|
Выбрать:
В Екатеринбурге не будет окраин?25.05.2023 — Новости
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Современный город-миллионник ассоциируется с высотными домами, современными автострадами, благоустроенными парками, развитой социальной инфраструктурой. Но на окраинах все еще есть районы с обилием ветхого и аварийного жилья. В Екатеринбурге к таким территориям смело можно отнести Изоплит и Большеконный полуостров. Власти мегаполиса нацелены на использование этих резервов развития. Благодаря предложениям мастерской Генплана и политической воле окраины должны стать привлекательными для инвесторов. Руины славы трудовой Где в Екатеринбурге находится Изоплит, знает далеко не каждый. А ведь место "козырное" - озеро Шарташ под боком! В 30-х годах ХХ века там было решено построить завод по изготовлению изоляционных торфяных плит, позже вокруг предприятия вырос крупный поселок с собственным совхозом (знаменитые "Цветы Урала"), детским санаторием, базой отдыха, поликлиникой, баней школой и детским садом. Сегодня от былого великолепия остались одни руины: завод закрылся еще в 60-х годах, совхоз приказал долго жить десять лет назад. Последними "умерли" поликлиника и клуб, их кирпичные остовы теперь прибежище для бомжей.
Руины поликлиники в микрорайоне Изоплит
Многоквартирные жилые дома Изоплита (многим из них скоро исполнится 90 лет) стремительно ветшают и разваливаются. Централизованной канализации на Изоплите нет: нечистоты скапливаются в выгребных ямах, оборудованных во дворах. Чтобы посетить врача, жители вынуждены ездить в поселок Шарташ, а ближайший полицейский участок находится на ЖБИ. Не менее печальная картина на Большеконном полуострове. А ведь это был во всех смыслах "город будущего". Его строительство стартовало в 20-х годах прошлого века вокруг Свердловской ГЭС, работавшей на широкореченском торфе. Сейчас в стенах ГЭС размещаются склады и офисы частных фирм, а часть инфраструктуры электростанции функционирует как распределительная подстанция "Береговая" - она питает электричеством жилфонд Большеконного и окрестные садоводческие товарищества.
Такие развалины – типичная картина для сегодняшнего Большеконного
Буйство "самостроя" В начале этого века аналогичная картина была характерна для многих одноэтажных окраин уральской столицы. А в 2003 году в Екатеринбурге началась реализация муниципальной стратегии развития, к делу подключился девелоперский бизнес, и бывшие "мертвые зоны" начали активно преображаться. За неполных два десятилетия на месте бараков Широкой Речки, Мичуринского, Рудного, ВИЗа Правобережного, Вторчермета выросли многоэтажные кварталы и коттеджные поселки. Причем чем дальше, тем больше заход девелоперов на "камчатку" приобретает черты комплексного развития территории. Наиболее яркие примеры — ЖК "Изумрудный Бор" ("УГМК-Застройщик") и "Мичуринский" (Группа ЛСР). Первый жилкомплекс расположен на северной границе Екатеринбурга. Еще недавно эта территория была пустошью с редкими вкраплениями частных домиков и ветхой промзоны. Теперь это полноценный жилой микрорайон с новыми улицами и развитой коммерческой инфраструктурой, в стадии строительства - школа-трансформер на 1 100 мест. Еще один важный бонус "Изумрудного Бора" - близость к трамвайной линии "Екатеринбург-Верхняя Пышма", в создании которой также участвовали структуры УГМК. А в Мичуринском на юго-западной окраине города рядом с кварталом блочных среднеэтажек несколько лет назад при участии застройщика появился крупный образовательный центр, сочетающий в себе функции школы и детского сада. И такого рода успешное сотрудничество девелоперов с муниципальной властью по решению инфраструктурных и социальных задач должно развиваться в Екатеринбурге, как говорится, "по всем фронтам".
Эскизный проект будущей школы-трансформера в "Изумрудном бору". Визуализация: пресс-служба компании "УГМК-Застройщик"
"Данная документация в обязательном порядке будет рассмотрена в рамках процедуры проведения общественных обсуждений в соответствии с действующим законодательством", - заверили в мэрии.
Стройплощадка нового коттеджа на улице Изоплитной
Мост на Большеконный Согласно Генпланам развития Екатеринбурга до 2025 и 2045 годов, на территории Большеконного новая жилая застройка не планируется. Полуостров станет общественно-деловой зоной, в которой разрешено размещать объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, торговли и питания, культовые сооружения, коммунальную и дорожную инфраструктуру. Также через Большеконный пройдут две магистрали - автомобильная и железнодорожная: они свяжут район с Сортировкой и Заречным по проектируемому мосту через Визовский пруд. Открываем "Стратегию развития Верх-Исетского района до 2030 года". На территории Выставочного планировочного района (в него входит Большеконный полуостров) предполагается построить детский сад и школу, новый водопровод, предприятия торговли и общественного питания.
Через двадцать лет на Большеконном должна появиться общественно-деловая зона (300) с крупной магистралью и двумя станциями – метро и городской электрички. Схема: проект Генерального плана развития Екатеринбурга до 2045 года.
Еще один возможный сценарий — резервирование территории Большеконного под крупный инвестиционный проект федерального масштаба. Следует вспомнить, что, когда Екатеринбург боролся за право проведения международной выставки ЭКСПО-2025, в Большеконном планировалось разместить большой выставочный центр. Также эту территорию "примеряли" под деревню Универсиады-2023, кампус УрФУ, конечную станцию второй очереди метрополитена. Но в итоге спортивную деревню-кампус приземлили в строящийся район Новокольцовский. Курс на "точку притяжения" Какие успешные практики развития депрессивных городских окраин можно было бы применить в Большеконном и Изоплите? С этим вопросом корреспондент "РусБизнесНьюс" обратился к руководителю АНО "Институт реформирования общественных финансов" Владимиру Климанову и одному из создателей концепции делового квартала "Екатеринбург-Сити", архитектору Андрею Узких. По мнению Климанова, есть немало примеров ревитализации таких территорий либо в рамках девелоперского проекта, либо при создании новых общественных пространств. Так, район Капотни под Москвой, некогда обособленный поселок при нефтезаводе, в 2019 году попал в программу "Мой район". Сегодня там в формате государственно-частного партнерства строятся объекты образования и здравоохранения, ведется благоустройство общественных пространств и зон отдыха, на месте бывшей свалки обустраивается парк с площадками для отдыха и пикников, спортивными зонами и 10-километровой велотрассой.
Такую детскую площадку планируют разметить в московском районе Капотня. Визуализация: stroi.mos.ru
"Я думаю, Большеконному нужна планомерная работа с территорией, некий супер-новый проект, включающий переселение аварийных домов. Возможно и рекреационное использование. В любом случае необходимо волевое решение о развитии территории и, что немаловажно, крупный девелопер, заинтересованный в этом", - отметил собеседник агентства. Для ревитализации любого депрессивного района необходимо сделать его точкой притяжения горожан, уверен Андрей Узких. "Большеконному логичней всего развиваться в формате рекреационной территории, поскольку он выходит к воде, - предположил архитектор. - Изоплит находится рядом с озером Шарташ, значит большую часть территории можно сделать рекреационной, разместить какие-то спортивные объекты. Там может быть и жилье, и развлекательный центр, связанный с водными видами спорта. В любом случае территория должна быть многофункциональной, а не просто построить высотки и оставить узкую полоску у воды для прогулок".
Первая редакция мастер-плана развития Шарташского лесопарка предусматривала создание на Изоплите входной группы с развлекательными и коммерческими объектами. Визуализация: сайт горплан96.рф
Миссия: попасть под КРТ Итак, многоэтажное КРТ микрорайону в ближайшие годы не светит. А малоэтажное, в формате "созвездия" типовых коттеджных поселков? Такая модель два года назад широко обсуждалась с участием госкорпорации ДОМ.РФ. Насколько реально ее реализовать на Изоплите? По мнению президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антона Глушкова, расширять механизмы КРТ на территории, занятые аварийным и ветхим индивидуальным жильем, не просто можно, а необходимо. В том числе потому, что на ИЖС в городах России сегодня приходится свыше 60% всего объема застроенных территорий, и в в массе своей это дома советской постройки, стремительно дрейфующие к статусу аварийного жилфонда. "Больших" девелоперов отпугивает малый формат, при этом с высокой социальной нагрузкой. А "малые" застройщики просто не смогут в такие проекты зайти, – пояснил президент Ассоциации индивидуального жилищного строительства Максим Назаренко.- В рыночных условиях, с учетом нашей дикой конкуренции, такое КРТ будет не востребовано еще и по причине высокой стоимости. Единственно, когда такой проект может быть успешен — если в такой комплексном развитии заинтересован местный, региональный или федеральный бюджет, например, для расселения аварийного жилья, предоставления жилья малоимущим и многодетным семьям. Только в таком случае территория имеет какой-то импульс". А ведь это – подсказка для властей Екатеринбурга! Компактный миллионник – это одно из его преимуществ. Но город уже тесен. Рубить частный лес в том же Поповом Логу или Березовой Роще – тоже вариант не из лучших. Надо пристально посмотреть на городские окраины – в них есть потенциал роста. На днях мэр Алексей Орлов пообещал организовать обсуждение статус-кво Большого Екатеринбурга. Потому что складывается устойчивое впечатление, что у каждого свое видение БЕ, и надо как-то конкретизировать, куда и с чем мы движемся. Чтобы не получилось "гладко было на бумаге, да забыли про овраги", точнее, про окраины. Борис ЕВГЕНЬЕВ |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |