Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Уральские страховщики попали под колесо ОСАГО
Выбрать: Русский язык

Уральские страховщики попали под колесо ОСАГО

Уральские страховщики попали под колесо ОСАГО

23.06.2009 — Аналитика


Рынок страхования Урала лихорадит. Проблемы с ликвидностью вынуждают проблемные компании предлагать демпинговые цены либо искать покупателя среди более успешных конкурентов. О причинах грядущего передела рынка и о последствиях поглощения региональных страховщиков – в материале "РусБизнесНьюс".

 

Директор дивизиона "Урал" компании "ERGO Русь" Сергей Букреев полагает, что в ближайшее время часть страховых компаний уйдет с рынка. Проиграют в основном те, кто обслуживал предприятия крупных холдингов, либо пользовался административным ресурсом, потому что персонал таких компаний не подготовлен для работы на рынке. В кризис устойчивее себя чувствуют страховщики, работающие не только с банками и автосалонами, но и с малым бизнесом, с физическими лицами.

Сегодня часть игроков регионального рынка откровенно демпингует, что, по мнению эксперта, говорит о проблемах с ликвидностью в этих компаниях. "Подсекло" их автострахование: в благоприятном 2008 году они собрали слишком большой клиентский портфель, который по мере изменения курса доллара и роста цен на запчасти принес им многочисленные убытки. Включение механизма демпинга, полагает Букреев, вскоре создаст еще большие проблемы.

Кандидаты в банкроты, однако, обвиняют в предложении необоснованно низких цен крупные зарубежные компании. Обладая большими финансовыми возможностями, иностранцы априори доминируют в некоторых видах страхования, предлагают более гибкие программы и различные скидки. Все это вынуждает уральских предпринимателей говорить о неравных условиях конкуренции.

Генеральный директор страховой компании "Северная Казна" Александр Меренков, между тем, так не считает: у зарубежных страховщиков большой опыт работы, отлаженные технологии и умение работать на будущее. Они выигрывают за счет более правильного расчета тарифов, оплаты по конкретному результату, а также благодаря экономии на расходах и ненужных амбициозных проектах. Конкурируют иностранцы вполне корректно, а потому летом-осенью 2009 года возможны несколько вариантов развития событий: например, покупка региональных компаний иностранными либо московскими страховщиками – с последующим поглощением первыми вторых. Не исключено и привлечение уральскими страховщиками портфельных инвесторов без продажи бизнеса.

Директор Уральского регионального центра ОСАО "Ингосстрах" Валерий Шелякин, однако, не ожидает массового "вторжения" на местный рынок иностранных страховщиков. Процесс вхождения будет достаточно долгим и неоднозначным. Местные компании имеют прочные партнерские отношения с наиболее значимыми предприятиями региона и могут предлагать им скидки или специальные условия. Иностранцы же, полагает эксперт, вряд ли будут теснить конкурентов с помощью демпинга, поскольку отношение к рискам у них, как правило, консервативное. Отчего они проводят более взвешенную политику. Например, "ERGO Русь" не страхует государственные контракты и отечественный транспорт. СК "Allianz РОСНО Жизнь", принадлежащая холдингу Allianz New Europe, уделяет повышенное внимание вопросу безопасности инвестиций при размещении страховых резервов. В своей инвестиционной стратегии она руководствуется не только законодательством РФ, но и дополнительными более жесткими требованиями Allianz. Соответственно, "консерваторы" меньше пострадали в кризис: по словам Сергея Букреева, инвестиции в госбумаги в 2007-2008 годах не принесли большого дохода, но зато и падение в последние месяцы было не столь резкое, как у рисковых компаний.

Начальник отдела автотранспортного страхования филиала ООО "Росгосстрах-Урал" - "Главное управление по Свердловской области" Антон Козлов вообще считает, что вытеснение некрупных конкурентов с рынка с помощью низких цен вряд ли выгодно именно западным компаниям. Страхование автотранспорта находится на грани рентабельности, и игры с демпингом могут привести к более чем печальным результатам. К тому же СК с иностранным капиталом действуют достаточно автономно от западных родственных компаний, отчего нельзя позиционировать конкуренцию как борьбу западных страховщиков с российскими.

Генеральный директор СК Allianz РОСНО Жизнь Максим Чернин убежден, что далеко не каждая российская компания может заинтересовать иностранцев. Принимая решение о покупке, они будут тщательно оценивать финансовую политику, страховой портфель и стратегию андеррайтинга кандидата на поглощение. Это приведет к ограничению круга отечественных страховщиков, которые потенциально могут влиться в крупные международные группы. "Слияния и поглощения, - прогнозирует эксперт, - скорее всего, будут инициированы крупными российскими страховыми группами, для которых покупка региональных компаний - это альтернативный, а сегодня, возможно, и более доступный способ наращивания своей доли рынка в конкретном регионе".  Страховщики между тем подчеркивают, что успех на рынке все же будет зависеть не от национальной принадлежности капитала. Решающее значение будут иметь качество сетей продаж, эффективные и прозрачные бизнес-процессы, ориентированность услуг на клиента и определенная причастность к мировым тенденциям развития индустрии страхования, которые могут быть внедрены и на региональном рынке. Грядущая череда слияний-поглощений, таким образом, пойдет на пользу клиентам страховым компаниям: расширятся продуктовые линейки, возможно, упадут тарифы, появятся новые инвестиционные программы в некоторых видах страхования.

Однако особых иллюзий насчет существенного изменения продуктовых линеек питать все же не стоит. Сергей Букреев предполагает, что появятся облегченные продукты, то есть с меньшим покрытием рисков и меньшей ценой. Но подобные предложения существовали всегда. Кризис поэтому приведет лишь к усилению активности маркетологов: клиентам станут рассказывать, что на рынок выводится новый продукт - например, КАСКО за полцены, хотя в реальности это может быть лишь обычная пиар-акция. Скорее всего, дешевый полис будет покрывать лишь часть страховых случаев. Не исключено и продвижение уже существующего продукта, который не пользуется популярностью у клиентов. В России, например, не покупают полис с большой франшизой, то есть такой полис, который предполагает страховые выплаты лишь при наличии большого ущерба. Причина в том, что отечественные автовладельцы привыкли получать возмещение даже за самые незначительные повреждения своей машины. Поэтому, зная ментальность россиян, иностранные компании, вероятно, сосредоточат свои усилия на подаче старых продуктов в новой обертке.

Впрочем, бесспорный плюс от слияний-поглощений все же будет: небольшие и рисковые компании уйдут с рынка. Это пойдет на пользу клиентам, которые стремятся сегодня уйти к тем страховщикам, за которыми стоят солидные акционеры и мощные перестраховщики.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта