "О защите конкуренции". Комбинат, являясь единственным в России производителем Z-образных профилей, устанавливал на них монопольно высокие цены. Кроме того, один и тот же товар продавался по разным ценам, не сообразуясь ни с экономической, ни с технологической, ни с географической логикой. Например, вагоностроители Украины получали профиль по более низкой цене, чем ОАО "НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ), расположенное по соседству с НТМК. Не влияли на стоимость контракта и объемы поставок продукции. В ходе рассмотрения претензии представители Нижнетагильского комбината попытались объяснить свои действия наличием стратегических потребителей, для которых предусмотрены эксклюзивные цены. Однако, как утверждает начальник управления ФАС России Максим Овчинников, металлурги не представили документов, определяющих систему скидок и устанавливающих порядок ценообразования для стратегических партнеров. Между тем разница в ценах составляла порой 66%, отчего рентабельность продаж профилей доходила до 200%. Полученные таким образом доходы могут быть изъяты в государственную казну: за дискриминацию потребителей металлургический комбинат ждет штраф, составляющий до 15% от выручки НТМК за 2009-начало 2010 года. Дело в отношении предприятия Evraz Group было инициировано по просьбе генерального директора ОАО "НПК "Уралвагонзавод" Олега Сиенко. Он заявил, что металлурги регулярно повышают цены, отказываясь фиксировать их хотя бы на квартал. Претензии у нижнетагильских вагоностроителей были не только к НТМК, но и к ОАО "Северсталь", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Мечел". Например, "Северсталь" во втором квартале 2010 года повысила стоимость котельного листа почти на 30%. Менеджеры "Уралвагонзавода" утверждают, что были вынуждены согласиться с новой ценой, поскольку Череповецкий комбинат резко сократил поставки проката и УВЗ оказался на грани остановки. Стороны договорились, что в третьем квартале 2010 года стоимость листа останется неизменной. Однако обещание "Северсталь" не выполнила. Олег Сиенко вновь написал письмо в правительство России, обвинив Череповецкий комбинат в завышении цен. В конечном счете, расследование было начато лишь в отношении ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", остальным компаниям правительственные чиновники порекомендовали заключить долгосрочные договора с машиностроительными заводами. Но на практике металлурги продолжают выкручивать руки потребителям. Управляющий НПП "Машпром" Александр Котельников говорит, что проблема заключается даже не в том, что у металлургов нет внятной системы ценообразования, а в том, что стоимость проката продолжает расти. Цены на российский металл сегодня выше мировых, отчего все машиностроители предпочитают покупать прокат (особенно нержавеющий) за границей. Генеральный директор ЗАО "Уралпромоборудование" Андрей Беседин сообщил "РусБизнесНьюс", что покупает немецкий прокат у фирмы "Thyssen" через посредников в Санкт-Петербурге, что в итоге оказывается дешевле, чем приобретение аналогичного металла у "Мечела" или Магнитки. Разница может быть и небольшой, но при изготовлении материалоемкой продукции она существенна: удорожание одного килограмма проката всего на рубль может сделать неконкурентоспособной всю машиностроительную конструкцию. Сотрудничество с зарубежными партнерами привлекает российских машиностроителей еще и условиями поставки проката. С иностранцами проще договариваться, они соглашаются на оплату металла в рассрочку. Для машиностроительных предприятий это очень важно, поскольку они получают авансы на изготовление оборудования в размере 20%. Российские металлурги на такие "мелочи" внимания не обращают - и теряют потребителей. По словам А.Беседина, конъюнктура вынуждает его отказаться от продукции Первоуральского и Синарского трубных заводов. Качество российских труб "Уралпромоборудование" устраивает, но оно проигрывает на рынке конкурентам, закупающим аналогичные трубы в Китае в два раза дешевле. Правительству России есть о чем задуматься: монополизм в металлургической отрасли привел к тому, что крупнейшие отечественные комбинаты, располагая более дешевым железорудным сырьем и коксующимся углем, производят дорогой и некачественный прокат, имея при этом рентабельность в 200%. Решениями ФАС эту ситуацию выправить вряд ли удастся. Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |