|
МК "Уралмаш": вектор развития23.06.2009 — Аналитика Машиностроительная корпорация "Уралмаш" в 2010 году планирует начать производство буровых установок, которые разрабатываются совместно с американской компанией Loadmaster Universal Rigs. О рынках сбыта новой продукции и о перспективах производства нефтегазового оборудования в России в условиях наметившейся тенденции сокращения добычи углеводородов агентству "РусБизнесНьюс" рассказал директор дивизиона "Нефтегазовое буровое оборудование" МК "Уралмаш" Рауф Джабаров.
- Рауф Джавадович, какова сегодня потребность в буровом оборудовании? Сокращаются ли заказы у машиностроительных предприятий? - В докризисные 1-2 года нефтегазовые компании РФ покупали до 100 буровых установок в год - как на модернизацию парка, так и на его пополнение. Сегодня программы бурения сократились почти наполовину. Соответственно, и потребность в оборудовании упала. Надеюсь, большего падения не произойдет, и наш завод сможет изготавливать и поставлять нужное количество буровых установок. Планы наши основаны на том, что такие компании как "Газпромнефть", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и некоторые другие не сворачивают буровые работы и будут приобретать оборудование.
- Много ли неприятностей вам доставляют иностранные производители нефтегазового оборудования? Как Вы оцениваете недавнюю покупку российским Внешторгбанком 30 буровых установок в Китае? - Действительно, есть информация, что компания "Северная экспедиция", приобрела в лизинг 30 установок и они, в основном, сейчас простаивают. О работоспособности китайского оборудования у нас мало сведений. Поставки в Россию начались недавно, поэтому о долговечности оборудования говорить пока рано. Можно лишь рассуждать о его надежности, основываясь на количестве отказов в определенный промежуток времени. Отказы были - вследствие разрушения металлоконструкций при низкой температуре. Но китайский менталитет таков, что они извлекают уроки из практики и постоянно совершенствуют продукцию. Буровое оборудование они делают все лучше и лучше. Китайцев нельзя не похвалить за инициативу: берут за основу существующее российское либо американское оборудование, совершенствуют и потом продают тем же заказчикам. Как это следует расценивать с точки зрения авторского права - вопрос, но с точки зрения бизнеса это рациональное решение.
- Почему же россияне не могут регулярно совершенствовать свою продукцию? В чем причина роста импорта в нашу страну? - В 2002 году, накануне раздела "Уралмаша" на отдельные предприятия мы произвели 29 буровых установок - то есть около половины от тогдашней потребности всего российского рынка. Думаю, что если бы завод оставался единым, то "Уралмаш" сумел бы удержаться на этом уровне, наладив выпуск установок лучшего класса. Когда же выделили из предприятия три цеха и передали инжиниринг, объемы упали сразу: в 2005 году сделали всего четыре штуки. Потом принялись наращивать производство, но конкурентные преимущества были уже потеряны: инжиниринг передали одному предприятию, производственные мощности остались в другом. Нам теперь приходится восстанавливать как инженерный, так и производственный потенциал и думать, чем загружать производственные мощности, оставшиеся с советских времен. Задача довольно непростая. У компании "Уралмаш - Буровое оборудование", входящей в ГК "ИНТЕГРА", была другая проблема: у нее были меньшие производственные мощности, не было сварочного производства, отчего пришлось приобретать площади в Тюмени. Соответственно, пока мы решали свои проблемы, нефтяники стали закупать у китайцев - причем, не только установки, но и отдельные узлы. Они стоят недорого, работают нормально и довольно практичны. Нам, чтобы бороться с китайским импортом, нужно опираться на свои конкурентные преимущества. Китайцы пока не занимаются обслуживанием своего оборудования и поставкой запасных частей. Для этого требуется время и желание производителей заниматься сервисом. Российским предприятиям организовать сервисное обслуживание проще в силу меньших расстояний и отсутствия языкового барьера. Свою позицию мы озвучиваем сервисным и буровым компаниям, и они воспринимают ее нормально.
- Но есть ведь и другие конкуренты: оборудование для добычи и транспортировки нефти в Россию поставляют европейские, американские и южнокорейские компании. Что может отечественное машиностроение противопоставить им? - Россия является лидером в нефтегазовом машиностроении среди стран СНГ, освоив широкую номенклатуру продукции. Хотя некоторое оборудование у нас в стране не производится, но зато мы делаем неплохое буровое оборудование. Например, западные сервисные компании применяют в том числе и российские установки при бурении в России.
- Почему же тогда вы решили делать установки совместно с американской компанией Loadmaster Universal Rigs? - Loadmaster Universal Rigs известная в мире фирма - она разработала установку для Сахалина, способную бурить на 15 тысяч метров. У нее есть наработки, которые можно совместно с нашими конструкторами адаптировать к российским условиям. Будем применять отечественные хладостойкие стали, установим оборудование, которое нравится нашим буровикам. Новая установка будет полностью производиться у нас. Поставлять ее мы намерены не только в Россию, но и в арабские страны и Юго-Восточную Азию. Со сбытом, полагаю, проблем не будет, поскольку сертифицировать установку будет Американский нефтяной институт (API), требования которого будут заложены уже в чертежи. Это расширит наши возможности, так как сегодня наше оборудование не имеет этого сертификата.
- Планируете ли вы в связи с этим расширить географию поставок своей продукции? - Мы традиционно поставляли продукцию в страны СНГ, на Ближний Восток. Скорее всего, эти территории и останутся основными потребителями нашего оборудования. Хотя и здесь не все так просто. В Азербайджане и Казахстане речь может идти лишь о модернизации существующего парка оборудования, поскольку новые установки эти страны не приобретают: месторождения там разрабатываются западными фирмами, которые приходят со своим оборудованием. Поэтому для нас важны рынки Туркмении, Узбекистана, Белоруссии, Украины. Идут также маркетинговые исследования в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Речь здесь идет о модернизации старых и поставках новых установок. Интересен нам и шельф Каспия. Мы в 70-е годы делали морские буровые установки для Азербайджана, делали много, но они были другого класса и морально уже устарели. Мы будем пытаться получить техническое задание от компаний-операторов, получивших право на разработку месторождений. В российской части Каспия этим занимается в основном "ЛУКОЙЛ". Рынок этот пока небольшой, но в этом направлении мы намерены поработать. Подготовил Владимир Терлецкий |
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 12+. Перевод новостей и аналитических материалов на иностранные языки осуществляется агенством переводов ТРАНСЛИТ |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |