На главную / Новости & Аналитика
/ Последние новости
/ Уральскую сеть зарубежных авиамаршрутов ждет централизация
|
Уральскую сеть зарубежных авиамаршрутов ждет централизация06.05.2009 — Аналитика Спад и стагнация в международных авиаперевозках на Урале будет наблюдаться как минимум весь 2009 год. Перспективы их развития напрямую зависят от становления екатеринбургского аэропорта "Кольцово" в качестве полноценного авиахаба, обслуживающего на международных направлениях весь Урал и Западную Сибирь. Паутину небесных перевозок изучал обозреватель "РусБизнесНьюс" Павел Кобер.
Отложенный кризис Прошедший 2008 год стал рекордным по числу перевезенных пассажиров на международных авиарейсах в аэропортах Урала и Западной Сибири. Так, в крупнейшем аэропорту региона – екатеринбургском "Кольцово" – за прошлый год общий объем пассажиров на международных направлениях (не считая стран СНГ) составил 815 100 человек, что на 19,3 % больше в сравнении с 2007 годом. Регулярные рейсы из Екатеринбурга сейчас осуществляются в 20 зарубежных городов. К иностранным перевозчикам в 2008 году прибавился Finnair, открыв регулярный рейс Екатеринбург – Хельсинки – Екатеринбург. Во втором по значению на Урале пермском аэропорту "Большое Савино" пассажиропоток на международных воздушных линиях (дальнее зарубежье и страны СНГ) в 2008 году составил 151 600 человек, это на 51% выше показателя предыдущего года. Международная сеть пермяков охватывает 15 зарубежных городов (с учетом чартерных перевозок). Но уже в первые месяцы 2009 года пассажирские авиаперевозки продемонстрировали значительный спад, в том числе на международных направлениях. В "Кольцово" за первый квартал перевезено международными рейсами на 17,6% меньше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольшее снижение пассажиропотока произошло по туристическим направлениям - Дубай (-33,8%), Вена (-32,1%), Бангкок (-30,1%). В начале мая из "Кольцово" приостановит перелеты в Будапешт венгерская авиакомпания Malev. В "Большом Савино" спад объемов пассажирских перевозок на международных направлениях за первый квартал составил 27%, а в "Баландино" - аэропорту Челябинска (третий по значению в регионе) - и вовсе 32%. "Из нашего аэропорта в дальнее зарубежье осуществляются рейсы в Мюнхен (авиакомпания "ЮТэйр") и Прагу (авиакомпания "Ямал"). На обоих направлениях частота полетов в условиях кризиса сократилась с двух раз в неделю до одного раза. - отмечает первый заместитель генерального директора тюменского аэропорта "Рощино" Валерий Коноплев. - Причина – низкая наполняемость самолета, около четверти от общего количества посадочных мест. По объемам международных авиаперевозок сегодня мы откатились на уровень трехлетней давности". По мнению экспертов, спад в авиаперевозках на международных направлениях вскоре проявится еще сильнее. "Глубина продаж авиабилетов на международные рейсы больше, чем на внутренние. Свои заграничные поездки люди планируют заранее и покупают билеты иногда даже за год, - комментирует ситуацию директор программ бизнес-образования Экономического факультета Уральского государственного университета Сергей Лукьянов. - Сегодня международные направления пока еще держатся благодаря этому фактору. Глубина продаж дала искаженную статистику, по которой внутренние авиаперевозки сократились значительнее, чем международные. На самом деле международные направления также сильно пострадали, но статистика это сможет отразить примерно через полгода".
Самолет плюс автобус Основные причины снижения объемов международных авиаперевозок две. Первая – внутренняя. Из-за снижения курса рубля многим россиянам стали недоступны заграничные курорты и места отдыха. Вторая причина напрямую связана со снижением активности российских и иностранных бизнесменов на внешнеэкономическом направлении. Но развитие международных авиаперевозок зависит не только от рыночной конъюнктуры. Отчасти этому способствует и само государство, преследуя важные политические цели. В середине июня 2009 года в Екатеринбурге пройдет заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). К этому сроку в аэропорту "Кольцово" планируется ввести в эксплуатацию новый международный терминал, благодаря которому пропускная способность аэровокзала увеличится вдвое. А реконструированная первая взлетно-посадочная полоса позволит принимать практически все типы воздушных судов. Перед саммитом ШОС государственный авиаперевозчик КНР Air China откроет регулярные рейсы из Пекина в Екатеринбург. Но в "Кольцово" пока эту информацию не подтвердили. "Четких планов по открытию в 2009 году из "Кольцово" новых регулярных международных рейсов не заявлено ни одним из авиаперевозчиков. Причина – сложная экономическая ситуация в мире", - сообщила "РусБизнесНьюс" директор по связям с общественностью аэропорта "Кольцово" Юлия Федотова. Государство может дать лишь толчок к созданию того или иного международного авианаправления. Его дальнейшее существование и развитие зависит исключительно от рентабельности перевозок и объема стабильного пассажиропотока. Состояние этих экономических показателей пока не позволяет открыть международные рейсы из аэропортов Урала и Сибири крупнейшей российской авиакомпании - "Аэрофлот – Российские авиалинии". "Базовым аэропортом для "Аэрофлота" при полетах за границу остается московский "Шереметьево". Из других российских аэропортов мы пока не планируем открывать международные направления. Во всяком случае, могу сказать, что из уральских аэропортов (Челябинск, Пермь, Екатеринбург) в зимнем расписании 2009-2010 международные направления не значатся. Причина – отсутствие стабильно высокого спроса на такие маршруты. Ведь если открывать регулярный международный рейс, нужно летать по нему как минимум один раз в день. На Урале пока нет такого количества пассажиров, - рассказал в интервью "РусБизнесНьюс" представитель "Аэрофлота" в Екатеринбурге Андрей Быковский. - Сегодня из Урала и Сибири лететь за границу транзитом через Москву удобнее и выгоднее. Удобство в том, что мы летаем из Екатеринбурга в Москву трижды в день. А из столицы – можно выбирать из большого разнообразия зарубежных направлений. Выгода в том, что мы предлагаем низкие тарифы". Сегодня "Аэрофлот" создает некоторую конкуренцию как российским, так и иностранным авиакомпаниям, осуществляющим международные рейсы из уральских аэропортов и, прежде всего, из Екатеринбурга. "Аэрофлот" перевозит уральских пассажиров за границу и обратно транзитом через Москву. В общем объеме пассажиров, летающих рейсом Екатеринбург – Москва – Екатеринбург доля транзитных пассажиров составляет 23% (около 27 тысяч человек за 2008 год – это 3,31% от объемов международных авиаперевозок в "Кольцово"). Летать с Урала в Европу и обратно транзитом через Москву в некоторых случаях действительно получается выгоднее по стоимости авиабилетов и удобнее по большому разнообразию маршрутов. Но сама пересадка из самолета в самолет в Москве пока осуществляется при минимальном наборе сервиса: пассажиры должны самостоятельно перебираться из внутрироссийского аэропорта Шереметьево-1 в международный аэропорт Шереметьево-2, находящихся друг от друга на расстоянии пяти километров. Стоит отметить, что число транзитных пассажиров рейса "Аэрофлота" Екатеринбург – Москва – Екатеринбург за первый квартал этого года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года сократилось на 40% - намного больше, чем объемы международных авиаперевозок в уральских аэропортах. Выходом из ситуации видится дальнейшее развитие сети прямых международных маршрутов на Урале. Но каждый из четырех крупнейших уральских аэропортов в отдельности не сможет обеспечить в ближайшей и среднесрочной перспективе большой и стабильный пассажиропоток для организации рентабельных регулярных рейсов в страны Европы и Азии. "Основной поток пассажиров из-за рубежа к нам летит транзитом через Москву, - признался Валерий Коноплев. - В нашем аэропорту имеется отдельный международный сектор. Но планов по его реконструкции или строительству нового у нас нет, поскольку нет роста объемов международных авиаперевозок". В пресс-службе аэропорта Челябинска "РусБизнесНьюс" сообщили о реализации "Программы реконструкции и развития аэропорта "Челябинск" на 2008-2016 годы", представленной ООО "НОВАПОРТ". В её рамках пока не планируется развитие международного терминала аэропорта. Таким образом, реальные перспективы развития международной сети имеет только екатеринбургский аэропорт "Кольцово". Ряд авиакомпаний, летающих из Екатеринбурга по международным направлениям, не намерены сокращать частоту своих рейсов и даже вынашивают планы по ее увеличению с перспективой на рост пассажиропотока в 2010 году. Авиакомпания Czehc Airlines с 28 апреля ввела пятый рейс в неделю на линии Екатеринбург – Прага – Екатеринбург и не исключает сделать его ежедневным. В пресс-службе представительства авиакомпании Lufthansa в России "РусБизнесНьюс" сообщили: "Несмотря на то, что пассажирооборот нашей авиакомпании в европейской зоне за январь-март 2009 года сократился в сравнении с этим же периодом прошлого года на 6%, Lufthansa не планирует сокращать частоту рейсов по маршруту Екатеринбург – Франкфурт – Екатеринбург. В настоящее время мы летаем по этому маршруту четыре раза в неделю". В развитии сети зарубежных маршрутов на Урале и в Западной Сибири "Кольцово" рассматривается как авиахаб, предлагающий услуги международных перевозок не только для Свердловской области, но и для близлежащих субъектов России – Тюменской, Челябинской, Курганской областей, Пермского края и Башкортостана. Следовательно, предстоит развивать интермодальные перевозки, которые свяжут екатеринбургский аэропорт комфортабельными автобусами и электропоездами с Пермью, Тюменью, Уфой, Челябинском и Курганом (два последних города уже связаны с "Кольцово" автобусными маршрутами). Павел Кобер
Читайте также: 06.05.2009 Czech Airlines расправляет крылья в уральском небе 06.05.2009 Finnair переоценила нагрузку линии Хельсинки - Екатеринбург - Хельсинки 24.04.2009 Air China в июне 2009 года откроет линию Пекин - Екатеринбург |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |